Проблемное обучение на уроках технологии (из опыта работы)


Что  такое проблемная ситуация? Это ситуация, в которой есть выбор из двух или более возможностей. Она обеспечивает постоянную активность учащихся, выражается в поиске несоответствий, в собственной постановке новых вопросов и проблем. Каждая неудача рождает познавательную проблему. Наша задача создать такое содержание теоретических и практических занятий, которое не навязывало бы ученику чужие решения и ответы, а заставляло его размышлять и находить самому ответы на поставленные вопросы.

Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках технологии способствует их умственному развитию и формированию творческого мышления. Использование отдельных проблемных ситуаций в обучении может в некоторой степени активизировать процесс усвоения материала. Важно чтобы  в процессе трудового обучения учащиеся не просто выполняли трудовые задания по готовым образцам, а стремились вносить в них свои, даже самые маленькие изменения. Просто необходимо, чтобы ученик брал под сомнение способ изготовления конструкции изделия. При таком подходе неизбежно начинается мыслительная деятельность.

Обратимся к примерам: Наиболее благоприятная ситуация для создания проблемной ситуации появляется тогда, когда учащийся не знает как выполнять проблемное задание, ответить на вопрос. Проблемная ситуация возникает и потому, что на разных этапах освоения программного материала, получает знания разного уровня. Так при изучении машинных швов в 5 классе выполняя, машинные швы мы главной задачей ставим освоение приёмов работы на машине, но не заостряем внимание на конструкции образования машинного шва, схемах его выполнения. Зато к 7 классу уже ставим вопрос, а как образуется машинный шов, и предлагаем разобрать схему изготовления. Для более сильных учащихся даже можно предложить составить инструкционную карту поэтапного выполнения шва. Решение этой проблемы делают занятия более эффективными.  Осваивая приёмы работы на машине, учащиеся в первую очередь сталкиваются с такой проблемой как качество строчки, от чего она зависит. Конечно, можно учащимся предложить и готовую таблицу дефектов и неполадок в работе машины. Но это уже становиться скучно и не интересно, а значить и не эффективно в порядке усвоения материала. А можно построить занятие и по-другому.  Чётко закрепив то, какой должна быть качественная машинная строчка, перед ребятами ставиться проблема. Например, что произойдет, если неправильно заправить верхнюю или нижнюю нить, сделать натяжение верхней или нижней ниток более сильным или более слабым по отношению друг к другу, или использовать  др. варианты. Применив поисково-исследовательский метод, попробовав на практике разные варианты, учащиеся составляют таблицу дефектов строчки. По окончании работы проходит обсуждение и вместе составляется итоговая таблица. Такое задание можно построить и используя бригадный метод работы, когда каждой бригаде даётся отдельная проблема, а потом при обсуждении находится истина. Очень хорошо методику проблемного обучения применять на уроках конструирования моделирования одежды. При изучении конструкций изделий, стилей.

Например, ставить перед учащимися проблемную задачу. Почему платье определённого фасона нельзя изготавливать из любой ткани? Или при изучении зрительных иллюзий в одежде поставить задачу подобрать фасон юбки, платья, брюк для нестандартной фигуры с целью скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства. Каждый из нас обладает определёнными пропорциями в фигуре. Уметь правильно подобрать одежду для того или иного типа фигуры очень важно. На таких занятиях  всегда будет интереснее. Решать подобные проблемы ведь приходиться всем в повседневной жизни. При раскладке и раскрое изделий перед учащимися также можно поставить много проблемных ситуаций. Например, что может произойти, если платье  раскроить не по долевой, а по поперечной или косой нити и почему некоторые модели кроят именно по косому направлению нитей?

Элементы проблемного обучения можно применять на каждом занятии и на всех его этапах, если учитель искренне желает перевести учащихся с позиций пассивного восприятия знаний на позиции активного их получения. Мы подчеркнем два очень важных аспекта. Во-первых, от учителя, и только от него, зависит переход к проблемности как системе познания. Никто не сможет заставить преодолеть инерцию, убеждение, что на занятиях по технологии широкое применение проблемного обучения невозможно.

Необходимо постоянное, а не эпизодическое использование элементов проблемного обучения. И здесь следует понимать, что проблемным обучение называют не потому, что весь материал учащиеся усваивают путем самостоятельного решения проблем. Нет — имеет место и объяснение учителя, и решение задач, и выполнение учащимися упражнений.

И закончить свои размышления  мне бы хотелось словами:-
«Умение выбрать надлежащий прием для своего случая, — говорил своим ученикам К. А. Тимирязев, — всегда остается делом личной находчивости, личного искусства, Это-то и составляет область того, что должно разуметь под практикой

Материал, использованный написании статьи:
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологи. Учебно-методическое  пособие -М. Педагогическое общество России. 2001г.
Методики активизации учебной деятельности
-  http://m-proektov.narod.ru/data/main-2/topic-2/page05.html
 

Полный текст материала Проблемное обучение на уроках технологии (из опыта работы) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Паринова Ирина Владимировна  parinowa
учитель технологии, ОБЖ, МОУ СОШ №91
04.02.2012 0 6610 786
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0