Олимпиадные задания по русскому языку и литературе для 10 класса











Задания к школьному этапу всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе








Выполнила Журбина Вера Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 МО «Ахтубинский район»





















Олимпиадные задания по литературе для учащихся 10 класса.

(2009-2010 учебный год)



Задание 1.

Продолжите фразу:

Конфликт – это…

Кульминация – это…

Фабула -…

(2б.)


Задание 2.

Выделите лиро-эпические жанры литературы:

а) элегия

б) баллада

в) сонет

г) поэма

(2б.)


Задание 3.

Найдите определение сатиры:

а) один из видов комического: злая, едкая насмешка

б) один из видов комического: изображение в литературном произведении каких-либо недостатков, пороков человека или общества и противопоставление им идеала

в) художественный приём, когда комическое изображается как неизбежная и необходимая сторона бытия

г) беззлобное, «дружелюбное» осмеяние каких-либо явлений действительности

(1б.)


Задание 4.

Укажите, какая интонационная фигура использована в отрывке из стихотворения А.А. Фета «На заре ты её не буди…»:

«И чем ярче играла луна, и чем громче свистал соловей…»

а) анафора

б) градация

в) риторический вопрос

г) эпифора

(1б.)


Задание 5.

Что из перечисленного не относится к понятию «художественный троп»?

а) метафора

б) литота

в) инверсия

г) эпитет

(1б.)


Задание 6.

Какие из перечисленных стихотворных размеров являются трёхсложными?

а) анапест

б) хорей

в) дактиль

г) амфибрахий

(1б.)


Задание 7.

Определите размер стиха:

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскалённой,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной.

(1б.)


Задание 8.

Закончите логические ряды.

а) юмор, ирония, сарказм…

б) стихотворения – поэт, проза – писатель, пьесы - …

(2б.)


Задание 9.

«Культ разума», «культ чувств», «двоемирие» - каким направлениям свойственны эти понятия?

(2б.)

Задание 10.

Кто из русских писателей был основателем и первым редактором журнала «Современник»?

а) А.С. Пушкин

б) И.С. Тургенев

в) Н.А. Некрасов

г) М.Е. Салтыков-Щедрин

(1б.)

Задание 11.

Подберите недостающие слова таким образом, чтобы названия сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина были восстановлены: 1.орёл 2.медведь 3.заяц 4.карась

а) «…на воеводстве»

б) «…меценат»

в) «…идеалист»

г) «Самоотверженный …»

(2б.)


Задание 12.

Под именем Козьмы Пруткова скрывались литераторы:

а) А.К. Толстой

б) братья Жемчужниковы

в) А. Плещеев

г) Ф.И. Тютчев

(1б.)


Задание 13.

Какое произведение 18 века заканчивается словами: «Вот злонравия достойные плоды»?

а) «Недоросль» Д.И. Фонвизина

б) «Бригадир» Д.И. Фонвизина

в) «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина

г) «Ода на взятие Хотина» М.В. Ломоносова

(1б.)


Задание 14.

Кому посвящены следующие строки И. Северянина?

Над Грузией витает скорбный дух –

Невозмутимых гор мятежный Демон,

Чей лик прекрасен, чья душа – поэма,

Чьё имя очаровывает слух.

(1б.)


Задание 15.

Почему, с точки зрения рассказчика «Левши», русские проиграли Крымскую кампанию?

(1б.)

Задание 16.

Что сделал лесник с бедными крестьянами, ворующими барский лес, в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк»?

а) отвёл к барину

б) отпустил

в) наказал плетьми

г) отдал под суд

(1б.)


Задание 17.

Кого прозвали «Колумбом Замоскворечья»? Объясните смысл этого «титула».

(2б.)


Задание 18.

Назовите 6 произведений Пушкина, в которых имя одной из главных героинь Мария.

(2б.)


Задание 19.

А.Н. Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все постановки его пьес. Как называется этот театр:

а) Художественный театр

б) Театр «Современник»

в) Малый театр

г) Большой театр

(1б.)


Задание 20.

Кому принадлежат слова на памятнике Грибоедову в Тифлисе: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя»

а) жене

б) Белинскому

в) Пушкину

г) друзьям

(1б.)

Задание 21.

Соотнесите имена писателей и названия их родовых поместей:

1.А.Пушкин а)Тарханы

2.М.Лермонтов б)Ясная Поляна

3.И.Тургенев в)Михайловское

4.Л.Толстой г)Спасское-Лутовиново

(2б.)

Задание 22.

Назовите автора серии критических статей «Сочинения Александра Пушкина».

(1б.)


Задание 23.

«…Коллежский асессор отнял от лица платок.

- В самом деле, чрезвычайно странно! – сказал чиновник. – Место совершенно гладкое, как будто бы только что выпеченный блин. Да, до невероятности ровное!»

Фамилия коллежского асессора

а) Башмачкин

б) Поприщин

в) Ковалёв

г) Пирогов

(1б.)


Задание 24.

Когда он родился, были предложены следующие имена: Моккий, Трифилий, Дула и Варахасий. Однако его матери они показались неблагозвучными, и ребёнок получил имя…

(1б.)


Задание 25.

Напишите сочинение-миниатюру, опираясь на ассоциации, рождённые этим текстом.

Август – астры,

Август – звёзды,

Август – грозди

Винограда и рябины,

Ржавый август!

Полновесным, благосклонным

Яблоком своим имперским,

Как дитя, играешь, август.

Как ладонью гладишь сердце,

Именем своим имперским:

Август! – Сердце!

Месяц поздних поцелуев.

Поздних роз и молний поздних!

Ливней звёздных –

Август! – Месяц

Ливней звёздных!

(М. Цветаева)

(10б.)


Всего 42 балла


Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 10-классов

(2009-2010 учебный год)



Задание 1.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки:

а) (В)ряд(ли) возможно (с,з)делать так что(бы) все жили хорошо.
б) (Не, ни)обижайтесь на меня за(то) грубое слово сказа…ое мною вчера.
в) Он пишет (не)красиво за(то) рисует очень хорошо.
г) Относись к людям так(же) как хотел(бы) что(бы) они относились к тебе.
д) Начал читать и(так) увлекся что (не, ни)заметил как прол…тело время.
е) (В)следстви(е, и) (не, ни)осторожного обр…щения со спичками возник пожар.
ж) (На)встречу с этим человеком я ш…л ужасно волнуясь.
з) Мы шли долго и(так) устали что скорее хотели добра(т, ть)ся до привала.

(5б.)


Задание 2.

Составьте схему предложения (знаки препинания не расставлены).

Ни человеческого жилья ни живой души вдали и кажется что тропинка если пойти по ней приведёт в то самое неизвестное загадочное место куда только что опустилось солнце и где так широко и величаво пламенеет вечерняя заря.

(1б.)


Задание 3.

Определите значение слов КАМПАНИЯ и КОМПАНИЯ. Составьте с данными словами словосочетания.

(2б.)

Задание 4.

Расставьте ударение в словах: арахис, ассиметрия, баловать, банты, досуг, завидно, каталог, квартал, кухонный, мизерный, мышление, обеспечение, положить, приговор, созыв, столяр, танцовщица, феномен, христианин.

(2б.)

Задание 5.

Просклоняйте письменно числительное: 568.

(1б.)

Задание 6.

В каком случае подчеркнутое слово является предлогом?

а) Мы попали в течение реки. б) В течении реки произошли изменения.

в) На счет завода поступили средства. г) В течение часа шел дождь.

д) В следствии по делу обнаружились новые факты.

(1б.)


Задание 7.

Раскройте скобки, запишите предложения.

1.В углу в свёрнутом виде (лежать) плащ-палатка.

2.ФРГ (заключить) договор о примирении.

3.На самом берегу моря (раскинуться) Батуми.

4.Мать велела купить несколько (простыни).

5.Я встала, сняв ребёнка с (колени).

6.В углу стояло несколько (кочерга).

7.В нашем городе много (грузины), (цыгане), (осетины), (узбеки).

8.В саду много (яблони), (вишни), (смородина).

(4б.)


Задание 8.

Определите род имён существительных:

Рояль, ботинок, путь, рельс, помидор, тюль, лебедь, жираф, георгин, овощ, шампунь, мышь, калоша, мозоль, туфля, прорубь, просека, вуаль, карусель, коленка, заусеница.

(2б.)


Задание 9.

В каком ряду во всех словах выделяется окончание –ий?

а) броский, звонкий, медвежий

б) шипучий, санаторий, казачий

в) мягкий, сияющий, тишайший

г) бросивший, планетарий, барсучий

(1б.)


Задание 10.

Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.

1) восемь яблоков 3) более слабый

2) пара сапогов 4) ягоды стали слаже

(1б.)

Задание 11.

. Подберите существительное к прилагатель­ному призЫвный:

1) Клич 2) пункт

3) возраст 4) плакат

(1б.)

Задание 12.

Подберите русские синонимы (слово или словосочетание) к словам иноязычного происхождения.

Респондент, инвестор, прерогатива, квота, аудитор, альянс, паблисити, эксклюзивный, апеллировать, секвестр.

(4б.)


Задание 13.

Какой из данных фразеологизмов имеет значение «для личных целей использовать чье-либо затруднительное положение»?

а) менять кукушку на ястреба; б) ломать шапку; в) ловить рыбу в мутной воде; г) метать бисер перед свиньями; д) наводить тень.

(1б.)


Задание 14.

Отредактируйте:

Я занимался более полтора часа. Сестёр у Андрея только две, все две поступили в университет. Договор подписан обоими сторонами. Мама купила около полтора килограмма помидор. И левый, и правый глаз стали плохо видеть. Обоим спортсменкам не везло в финале.

(4б.)



Задание 15.

Какое из данных слов является диалектным? а) солнце; б) ратник; в) шабёр; г) меломан.

(1б.)


Задание 16.

Значение какого слова определено неверно?

а) Абориген - грубый, некультурный человек.

б) Аскет - человек, который ведет строгий образ жизни, сознатель­но отказавшись от жизненных благ и удовольствий.

в) Симулянт - человек, который притворяется, создает видимость чего-либо.

г) Шарлатан - невежда, выдающий себя за знатока, грубый обман­щик.

(1б.)



Задание 17.

В каком предложении вместо слова двойной нужно употребить слово двойственный?

а) Наш агроном первый вздумал весь большой участок засадить двойным рядом лип.

б) Он отбросил книгу со смешанным чувством зависти и презрения, это двойное чувство не покидало его ещё долгое время.

в) Всё это могло быть ловким трюком, рассчитанным на то, что со­трудник войдёт в доверие к врагам и начнёт двойную игру.

г) В этом городе все старинные купеческие фамилии были двойные.

(1б.)


Задание 18.

Какое слово является термином?

а) шпора; б) камердинер; в) ендова; г) дезинфекция; д) поэт.

(1б.)


Задание 19.

Определите средства выразительности.



1. И наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет...
(А.Пушкин)

2. Уж вечер... Облаков померкнули края,
Последний луч зари на башнях умирает.
(В.Жуковский)

3. Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.Тургенев)

4. – Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома?.. (Н.Гоголь)

5. Не умрет твой стих могучий,
Достопамятно-живой,
Упоительный, кипучий,
И воинственно-летучий,
И разгульно-удалой.
(Н.Языков)



а) Антитеза;

б) олицетворение;

в) эпитет;

г) синекдоха;

д) перифраза.



(4б.)

Задание 20.

Выберите одно из двух слов, данных в скобках, и запишите словосочетания:

  • (длинный, длительный) наблюдения

  • (крокодилий, крокодиловый) чемодан

  • (невежа, невежа) в музыке

  • (предоставить, представить) к награде

  • (сочинительный, сочинительский) талант

(2б.)



Задание 21.

В предложении допущена: а) орфографическая ошибка; б) пунктуационная ошибка; в) речевая ошибка; г) нет ошибок.

Желание разделить судьбу мужа, как бы горька она ни была, заставило жён декабристов отказаться от превелегий и последовать

(1б.)

Задание 22.

В каких словах количество звуков больше, чем букв?

Страстное, бьющаяся, подстричь, июльский, маячить, прелестное, создаёшь, поющие, местность, тростниковые.

(2б.)


Задание 23.

В русском языке существует три способа синтаксической связи слов. В каком из сочетаний представлен не такой способ, как в остальных?

а) моя книга

б) мамина книга

в) её книга

г) эта книга

д) интересная книга

(1б.)


Задание 24.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) В юности мы бываем жестоки к непохожести. (2) Мы её не понимаем, а поэтому не любим. (3) Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину. (4) Но есть ведь и другие тесты, по которым определяют настоящего человека. (5) Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6) А “косая сажень”, открытый взгляд и широкая улыбка несут в себе исключительно положительный заряд.(7) В жизни как раз не всё совпадает. (8) И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством. (9) И то, что выдаётся за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак. (А. Гербер)

  1. К какому стилю и типу речи относится текст?

  2. Докажите, что слово открытый (предложение 6) многозначное.

  3. Какой частью речи является слово то (предложение 8)?

  4. Назовите способ образования слова ближайшем (предложение 9).

  5. Из предложения 1 выпишите словосочетание(я) со связью управление.

  6. Какова роль союза а в предложении 2?

  7. Объясните постановку знаков препинания в предложении 5.

  8. Сколько частей в предложении 9?

(8б.)


Задание 25.

Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую проблему поднимает поэт? Что вы думаете о будущем русского языка? Свой ответ проиллюстрируйте примерами.

Русский язык, как латынь, постепенно сойдет на нет. Те, кто писал на нем, промахнулись с заветной лирой...
Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;
Скоро мы на верлибр перейдем и забудем рифму;
Учатся сторожевые рычать по-английски львы;
Битва при Гастингсе в школе Полтавскую битву сменит.

(10б.)

Всего 62 балла



Использованная литература:


1.Волжина Е.Д. Школьные олимпиады по литературе. 5-11 классы. М., Айрис-пресс, 2008.

2.Шустина И. Русский язык на «пятерку». Ярославль, Академия развития, 2008.

3.Безденежных Н.В. Новые школьные олимпиады по русскому языку. Ростов-на –Дону, Феникс, 2010.


Полный текст материала Олимпиадные задания по русскому языку и литературе для 10 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Журбина Вера Васильевна  Верунчик
02.01.2011 10 50112 2469

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 10
avatar
10 olya11 • 15:29, 26.11.2011
Олимпиадные задания понравились, они интересны и содержательны. Обязательно использую в своей работе. Думаю, следовало бы дать больше заданий, касающихся самих текстов.
[Материал]
avatar
9 Niagara • 18:30, 03.11.2011
Большое спасибо за работу. Очень важная и нужная работа.
[Материал]
avatar
8 SaraV • 18:31, 29.09.2011
Хорошая подборка олимпиадных заданий.Буду очень благодарна, Вера Васильевна, если Вы перешлете ответы. С удовольствием буду использовать ваши тесты для подготовки олимпиадников.
[Материал]
avatar
7 frau_lutowinova • 21:25, 03.05.2011
Спасибо за столь интересный подбор заданий.
[Материал]
avatar
6 schitova • 15:48, 03.03.2011
Спасибо за нужный материал.
[Материал]
avatar
5 Нани • 16:51, 03.02.2011
Материал интересный, увлекательный. Жду новых работ.
[Материал]
avatar
4 НинаАгеенко • 17:39, 11.01.2011
Тест, составленный Верой Васильевной Журбиной, думаю, имеет ряд преимуществ: 1) использование межпредметных связей (прежде всего, с предметом литературы); 2) отражение терминологической базы предмета. В качестве замечания стоило бы высказать следующее: составителем олимпиадного задания используется преимущественно одна форма задания: теста с закрытым вариантом ответа.
[Материал]
avatar
3 shnuro4ek • 11:36, 10.01.2011
№919
[Материал]
avatar
2 Lubov1972 • 13:08, 04.01.2011
Спасибо за материал! Очень интересный, содержательный. Буду использовать в своей работе при подготовке детей к олимпиаде.
[Материал]
avatar
1 eleha036 • 16:35, 03.01.2011
Материал очень интересный. Обязательно использую некоторые задания. Спасибо большое за работу. Но, хотелось бы попросить у Вас ответы. Это можно сделать? С Новым 2011 годом!
[Материал]