Классный час + презентация "Научно-технический прогресс и его влияние на детскую психику"


Тема классного часа:

«Научно-технический прогресс и его влияние на здоровье человека и детскую психику»


Форма проведения: информационные сообщения с элементами беседы.


Цель:

  • Довести до сведения учащихся и их родителей информацию о вредном влиянии современной техники (телевизора, компьютера, сотовых телефонов) на организм человека;

  • Рассказать о правилах безопасности пользования соответствующей техникой в целях сохранения здоровья детей.

Подготовка:

  • Подбор материала совместно с учителем информатики.

  • Разработка цикла бесед совместно со школьным психологом, врачом и учителем информатики.


Содержание классного часа


Научно-технический прогресс – это, как говорят, техника на грани фантастики. Это действительно так: за несколько десятилетий компьютерная технология сделала потрясающий рывок в своем развитии! Уже никого не удивляют компьютерные классы, компьютерные дома, сотовые телефоны – уже не роскошь, а необходимость.


Беседа первая

«Я и компьютер»


То, что пребывание ребенка длительное время за компьютером вредно для его здоровья, известно всем. Однако не все родители знают, как влияет компьютер на ребенка и сколько времени он может заниматься тем или иным делом.

Мало знают об этой угрозе и сами ребята, и если взрослым некогда обратить на это внимание, то детям интересно будет узнать, как избежать болезни, переутомления и стрессов.

Существуют четыре основных вредных фактора:

▪нагрузка на зрение.

▪стесненная поза.

▪нагрузка на психику.

▪излучение.

Кроме того попробуем разобрать следующие вопросы:

▪общие нормы при работе с компьютером.

▪как снизить вредность воздействия.

▪Как проконтролировать ребенка.


Нагрузка на зрение.

Это первый и самый главный фактор. Именно из-за нее через непродолжительное время у ребенка возникают головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения

Однако заметим сразу, не компьютер является основной причиной развития близорукости у ребенка. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор, чтение в темноте при грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена.


Качество монитора.


Самым важным фактором в сохранении зрения ребенка играет качество монитора. Современные мониторы устроены так, что обладают высокой контрастностью при внешней засветке и поэтому не нуждаются в защитном фильтре. Более того, защитный фильтр для них вреден. Самым безопасным для глаз монитором является монитор на жидких кристаллах и жидкокристаллический проектор, затем следуют профессиональные 15-дюймовые, 17-дюймовые и 14-дюймовые мониторы. Завершают список мониторы с диагональю 14 дюймов выпуска ранее 1997г. Условно нагрузку на зрение можно распределить так:

Устаревший монитор

100%

Современный монитор 14 дюймов

70%

Современный монитор 17 дюймов

60%

Современный монитор 15 дюймов (типа view Sonic 6655)

40%

Цветной ЖК монитор

20%

Черно-белый ЖК монитор или ЖК проектор

15%









Следовательно, час игры на устаревшем мониторе по нагрузке на зрение равноценен двум часам игры на хорошем мониторе.

Содержание изображения.

Второй по значимости факто утомляемости глаз – это содержание изображения. Легче всего глаз воспринимает статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука.

Для глаз ребенка достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста.

Хуже воспринимается рисование на компьютере. Здесь звук уже не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза.

Немного тяжелее приходится зрение в том случае, когда ребенок вынужден читать с экрана текст. Поэтому Интернет - штука достаточно опасная, поскольку здесь приходится много читать.

Ну и, наконец, настоящие убийцы глаз - это игры. Движущееся изображение, мелкие элементы - все это приводит к такому переутомлению, которое снимается не очень скоро.


Общий итог

Несколько же компьютер опасен для зрения? Сравнивая его с телевизором, следует помнить, что наличие дисплея и его качество во много раз выше качества телевизионной трубки. Однако дисплей, как правило, ближе. И все же можно считать, что нагрузка на глаз от монитора немного ниже, чем от телевизора.

Поэтому время, проведенное за компьютером, и время, проведенное перед телевизором, следует суммировать!


Стесненная поза

Вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье, является стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определенное положение и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-за стесненной позы возникают следующие нарушения.

Затрудненное дыхание. Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным явлениям.

Остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда искривление позвоночника.

Заболевание суставов кистей рук. Это профессиональное заболевание, ранее преследовавшее машинисток в редакциях, а ныне – операторов компьютеров. При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать много мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания.


Как помочь школьнику уменьшить вредное влияние?


Самое важное в уменьшении нагрузки – правильно подобранная мебель. И столы, и стулья, и прочие аксессуары должны быть специализированные, причем подобраны именно для детей.

Стул. Хороший стул снимает половину нагрузки. Специальный операторский стул на роликах, с регулируемой спинкой, без подлокотников и вращающийся вокруг своей оси позволяет ребенку изменять позу во время работы. Дети с удовольствием ерзают на таких стульях, а значит, их грудная клетка и позвоночник работают. Газовый патрон дает возможность регулировать высоту строго индивидуально, а это также снимает утомление.

Стол должен быть со специальной выдвижной доской под клавиатуру. Дело в том, что когда ребенок пишет, рисует, работает мышкой или играет, ему нужен высокий стол. Клавиатура должна быть расположена на 7 - 10 см ниже стандартной высоты стола. Выдвижная доска позволяет соблюсти эти требования, так как заставляет ребенка периодически изменять позу.

Проекционное оборудование на уроке - тоже не блажь. Если при работе на уроке давать задание через индивидуальное рабочее место, то нагрузка повышается. Использование демонстрационного проектора или телевизора нагрузку снижает.

Психическая нагрузка.

Третий по важности фактор – психическая нагрузка. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область весьма мало изучена, поскольку современная мультимедиатехника появилась лишь не давно. И все же можно психическую нагрузку уменьшить.

Во-первых, в работе следует делать перерывы. На уроке за этим следит учитель, дома на компьютере следует поставить таймер, например, из пакета Norton utility.Каждые 30 мин - перерыв на 15 минут.

Во- вторых, следует внимательно следить за содержательной стороной игр, в которые играет ребенок, за тем, что он программирует, и какие сайты он посещает.

В общественном сознании укоренилась мысль о том, что сааме вредное в компьютере – это излучение, на самом деле психическое воздействие может оказаться намного серьезнее.

Излучение.

Радиация от компьютерного монитора - это вечное пугало для всех родителей. На самом деле, как вы убедились, есть факторы гораздо более серьезные. У современных мониторов предусмотрены меры по безопасности. В частности, излучения, которые собственно называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нем нет устройств со столь высокой энергией. Так же практически ничего не излучает системный блок.

Вредными для человека являются следующие факторы.

Электростатические поля. На электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал около 20000 В (в 100 раз выше напряжения в сети) Сам по себе потенциал не страшен, но этот потенциал создается между экраном дисплея и лицом оператора и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки, как пули, врезаются в кожу того, кто сидит пред экраном.

Имеются следующие способы борьбы с этим явлением:

Снижение количества пыли в помещении. В частности компьютерных классах крайне нежелательно применение мела, поскольку мел постепенно переходит с доски на лица детей, разгоняемый статистическими полями. Обратите внимание – хороший компьютерный класс оборудован маркерной доской, кондиционером и пылеуловителем, а иногда и люстрой Чижевского. Эти устройства снижают количество пыли в помещении, а люстра Чижевского еще и подавляет статистические поля.

Ну, а самый простой способ борьбы - после занятий на компьютере умыться холодной водой.

Высокочастотные электромагнитные поля. Их воздействие сравнимо с радиацией, но, к счастью, они очень быстро уменьшаются с расстоянием, элементарно экранируются и управляются. Основной их источник - отклоняющая электромагнитная система кинескопа. В современных мониторах все излучение отводится и частично назад, вперед не излучается ничего. Поэтому в школах компьютеры расставляются вдоль стен таким образом, чтобы люди не могли находиться возле их задних стенок. А вот наклоняться над монитором, чтобы поглядеть на него сверху, не рекомендуется.

Низкочастотные электромагнитные поля до сих пор не считались вредными, поскольку от компьютера они ниже, чем, скажем, от электрического утюга. Однако, по данным PC WEEK за февраль 2000 г., следует, что взаимодействие собственных полей монитора и внешних электромагнитных полей может вызвать интерференцию, из-за которой изображение на экране начинает меркнуть, вызывая ухудшение зрения и головную боль. Радикальные способы борьбы с этим явлением пока, по сведениям журнала, не найдены.

Следует отметить, что дисплеи на жидких кристаллах лишены большинства этих недостатков - напряжение на них значительно ниже, а электромагнитного излучения почти нет.



Слайд 1
Криворотова Лариса Николаевна МОУ «Гимназия №5 г.Тырныауз КБР учитель информатики Научно-технический прогресс и его влияние на детскую психику
Слайд 2
Содержание Цель проведения цикла бесед Содержание классного часа 1. Я и компьютер 2. Реклама давит на психику детей 3. Сотовый телефон и здоровье 2 Криворотова Л.Н.
Слайд 3
Цель занятия  Довести до сведения учащихся информацию о вредном влиянии современной техники (телевизора, компьютера, сотовых телефонов) на организм человека;  Рассказать о правилах безопасности пользования соответствующей техникой в целях сохранения здоровья. Форма проведения: информационные сообщения с элементами беседы 3 Криворотова Л.Н.
Слайд 4
Содержание классного часа Научно-технический прогресс – это, как говорят, техника на грани фантастики. Это действительно так: за несколько десятилетий компьютерная технология сделала потрясающий рывок в своем развитии! Уже никого не удивляют компьютерные классы, компьютерные дома, сотовые телефоны – уже не роскошь, а необходимость. 4 Криворотова Л.Н.
Слайд 5
Они стали постоянным атрибутом не только бизнесменов, но и большинства рядовых граждан, появились в том числе у многих учащихся. Раз уж мы живем в XXI в. И нам никуда не деться от НТП, то давайте немного поговорим о влиянии современной техники на здоровье человека, особенно на организм ребенка. Знания помогут не только правильно и эффективно использовать достижения науки, но и сохранить здоровье. 5 Криворотова Л.Н.
Слайд 6
Беседа первая: «Я и компьютер» Вредные факторы 6 1.Нагрузка на зрение 3.Нагрузка н а психику 2.Стеснен-н ая поза 4.Излучение Криворотова Л.Н.
Слайд 7
I. Нагрузка на зрение 7 1 2 3 Качество монитора Содержание изображения Общий итог Криворотова Л.Н.
Слайд 8
1. Качество монитора Нагрузка на зрение % Устаревший монитор 100 Современный монитор 14 дюймов 70 Современный монитор 17 дюймов 60 Современный монитор 15 дюймов 40 Цветной ЖК монитор 20 ЖК проектор 15 Следовательно, час игры на устаревшем мониторе по нагрузке равноценен двум часам игры на хорошем мониторе. 8 Криворотова Л.Н.
Слайд 9
2. Содержание изображения Степень утомляемости глаз возрастает снизу вверх в зависимости от содержания изображения Игры – настоящие убийцы глаз! Движущиеся изображения Чтение текста с экрана. В Интернете много текста! Рисование на компьютере Статические, крупные изображения в сопровождении звука 9 Игры Чтение текста Рисование Картинки, фото Криворотова Л.Н.
Слайд 10
2. Содержание изображения Безопасно: статические изображения Опасно: движущиеся изображения 10 Криворотова Л.Н.
Слайд 11
3. Общий итог Время, проведенное за компьютером и время, проведенное перед телевизором, следует суммировать! Качество дисплея выше качества телевизионной трубки. Однако дисплей, как правило, ближе. Нагрузка на глаза от монитора немного ниже, чем от телевизора. 11 Криворотова Л.Н.
Слайд 12
II. Стесненная поза 1 2 3 Затрудненное дыхание Остеохондроз Заболевания суставов кистей рук 12 Криворотова Л.Н.
Слайд 13
Как уменьшить вредное влияние?  Правильно подобрать мебель. И столы, и стулья, и прочие аксессуары должны быть специализированные, подобранные именно для детей.  Проекционное оборудование – не блаж. Если давать задание через индивидуальное рабочее место, то нагрузка повышается. Использование проектора нагрузку снижает. 13 Криворотова Л.Н.
Слайд 14
III. Психическая нагрузка Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. 14 Криворотова Л.Н.
Слайд 15
Возьми за правило! В работе следует делать перерывы. Каждые 30 минут – перерыв на 15 минут. Внимательно следите за содержательной стороной игр, в которые вы играете. Самое вредное в компьютере не излучение, психическое воздействие может оказаться намного серьезнее. 15 Криворотова Л.Н.
Слайд 16
IV. Излучение Радиация от компьютерного монитора Электростатическое поле ЖК дисплеи лишены большинства этих недостатков Электромагнитные поля 16 Криворотова Л.Н.
Слайд 17
Снижение количества пыли в помещении В частности в компьютерных классах крайне нежелательно применение мела, поскольку мел постепенно переходит с доски на лица, разгоняемый статическими полями. Самый простой способ борьбы – после работы на компьютере умыться холодной водой. 17 Криворотова Л.Н.
Слайд 18
Берегите себя! 18 Криворотова Л.Н.
Слайд 19
Ресурсы  Классные часы в 10-11-х классах/Е.П.Сгибнева, Т.Б.Солдатова  Шаблоны презентаций - http://powerpoint4you.ru/5-shablonovdlya-biznes-prezentacij/ Картинки  http://www.liveinternet.ru/users/pekshin/post94348447/  http://www.rusrep.ru/2007/29/news_skrytaya_programma_shkoly/  http://www.telecomexpert.ru/part.html  http://www.air-phone.ru/index.php  http://www.beeset.ru/?m1=30&m2=50&id=418722  http://www.infoblod.ru/e/202637-multiplikatsiya - анимации  http://www.liveinternet.ru/users/yan48/post112490783/ - анимации  http://radikal.ru/F/s45.radikal.ru/i107/1007/bc/f53c8335bc53.gif.html - скринсейвер
Слайд 20

Полный текст материала Классный час + презентация "Научно-технический прогресс и его влияние на детскую психику" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Криворотова Лариса Николаевна  klarisa
31.10.2010 10 12168 3119

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 10
avatar
10 мотылек6795 • 18:32, 30.09.2011
Спасибо за предоставленный материал. Эта тема очень актуальна на сегоднешний день. Обязательно проведу беседу в классе. Этот материал очень пригодится.
avatar
9 Сургутская • 08:18, 25.04.2011
Пользовалась данным материалом при проведении классного часа в 7 классе в рамках дня наки. Получилось весьмо качественно и эффективно. СПАСИБО.
avatar
8 sotnicnatalya • 19:50, 08.01.2011
Спасибо Вам за полезную работу!!!
avatar
7 Lalama • 09:45, 18.11.2010
Большое спасибо за актуальный материал! Очень пригодился! Очень жду второе и третье приложение!
avatar
6 сарф • 18:47, 09.11.2010
Спасибо большое за интересный материал
avatar
4 Aljonka88 • 15:14, 04.11.2010
Спасибо за актуальный, своевременный материал.
avatar
5 klarisa • 16:54, 06.11.2010
Спасибо за отзыв! Скоро выложу продолжение, т.е. - беседа вторая "Реклама"
avatar
Прошу в названии разработки указывать ее тип и класс, для которого она предназначена.
Также рекомендую в текстовом файле указывать сведения об авторе: "Автор: ФИО, место работы, должность" (а не только в презентации).
avatar
2 klarisa • 23:53, 02.11.2010
Не совсем понятна первая часть претензии. Указано в описании: классный час для старшеклассников. Форма проведения тоже указана. Это все в названии написать? Текстовый файл могла бы дополнить необходимыми сведениями, но не вижу возможности доступа к своему материалу.
avatar
Желательно все-таки писать сведения в названии, чтобы пользователям было проще ориентироваться по каталогу.
После публикации материала сами вы его изменить не сможете.