Программа элективного курса "Культура и традиции русского народа"; 9 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №46

с углубленным изучением отдельных предметов






Программа

элективного курса по технологии

для 9 классов


«Культура и традиции русского народа, через изготовление русской куклы»


Составитель: Журавлева Марина Игоревна

учитель технологии




Количество учебных часов – 17 часов












2010 учебный год





«Кто изучил науки, а к делу их не применил,

словно тот, кто арык прорыл, а поле не засеял,

или засеял, да урожаем не воспользовался».

Алишер Навои





1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы

Вся народная культура рождена трудом, трудовой деятельностью, являющейся основой, средством, условием существования человека, поэтому данный курс обладает большими возможностями для реализации задач духовно-нравственного, патриотического, гражданского воспитания учащихся.

Курс направлен на возрождение и распространение народных промыслов, национальных традиций русского народа. Изучение курса способствует развитию основ графической грамотности, образного и пространственного воображения, формируются навыки работы с чертежными инструментами и приспособлениями. Программа разработана с целью расширения и углубления знаний в области материаловедения, совершенствования умений и навыков работы в изготовлении русской народной куклы.

2. Цели программы

Приобщение учащихся к народной культуре, воспитание духовно богатого человека, знающего и поддерживающего традиции и обычаи русского народа.

3. Задачи курса

- формировать у учащихся целостное восприятие народного искусства, как части культуры народа;

- углубить и систематизировать знания учащихся по национальному декоративно-прикладному искусству;

- изучение традиций, обычаев русского народа, истории русского быта, народного костюма, народной куклы;

- создавать условия для нравственного воспитания учащихся;

- воспитывать любовь к России, народу и его традициям;

  • способствовать развитию творческих способностей личности;

  • воспитание у учащихся творческого подхода в выполнении работ по изготовлению русской куклы.

  • обучать учащихся умениям и навыкам традиционной художественной обработки материалов разных видов.


4. Принципы и подходы, лежащие в основе программы

Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.

Кроме того ей присущи практическая направленность и творческий подход.

Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые для изготовления народной куклы. Курс предполагает, что при изучении курса учащиеся научаться выполнять различные виды работ декоративно - прикладного характера. Выполнение изделий – это творческий процесс. Учащиеся самостоятельно должны выбирать и выполнять работы по изготовления русской народной куклы, оформлению костюма. В процессе изучения теоретического обучения учащиеся знакомятся с передовыми способами труда, получению и использованию информации через информационные системы, печатные издания, предметы декоративно-прикладного творчества. Знакомятся с историей русской культуры, видами декоративно - прикладного творчества, историей русской народной куклы. Учатся использовать передовые способы труда и организации рабочего места, инструменты и приспособления, соблюдать правила техники безопасности.

5. Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать и уметь:

  • знать историю развития русской культуры, русского народного костюма, народной куклы;

  • новые термины, встречающиеся при изучении темы;

  • знать и владеть приемами изготовления народной игрушки;

  • знать и владеть технологией конструирования и обработки деталей костюма для русской куклы;

  • уметь анализировать результаты своей работы.


6. Результативность

При изучении данного курса учащиеся приобретают знания по русской народной культуре, проявляется интерес к изучению истории, фольклору…Учащиеся в соответствии со своими познавательными интересами получают теоретическую и практическую подготовку по истории русской куклы, изготовлению русской куклы. Они изучают материалы и инструменты для выполнения практических работ. При выполнении практических работ учащиеся самостоятельно выбирают и подбирают материалы для выполнения различных видов кукол. В конечном результате у учащихся должна быть выполнена практическая и теоретическая части работы. Это изделие и письменная (проектная работа), как результат работы.



7. Критерии и показатели усвоения материала

1) Информационные

  • формирование представления о русской культуре;

  • знание видов декоративно - прикладного творчества, особенностей изготовления изделий и технологий;

  • знание о возможности применения русской народной куклы в старину.

2) Исследовательские

  • участие в проектной деятельности по изучению русской народной культуры, видов декоративно - прикладного творчества;

  • изучение путей овладения приемами изготовления народной куклы.

3) Практические

  • формирование практических навыков;

  • развитие способностей изготовления изделий, через углубленное или расширенное изучение русского костюма, русской народной куклы.

8. Формы контроля

  • диагностика знаний, умений, навыков учащихся;

  • презентации проектов учащихся.

Выполнение русской народной куклы, написание и защита проектной работы, является одним из основных методов выявления результатов.



9. Тематическое планирование курса



Тема занятия

Количество часов

1

Декоративно-прикладное творчество русского народа.

1

2

Домашний быт, семейный уклад наших предков. Традиции русского гостеприимства.

1

3.

Технология традиционных видов рукоделия.

1

4.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

1

5.

Виды текстильных материалов. Свойства тканей. Технология обработки ткани.

1

6.

Традиционный народный костюм. Общие и отличительные черты в костюме, аксессуарах.

1

7.

Выполнение эскиза женского и мужского костюма.

1

8.

Русская вышивка в национальных костюмах.

1

9.

Русская тряпичная кукла. История появления куклы на Руси Значение куклы на Руси.

1

10.

Роль тряпичной куклы в воспитании девочек, подготовки их к будущему материнству.

1

11.

Традиционные тряпичные куклы: Младенчик. Технология изготовления тряпичной куклы-закрутки.

1

12.

Кукла на счастье, Кормилка Вепская

1

13.

Кукла-нянюшка, Утешница

1

14.

Жонка, Параскева

1

15.

Многоручка, Зернушка

1

16.

Куватки, Покосница

1

17

Творческие проекты выполнение и защита.

1



Общее количество часов


17







Литература


  1. Энциклопедия рукоделия: Пер. с англ. – М.: Ниола-Пресс,1997.

  2. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Книга для учителя. - М., 1984.

  3. Основы художественного ремесла: вышивка, кружево... /Под ред. В. А. Барадулина и О. В. Танкус. - М.: Просвещение, 1978.

  4. А.Клиентов, Народные промыслы, - М.: Белый город, 2002

  5. Коротковой М.В., Традиции русского народа,

  6. http://www.artdolls.ru/ad/index.html История кукол

  7. http://www.dollmaster.ru/masterclass.html, Кукольный мастер, мастер-класс

  8. http://stranamasterov.ru/node, Страна мастеров

  9. http://www.shkolaremesel.varkhangelske.ru/kursy parochki.html, Школа народных ремесел











Полный текст материала Программа элективного курса "Культура и традиции русского народа"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Журавлева Марина Игоревна  Жу-жа
26.07.2011 1 6665 1112

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК