Конспект урока-сотрудничества по русскому языку по теме "Меткие, "озаряющие" душу слова" в 4 и 5 классах


МОУ «СОШ № 4 МО «Ахтубинский район»


Бойко Людмила Леонидовна Ильина Светлана Владимировна


учитель русского языка учитель начальных классов




РУССКИЙ ЯЗЫК


УРОК – СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА


Тема урока:

«Меткие, «озаряющие» душу слова»

(роль имен прилагательных в устной и письменной речи)


Цели урока:

  • Показать значимость имён прилагательных в устной и письменной речи.

  • Воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям русского народа, к человеку-труженику, прививать интерес к истории своей страны.

  • Развивать умения детей работать в команде.


Ход урока:

Жили - были сестренка Марьюшка и младший братик Ванечка. Как - то сидели они в лодке на берегу реки. Вдруг откуда ни возьмись, налетела туча - сердитая и сильная. Не успела Марьюшка опомниться, как ветер столкнул лодку в речку и пустил в неизвестное путешествие.

(Ванечка и Марьюшка прижались друг к другу.)

Ванечка - Ой, сестрица Марьюшка, мне страшно. Ветре холодный, берег далеко.

Марьюшка – Я не боюсь ветра. Мы не сделали ему ничего плохого. Он нас не обидит!

Стало ветру стыдно. Он подогнал лодку к берегу и скрылся.

Марьюшка. - Вот видишь. Мы уже около берега. Пойдем со мной, Ванечка. А вон игрушки какие, посмотри!

Ванечка. - Какие красивые! Ой! Сломал!

Мастерица (входит). — Ничего, Ванечка. Мы еще вылепим игрушку! Меня

зовут мастерица, я живу в слободе Дымково. Я знаю о вашем горе и хочу помочь вам. Игрушки вас спасут.

Ванечка - Такого не бывает! Они неживые.

Марьюшка - Ты не прав, Ванечка! Я слышала историю о дымковских свистульках. Началось все с беды: подступили к городу вра­ги. Вятичи гонцов к соседям послали - помощи просить. Городу грозила гибель, а помощи все нет и нет. Тогда вяти­чи пошли на хитрость. Все жители города, даже малень­кие дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись к врагу, они отчаянно засвистели. Так, наверное, не свис­тел Соловей - Разбойник. Кочевники решили, что это под­мога пришла вятичам и в страхе разбежались.

Мастерица - Правильно, Марьюшка. Вот и вам по свистульке. Свистите. И злые чары развеются.

Вот мы опять в Дымковской слободе. А здесь идет веселый праздник «Свистунья». Он празднуется с тех давних времен, когда вятичи победили кочевников. Это праздник - ярмарка. Ярмарка - свистунья такая удалая, такая шумная, яркая, такая цветная, что глазам больно.

А ярмарка - это продажа своего товара. И вот вам предлагается продать свой товар, но сначала нужно написать рекламу.

На столе у вас есть план рекламы и опорные слова. Этим материалом можно пользоваться. Три человека пишут рекламы, а остальные выписывают из звучащего текста эпитеты, какая бригада больше.

План рекламы.

1. Зазывалка.

2. Описание игрушки:

- название;

- внешний вид (лицо, одежда, орнамент, краски)

- характер.

3. Общее впечатление.


Опорные слова.


  1. 3азывалки.

Подходи! Налетай!

Все игрушки покупай.

Честной народ!

Скорее к нам!

Я вам игрушки все продам!

Подходите! Не скупитесь!

Нашим игрушкам подивитесь!


  1. Описание.

Сказочная лошадка, позолоченная грива, черные копытца, солнцем лучится, трогательный чубчик, добрые глазки - угольки, унесет за тридевять земель в тридевятое царство.


Важный павлин, глазки узкие хитрые, остренький черненький носик, белое оперенье, коричнево-желтые крылья, празднично белые штанишки с ленточками.


Барышня - красавица, оранжевый кокошник, красный сарафан, черные брови, длинная коса, вся яркая, броская.


Текст


  1. Губы алы, щеки алы...

И кричат все зазывалы:

«Налетайте! Налетайте!

Покупайте! Покупайте!

Покупайте все игрушки:

Водоноски и зверушки

Посмотрите, как живой,

Есть и конь здесь удалой!


2. Птица - свиристелка,

Звонкая поделка!

Ну-ка, ну-ка, говори,

Что там у тебя внутри?


3. Верь, не верь ли, мой хороший,

А внутри - то ничего,

Кроме двух сухих горошин

И дыханья твоего.


4. Мы игрушки расписные, хохотушки вятские,

Щеголихи слободские, кумушки посадские.

У нас ручки крендельком, щечки, будто яблочки.

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.


5. С лентами, бантами, под руку с франтами –

Мы гуляем парами, проплываем павами.

Барышни красивые, очень - то смешливые.

На плечах - то шубка да с оборкой юбка.


Вот она какая, дымковская игрушка! Она самая яркая. Посмотрите на игрушки и на картинки с их изображением.


Сейчас от каждой бригады выйдут три участника - мастера. Их задача написать как можно больше наименований игрушек. Их работа должна длиться, пока звучит текст.

Остальные учащиеся будут слушать текст, и записывать, какой вы представляете себе мастерицу из села Дымково, тем более она благосклонно разрешила посмотреть на ее работу.

(Мастерица лепит из глины игрушки). Звучит текст.


Слежу за руками Анфисы Ивановны Воронцовой, народной мастерицы. Ловко слепла она из глиняного теста колокол, обстукала его деревянной лопаточкой - готова пышная юбка, взяла еще кусочек мягкой глины, вылепила торс с головкой, носик пуговкой. Задумалась немного, прикидывая, то ли кокошником увенчать будущую красавицу, то ли нарядную шапку ей на голову надеть. Остановилась на кокошнике. Ее ловкие пальцы расплющили глиняную колбаску, искусно собрала ее в сборку - и вот уже фартук готов ...

Но это рассказывается быстро, делается же хоть сноровисто, да неспешно. И немало времени пройдет, пока невзрачная глиняная кукла после обжига в пышущей жаром печи, да побелки, да раскраски предстанет во всем своем великолепии.

(Учащиеся говорят, какой они представляют себе дымковскую мастерицу.)

Назовите, кого лепили дымковские мастера, но, перечислив названия игрушек, смогли ли вы описать работу мастеров умельцев? Как сделать описание красочным? Какую часть речи нужно добавить?

Правильно не хватает прилагательных. Они - то и украшают текст. Как мастера подбирают краски, так и мы с вами найдем нужные слова - краски, то есть прилагательные, которые помогут «озарить» предметы. Такие прилагательные называются эпитетами.

Эпитет - образное определение предмета, выраженное преимущественно именем прилагательным.

Найдите эпитеты в тексте.

Вот свистульки - свиристелки!

Это звонкие поделки!

Птички расписные

Добрые, смешные.

Эпитет - это самое меткое определение, самое свежее и самое нужное слово, которое выбирает мастер каждый раз, изображая известные всем предметы.

Вот посмотрим, какая бригада подберет нужные эпитеты - прилагательные к описанию игрушек.

Вызываются три человека из бригады. Цель — составить из слов в карточке словосочетания: прилагательное + существительное, но выбрать нужно только те эпитеты - прилагательные, которые подходят для описания дымковской игрушки. Описываем и орнамент одежды.

Что такое орнамент?


Орнамент - это украшение, рисунок на игрушке: полоски, линии, круги, овалы, кольца, точки, горошины, черточки.


Помните, как только перестанет звучать текст, вы должны сдать работы. Остальные внимательно слушают текст, вам нужно будет ответить на вопрос.


(Карточки на столах)

1. Синий, чудесный, черный, желтый, сказочный, печальный, яркий, добрый, бездушный, голубой, скромный, потешный, расписной, стремительный.

2. Позолоченный, зеленый, коричневый, восхитительный, праздничный, бесчувственный, легкомысленный, поразительный, белый, красный, трудолюбивый, злой.

3. Оранжевый, жестокий, фиолетовый, чудесный, грустный, удивительный, величественный, торжественный, изысканный, заботливый, важный, веселый, добрый).


А как играют со своими знаменитыми игрушками мастера! Анфиса Ивановна Воронцова, хитро посмеиваясь, оживляет волшебной палочкой - кистью каждую фигурку, наносит древние узоры, которые, как и народные сказки, повторялись из века в век. Мастерица знает, что лепит она людям на радость. И вот уже по улице слободы, мимо изб почти вросших в землю, идет молодая статная женщина, легко и свободно неся на расписном коромысле полные ведра воды, а за ней бежит Свинка с черной щетинкой, скачет человечек в скоморошьей шапке и шариком в руке. Этот шарик - прадедушка всех игрушек. Он выбелен и расписан узорами дымковских мастеров. Анфиса Ивановна старается, и игрушки у нее получаются, как в сказке: «Глазам - радость, людям - отрада».


Как вы понимаете эти слова: «Глазам - радость, людям - отрада»?


(Ребята сдают работы.)


Какие эпитеты вы не выбрали? Почему они не подходят для описания дымковской игрушки?


Я думаю, любому мастеру ваши составленные словосочетания - описания. Без прилагательных - эпитетов игрушки не получились бы такими веселыми, добрыми, жизнерадостными.

Дымковская игрушка должна быть такой. Ведь это для нас игрушка - забава, а для наших далеких предков фигурки из глины должны были оберегать людей от таинственных злых сил, которые ежечасно угрожали человеку, не познавшему еще природу, не научившемуся управлять ею, поэтому мастера были ловкие, хитрые. И все - волшебники.

СЦЕНКА.


Только женщины могут лепить «дымку». За всю историю лишь однажды мужчина пробовал мять глину - вылепил нескольких монахов. Здорово вылепил, ловко, но чужими были игрушки. Видно, «дымка» - утеха женской души.

Дымковская игрушка - броская, яркая, горящая цветными пятнами. Она напоминает рисунки, выполненные детьми.

Серый волк никогда не появится в Дымковской слободе: он слишком злобен. Мастерицы предпочитают ему доброго барана, покрытого шелковой шерстью. Дымковская собака безобидная дворняга, которая если и решится полаять, то только от радости. Как добра и торжественна водоноска в пышном сарафане, идущая с ведрами!

Всадник на пятнистом коне так забавен в своем величии! Уморительна пара, катающихся в лодке: на нем матросский костюм, бескозырка, у нее густые кудри, румянец во всю щеку и букет цветов в руке.

Так и кажется, что мастерица тихо посмеивалась, лепя и расписывая красками своих глиняных человечков.

Дымковская игрушка не любит одиночества. Она хороша далее не в паре, а в группе с другими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.


Учащиеся зачитывают выписанные эпитеты и рекламируют игрушку.


Подводятся итоги.

Вот и закончилось наше путешествие в Дымковскую слободу. Все хорошо потрудились и доказали, что совестная работа очень плодотворна и интересна и что наша речь красива, когда изобилует эпитетами.

Наш урок закончился, а сказка, которую давным-давно начали сказывать

дымовцы продолжается.


Полный текст материала Конспект урока-сотрудничества по русскому языку по теме "Меткие, "озаряющие" душу слова" в 4 и 5 классах смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ильина С.В., Бойко Л.Л.  Учитель7184
18.04.2011 2 4001 573

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК