Статья "Прикладное значение бега с преодолением препятствий"


 

Прикладное значение бега с преодолением препятствий

 

 


 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3 1Кроссовая подготовка, как подготовка к жизни…………………………………………..4

1.1 Бег с преодолением препятствий как средство развития волевых и физических качеств……………………………………………………………………………….........5

1.2 Воспитание динамичности, адаптивности личности посредством развитиякоординационныхспособностей . ……………………………………………………..6

    1. Разнообразие видов физкультурнойдеятельности способствующих формированию самостоятельности учащихся…………………………………………………………7

Заключение………………………………………………………………………………..10

Список используемых источников………………………………………………………11


 


 

Кроссовая подготовка, как подготовка к жизни

Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001) основой образования по физической культуре является двигательная деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека.

В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность.[1]

Среди задач, решаемых в процессе физической подготовки учащихся девушек 10-11 классов, является обеспечение оптимального развития их основных физических качеств, формирование адекватной самооценки личности, развитие уверенности, выдержки, самообладания, дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.[2]

Задачи физического воспитания,решаемые в старших классах, возрастные и половые особенности девушек накладывают свою специфику на организацию и методику учебно-воспитательного процесса.

В старшем школьном возрасте обучение идет по пути усиления тренировочной направленности уроков, более широкого применения проблемно-поисковых методов, учебных бесед, самостоятельной работы,метода сопряженного развития кондиционных(силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных способностей.[2]

Анализ литературных источников, педагогический опыт и проведение практических занятий сучащимися 10-11 классов, позволил мне сформулировать цель данной работы следующим образом:

1.Определить место кроссовой подготовки, в подготовке учащихся 10-11 классов к предстоящей жизнедеятельности.

2.Рассмотреть разнообразные способы физкультурной деятельности направленные на формирование самостоятельности учащихся.

Занятия кроссовой подготовкойучат детей преодолевать трудности различными способами. Благодаря этим занятиям у ребенка с одной стороны развиваются выносливость, сила, координационные способности.

С другой стороны тренируется воля.

Воля-способность человека достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий, проявляемая в саморегуляции своей деятельности и различных психических процессов.[3]

Благодаряволи человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости,выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой.[3]

В этом и заключается актуальность данной темы.

У меня жизнь в современном мире с ее постоянно меняющимися условиями и стремительным темпом ассоциируется с кроссом.

Кросс - это бег по пересеченной местности с преодолением препятствий.

На путивстречаются спуски и подъемы, вертикальные, горизонтальные и смешанные препятствия, а также равнинные участки. Задача, сохранив скорость бега,преодолеть препятствия и не получить травму.

Назанятиях кроссовой подготовкой девушки не только учатся технично преодолевать различные препятствия, что позволит им свести к минимуму риск получения травмы при выполнении данных двигательных действий в условиях естественной среды, а также развивают такие физические качества как выносливость, прыгучесть, быстрота, ловкость.

Они учатся быстрому анализу возникшей ситуации и адекватному ее решению.

Преодоление препятствий для многих учениц на начальном этапе обучения казалось невыполнимым, они были не уверенны в себе, испытывали страх.

Мнеприходилось им объяснять, что мы живем в мире, где нужно прилагать определенные усилия, чтобы чего-то достичь. Иногда даже может казаться, что жизнь специально создает преграды.

На самом деле непреодолимые препятствия существуют только в нашей голове. Например, на вашем пути встречается гора:«Кто-то решит вернуться назад и поискать другую дорогу.Но самые настойчивые преодолеют ее и пойдут дальше к своей цели.А что будет с теми, кто решил искать более легкий путь?».

Они обречены на вечный поиск, так как нет пути, на котором отсутствуют препятствия.

Точнее, есть один вариант -это ничего не делать, просто плыть по течению и довольствоваться тем, что попадется.

К какому типу людей хотите вы относиться? Это ваш выбор!

Чтобы бы мы не затеяли, на пути реализации возникнут препятствия. Одни легкие, и мы их преодолеваем без затруднений. Другие сложней, мы их заранее видим и с трудом, но преодолеваем. Есть еще препятствия, которые мы просто не замечаем: мы ударяемся и падаем, встаем, снова пробуем и опять ударяемся.

Так вот, чтобы видеть и успешно преодолевать любые препятствия, нужны знания и опыт».

И я предлагаю моим ученицам те знания, которыми обладаю я.

В ходе получения опыта преодоления препятствий, через некоторое время они начинают получать удовольствие от этого процесса. Очередное препятствие вызывает уже не чувство страха или раздражения, а желание победить!

Любую цель, кажущуюся изначально недостижимой, можно разбить на ряд более простых задач. В свою очередь любая задача разбивается на шаги, каждый из которых является почти элементарным действием, и их легко можно реализовать.

По этому принципу мы и изучаем материал на занятиях: от простого к сложному. И даже после освоения материала, я оставляю ребятам право выбора. Препятствия так сооружены, что есть возможность преодолеть с более сложной или простой стороны. Где препятствие не регулируется, есть выбор способа преодоления.

Я стараюсь, чтобы на моем занятии себя чувствовали комфортно дети с различным уровнем подготовленности, и чтобы у каждого была возможность почувствовать себя победителем.

Это не просто занятия легкой атлетикой, а урок жизни. Учащиеся узнают себя с новой стороны, расширяют спектр своих возможностей, тренируют волю, а это поможет им прийти во взрослую жизнь более подготовленными и здоровыми!

Тема преодоления препятствий имеет прикладной характер и очень актуальна для выпускников, ведь за порогом школы их ждут множественные испытания.

Бег с преодолением препятствий является отличным средством развития координационных качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В школьной программе по физической культуре большое место отводится теме развития координационных способностей.

Координационные способности – это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи при возникновении сложных и неожиданных ситуаций.[3]

Это обусловлено следующими причинами:

  1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям, к увеличению двигательного опыта.

  2. Сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни.

  3. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергоресурсов детей и рациональному расходованию сил.

  4. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей, – гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.

Нельзя недооценить актуальность данного раздела программы по физической культуре в свете процессов происходящих в данный момент в нашем обществе.

Наша школа сейчас находится в ситуации перехода к новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). В чем же их отличие от предыдущих?

Принципиальное отличие в том,что целью теперь является не предметный, а личностный результат. Главным становится личность ребенка, его умение ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи, а продиктованы эти изменения на мировом уровне:

  • ускорением темпа общественного развития;

  • переходом к информационному обществу;

  • ростом конкуренции и т.д.

 

Раньше требования к личности были только:

  • исполнительность;

  • ответственность;

  • дисциплинированность;

  • образованность;

  • трудолюбие.

Современное общество выдвигает новые требования к личности. Оно требует:

  • динамичности;

  • адаптивной личности

  • самостоятельности;

  • ответственности за свои решения, за свою жизнь, за свое здоровье;

 

 

Я, как педагог дополнительного образования, считаю своей задачей комплексное развитие физических и психических качеств, а также формирование потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, в привитии им желания самостоятельно выполнять действия, направленные на улучшение их физического состояния.

Для решения данных задач я стараюсь сделать свои занятия максимально интересными и разнообразными.

Ведь сколько бы нам не говорили, что суп полезен, но если он не вкусный, мы не будим, его есть.

Как одно из средств развития координационных качеств и скоростно-силовых способностей я использую элементы степ-аэробики(в качестве степ – платформ использую гимнастические скамейки).

Степ-аэробика - это ритмичные подъемы и спуски со специальной платформы под танцевальную музыку.

Почему именно степ-аэробика?

С одной стороны, она помогает решать задачи физического воспитания учащихся 10-11классов содержащиеся в комплексной программе физического воспитания:

  • Содействие гармоничному физическому развитию.

  • Расширение двигательного опыта.

  • Развитие силовых, скоростно-силовых, выносливости, координационных способностей.

  • Формирование знаний о значении занятий физической культуры.

  • Закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями[2].

С другой стороны это очень модное, популярное и востребованное подростками направление фитнеса. Учитывая заинтересованность учениц данным направлением,я применяю эту методику на своих уроках и, тем самым,способствую формированию желания регулярнозаниматься спортом и вести здоровый образ жизни.

Фитнес (от английского глагола «tofit» -соответствовать, быть в хорошей форме) в более широком смысле- это общая физическая подготовленность организма человека, которая состоит из следующих элементов:

  • подготовленность сердечно-сосудистой системы;

  • гибкость;

  • мышечная выносливость;

  • сила;

  • мощность;

  • развитость чувства равновесия;

  • хорошая координация движений;

  • реакция;

  • быстрота;

  • соотношение мышечной и жировой тканей в организме.

В биологии термин «фитнес» означает индивидуальное совершенство особи, выражающееся в успехе передачи генетической информации потомкам.[3]

Фитнес-это здоровый образ жизни, при котором человек стремится к сохранению своего здоровья и совершенствованию физической формы, такой подход полностью отвечает запросам федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения.

Я, таким способом, решаю поставленные передо мной педагогические задачи, а ученики при этом получают удовольствие от занятий, так как это модно, эмоционально и помогает корректировать фигуру, ни для кого не секрет, что девушки старшеклассницы уделяют много внимания своей внешности. У них повышается мотивация, а это положительно отражается на результатах моей работы.

Еще одно средство развития координационных и силовых способностей упражнения с резиновыми эспандерами.

Эспандер резиновый развивает мышечный тонус, силу, заменит гантели. Он имеет три уровня сложности: легкий, средний и тяжелый. А это позволяет дозировать нагрузку в зависимости от уровня подготовленности. С помощью этого простого приспособления можно тренировать все группы мышц.

Достоинством этого тренажера является малый размер и возможность проводить занятия с ним в спортзале, дома, на улице, а также низкая стоимость и возможность регулировать степень нагрузки в ходе выполнения упражнений.

После того как эспандеры появились на моих занятиях, учащиеся на себе попробовали дома в самостоятельных занятиях эффективность и простоту работы с ним. Через некоторое время они заметили положительные изменения: укрепились мышцы верхнего плечевого пояса, спины, живота, ног и ягодиц.

Таким образом решается еще одна задача поставленной ФГОС. Дети знают и хотят самостоятельно выполнять упражнения, направленные на сохранение и совершенствование своей физической формы, поддержание своего здоровья.

Как уже раньше говорилось, важной задачей занятий в спортивной секции дополнительного образования в 10-11 классеявляется развитие психических процессов и обучение основам психорегуляции.

Во время занятий дети получают большую эмоциональную и физическую нагрузку, и метод психорегулирующей тренировки позволяет в короткий срок восстановить силы.

Умение управлять собственным психическим состоянием, эмоциональным напряжением, сосредоточением и распределением внимания – необходимое условие успешной деятельности в наше полное стрессов время.

Предлагаю вам поучаствовать в эксперименте и проверить на себе воздействие психорегулирующей тренировки. Примите комфортную позу, закройте глаза и представьте себя на берегу океана. Вы слышите шум волн:

 

1.Я успокаиваюсь.

2.Я настраиваюсь на отдых.

3.Я начинаю отдыхать.

4.Отдыхает мое лицо.

5. Мой лоб гладкий.

6. Мои глаза закрыты, веки тяжелеют.

7. Все мое лицо спокойно, расслаблено.

8. Отдыхают мои руки.

 

9. Мои руки начинают расслабляться, теплеть.

10. Я чувствую расслабленность каждой мышцы моих рук.

11. Отдыхают мои ноги, они расслабляются и теплеют.

12. Отдыхают все мышцы моего тела, они расслабляются и теплеют.

13. Расслабляются и теплеют мышцы шеи, груди, спины и живота.

14. Мой живот теплый, солнечное сплетение излучает тепло.

15. Тепло расходится по всему моему телу.

16. Я дышу легко, спокойно, замедленно.

17. Я чувствую себя отдохнувшей и наполненной силой.

 

 

Для облегчения восприятия информации и обеспечения более качественного показа я на своих занятияхиспользую мультимедийное оборудование.К сожалению, на данном этапе, этот способ предоставления информации имеет характер эксперимента.

Спросите зачем, этот эксперимент, если в современных спортивных залах нет мультимедийного оборудования? Инновации сегодня, традиции завтра

Несколько лет назад мы и не предполагали, что у каждого из нас в кармане будет находиться устройство, с которого в любое время можно выйти в интернет, а сегодня это реальность.

Я уже знаю, как я буду использовать мультимедийное оборудование на своих занятиях, я уже мечтаю об этом, а пока только тренируюсь. С помощью презентации можно обеспечить идеальный показ любого двигательного действия, что не всегда возможно сделать самому преподавателю. Сейчас в Интернете есть огромное количество обучающего видео, которое можно использовать на занятиях.

Хотела бы вас познакомить с экспериментом, проходящим в белорусских школах. Учителя там проводят уроки с помощью электронных помощников. Дети с интересом наблюдают, как те или иные упражнения, элементы выполняют лучшие атлеты мира. Все движения ученикам снова и снова, замедленно показывают на больших экранах. С помощью ноутбука и проектора на большой экран выводится видео-урок. Достаточно объяснить один раз. Дальше вступает видеоассистент, а учитель подсказывает, если видит ошибки. Получается почти индивидуальное занятие. Программа позволяет показать упражнения в мельчайших деталях. С помощью специальной графики дети узнают, какие мышцы испытывают нагрузку. При замедленном повторе можно узнать все нюансы упражнения.

Во время своих занятий я использую презентации, созданные ученицами, освобожденными от выполнения упражнений по состоянию здоровья. Это позволило им почувствовать себя вовлеченными в учебный процесс и обогатило их новыми знаниями.

 

 

 

 

 

 

 

Я хорошо понимаю, что сейчас происходит в образовании, ведь я не только учитель, но и мама двух сыновей, при этом один окончил11класс полтора года назад, а второму предстоит пойти в школу через два года.

Старший сын получил в школе неплохой уровень знаний, который позволил ему поступить в академию Лесгафта на бюджетное отделение, но психологически он не был готов к вступлению во взрослую жизнь и испытал трудности при переходе на новый этап.

Мне, как маме, хочется, чтобы мой младший сын получил образование более адаптированное к реалиям жизни.Поэтому как учитель, я провожузанятия на уровне, отвечающем современным требованиям общества.

В планировании и проведении своих занятий я учитываю запросы учеников и их родителей. Благодаря использованию новых видов физкультурной деятельности,у учащихся повышается мотивация.

Спектр возможностей внеурочных занятий в решении образовательных, оздоровительных, воспитательных задач очень велик. Он постоянно расширяется, за счет появления новых направлений двигательной деятельности.

Использование новых методик позволяет сделать занятия легкой атлетикой более адаптированным к современной жизни и отвечающим целям и задачам современного общества.

Внеурочные занятия могут и должны быть настолько интересным иотвечающим требованиям жизни и запросам учеников, что они будут продолжать вести активный образ жизни, направленный на сохранение своего здоровья за стенами школы.

Современный педагог дополнительного образования при наличии желания и творческого подхода может найти методы и способы позволяющие выполнить задачи ФГОС. Изобилие информации, которая нас окружает, позволяет это сделать даже в тех материально-технических условиях, которые мы сейчас имеем в наших спортивных залах.

«Большинство людей, подобно осенним листьям: ветер швыряет их из стороны в сторону. Но есть люди. Их немного. Они подобны звездам на небе. Ничто не способно свернуть их с пути». Герман Гессе.

Давайте поможем нашим детям стать звездами!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Федеральный закон об образовании в российской федерации от 29.12. 2012г.

2.Лях В. И., Зданевич А. А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Москва. Просвещение 2005г.

3.Википедия-свободная энциклопедия.

4.Лях В. И. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов. Москва. Просвещение 2002г.

 

 

 

 

 


Полный текст материала Статья "Прикладное значение бега с преодолением препятствий" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чикарькова Инга Викторовна  Публикатор
20.06.2018 0 226 11

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

На наш сайт поступил вопрос от родителя: "Мой ребенок учится в первом классе. Когда дети пишут прописи или просто работают в тетрадках, учитель заставляет выделять орфограммы в слове другим цветом шариковой ручки. Для написания одного слова ребенок несколько раз меняет ручки (синяя, зеленая). Правильное это обучение?". Ответ дает учитель математики, пользователь нашего сайта. 

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0