Урок русского языка "Формы рода имён существительных" 2 класс


Мишина Елена Викторовна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2

г.Димитровграда

Ульяновская область


КЛАСС 2


Тема: Формы рода имён существительных (система Л.В.Занкова)


Задача: познакомить учащихся с формой рода имен существительных

Цели:

  1. Ознакомление с понятием «РОД» имен существительных через моделирование таблицы.

  2. Формирование умений определять род имен существительных в процессе выполнения практических заданий, строить монологические высказывания, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение.

  3. Развитие мыслительных операций (классификация, анализ, синтез), внимания, памяти, речи, творческих способностей, навыков самооценки и самоконтроля.

  4. Формирование экологического сознания через обращение особого внимания на взаимодействие человека с окружающей средой.

Оборудование: учебник С.Нечаевой «Русский язык» 2 класс, тетради на печатной основе по русскому языку С.Яковлевой.


ХОД УРОКА


1.Организационный момент


Мы многое знаем!

Мы многое умеем!

У нас все получиться!


Посмотрите на изображение снежинок. Какое у вас настроение? Покажите снежинку.

Мне нравиться ваш настрой на работу. Все готовы? Тогда вперед!


Кто угадай-ка?

Седая хозяйка!

Тряхнет перинки

Над миром пушинки?


Сегодня гостей нашего урока будет Зимушка – зима.

(cлайд 2)

Какие ассоциации возникают у вас при этом слове?


2. Минутка чистописания


вучит магнитофонная запись звука ветра)


у уу ууу уууу


- Прислушайтесь, какой звук вы слышите? (У)

- Давайте охарактеризуем его! (Гласный, обозначающий твердость)

- Определите закономерность написания. (Каждый раз количество букв увеличивается на 1)

- Что должны помнить при написании? (наклон букв, ширину, высоту и расстояние между буквами)

- Продолжите до конца строки.


  • Самооценка

Оцените свою работу

Молодцы!


3. Словарно-орфографическая работа.


А) знакомство с новыми словарными словами.


- Переходим к следующему этапу.

- Посмотрите внимательно на два прямоугольника. Определите два слова, с которыми мы будем знакомиться на уроке.


(слайд 3)


1 вариант ваш код сердечки,

2 вариант ваш код солнышки


- Какие слова составили?

- Запишите слова, укажите сильную и слабую позиции.

… запиши первое слово.

… запиши второе слово.


Мороз, иней


- Прочитаем орфографически.

- Давайте составим предложение с одним из этих слов.



Б) Письмо по памяти.


Я хочу вам предложить строчку из стихотворения А.С.Пушкина.


Мороз и солнце день чудесный.


- Прочитай … предложение.

- Давайте назовем все орфограммы.

- Прочитаем орфографически (хором)

- Повтори …, … .

- Запишите предложение.

- Давайте проверим.


  • Самооценка.

Оцените свою работу.


4.Изучение нового материала.

- Слова, какой части речи мы использовали во время словарной работы?

- О чем дальше будем вести речь на уроке?

- Что вы знаете об имени существительном?

- А знаете ли вы, что у имени существительного есть еще грамматический признак.

Зимушка зима приготовила вопрос, на который нам предстоит ответить в конце урока.


(слайд 4)


- Прочитай … вопрос.


Как определить род имен существительных?


- Кто - то знает ответ на поставленный вопрос?

- Давайте проверим и докажем.

Вот сейчас об этом поговорим.


Снежинка, снеговик, зима, лед, дерево, поле, сугроб, буран, метель, молоко, пальто, платок, варежка.


- Прочитайте слова. Какой частью речи они являются?

- Разделите данные существительные на три группы ориентируясь на таблицу.

1 ряд выписывает имена существительные к которым можно подставить слова ОН МОЙ

2 ряд – ОНА МОЯ

3 ряд – ОНО МОЁ


(слайд 5)


-К доске от 1 ряда идет ….

От 2 ряда …, от 3 ряда….

(3 ученика работают у доски, остальные в тетради)


- Приготовили сигнальные карточки. Проверяем.

(слайд 6)


1 ряд так у вас? 2 ряд? 3 ряд так?

- Кто заметил, где записаны слова мужского рода,

….женского рода

…. Среднего рода

- Кто сможет сделать вывод как определить род имен существительных?


(слайд 7)


Давайте проверим наши выводы. Откройте учебник на странице…

Прочитайте текст, помещенный в 1 столбик.

Правильный вывод мы сделали?

Чувствуете удовлетворение от работы. Покажите снежинки. Я довольна вами!


5. Физминутка

(учащиеся исполняют песню «Ну, что за мороз!» и выполняют движения_


6.Работа над развитием речи.


-Вспомните и назовите слова, которые обозначают ветер. (Буран, метель, ураган, вьюга)

Верно.

Возьмите карточку и …прочитай задание.



Прочитайте слова и покажите стрелочками верные значения слов

Метель снежная буря

Буран сильный ветер в степи


(слайд 8)


Проверим по экрану.

(слайд 9)


Оцените свою работу.




7.Первичное закрепление изученного материала


а) работа в тетрадях на печатной основе


- Откроем тетради с печатной основой. Прочитай… задание.

- Для определения рода имен существительных обратимся к памятке.

Начинай …


- Слова Саша, жадина, неряха можно отнести только к женскому или мужскому роду?

Эти существительные относятся к общему роду.


Б) Домашнее задание

Домашнее задание аналогично выполненному. Разбирать не будем, я уверена, вы справитесь.


В) Графический диктант


  • Сейчас вы будете определять род имен существительных самостоятельно. Мы проведем графический диктант.

͡ женский род

 мужской род

_ средний род


Шуба, шапка, валенок, воробей, снегопад, вьюга, сено, мороз, пальто.


Проверяем работу.

͡ ͡  ͡ __


Оцените её.

Г) Упражнение в определении четвертого лишнего


- А сейчас нам предстоит собраться, чтобы выполнить следующее задание.

- В каждой строке определить лишнее слово и обосновать свой выбор.


(слайд 10)


- Какое предложение получилось?

- Как оформляем предложение на письме?

Давайте запишем его.

- А теперь проверьте и обратите внимание на выделенные орфограммы. Оцените свою работу.

(слайд 11)


Д) воспитательный момент

-Как вы думаете, что боится птица зимой голода или холода?

Чем бы вы могли помочь?

Мы с вами уже принесли кормушки, повесим их. Принесите хлебные крошки.


7. Итог


Наш урок заканчивается. Вспомним проблемный вопрос Зимушки зимы. Сумели мы на него ответить?


(слайд 12)


- Как определить род имен существительных?

- Расскажите о своих чувствах?

- Зимушка довольна вашей работой и говорит вам МОЛОДЦЫ!


(слайд 13)


-Я тоже довольна вашей работой и особенно хочу поблагодарить ….






Слайд 1
Урок русского языка во 2 классе В Учитель Мишина Е.В. МБОУ СОШ №2 г.Димитровград
Слайд 2
Слайд 3
М И В О М Д Х О Б Ч Н Р Ф Ж С Я Р Э О Л Е У Т Й Ю Э З Ц
Слайд 4
Как определить род имён существительных?
Слайд 5
Снежинка, снеговик, зима, лёд, дерево, сугроб, поле, молоко, метель, буран, пальто, платок, варежка. Он мой она моя оно моё
Слайд 6
Он мой она моя оно моё Снеговик снежинка дерево Лёд зима поле Сугроб метель молоко
Слайд 7
Мужской род Женский род Средний род Он мой она моя оно моё Снеговик Лёд Сугроб снежинка зима метель дерево поле молоко
Слайд 8
Прочитайте слова и покажите стрелочками верные значения слов Метель Буран снежная буря в степи сильный ветер со снегом
Слайд 9
ПРОВЕРЬ! Метель Буран сильный ветер со снегом снежная буря в степи
Слайд 10
Найди лишнее слово.  Пушинка, бабочка, огонёк, вода.  Сова, весёлый, снежок, платок.  Ветке, сидел, на, хор, снегирь.
Слайд 11
На ветке сидел снегирь.
Слайд 12
Как определить род имён существительных?
Слайд 13

Полный текст материала Урок русского языка "Формы рода имён существительных" 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мишина Елена Викторовна  медвежонок2215
08.06.2011 4 7774 1465

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 4
avatar
4 Лидия:) • 23:52, 21.06.2011
Спасибо за разработку. Очень содержательная презентация, очень хороший и самое главное, что доступный материал для понимания детьми.
avatar
3 Ирина640 • 22:27, 17.06.2011
Спасибо за урок! Нашла для себя много интересного!
avatar
2 Светлана1-3 • 17:22, 16.06.2011
Спасибо за материал, очень интересный урок. Думаю использовать материал в своей работе, а с вами поделиться своими наработками. Успехов Вам!
avatar
1 Ирина009 • 12:59, 12.06.2011
Интересный конспект урока!!!Информационный источник на уроке презентация с заготовленными слайдами, Учитель использует рациональные формы работы: фронтальную и индивидуальную. Учитель учит детей не только видеть орфограмму, ни и различным способам её проверки. Большое внимание на уроке уделяется формированию адекватной самооценки через сравнение своих результатов с образцами и составления «картины деятельности» на уроке.
Всё это позволяет ученику видеть, в чём он успешен, а в чём испытывает трудности и пути их решения. Сам ученик несёт ответственность за своё учение.
СПАСИБО!!!