Урок русского языка "Сочинение-описание "Роза"; 3 класс


Цели:
•    Познакомить с художественным стилем описания
•    Научить создавать текст-описание
Задачи:
•    Показать особенности художественного стиля
•    Приобщить к художественной речи (подбор эпитетов, сравнений)
•    Научить передавать своё видение мира
•    Приобщить к культурному наследию (поэзия, пословицы, загадки)
•    Развитие художественных способностей детей, творческого воображения, литературных способностей



1. Беседа. Значение цветов.
        Красива наша Земля. Каждое время года дарит  Земле свой наряд. Это может быть белая пушистая шубка зимы, пёстрый карнавальный костюм осени, лёгкое зелёное покрывало весны или красивый цветочный сарафан лета. Растение – земли украшение.  Так говорят люди. (Пословица записывается на доске.) Одни цветы восхищают своей  красотой или чудным запахом, другие – неповторимой формой, внешним видом, размерами, третьи – лечебными свойствами. Наблюдательному человеку цветы могут подсказать прогноз погоды или время суток, помогут заблудившемуся человеку выйти из леса.
 -  Много сказок и легенд создано о цветах. В сказках встречаются  волшебные цветы.
  Вспомните произведения, которые  связаны с цветами.
 Аксаков «Аленький цветочек»
 Бажов «Каменный цветок»
 Катаев «Цветик-семицветик»
Уальд «Соловей и роза»
Сент – Экзюпери «Маленький принц»
        2.Загадка.
«Лик пахучий,
а хвост  колючий» (роза)
- Что это за растение?
-Как вы догадались?
-Назовите признаки розы.
      3.Роза – царица цветов. Её любили, ей поклонялись, её воспевали с незапамятных времён. О ней создалось столько сказаний, она играла такую выдающуюся роль в истории человечества, что об этом можно бы написать целые тома.
    Многие садоводы выращивают хотя бы по нескольку кустов роз в своём саду, но для большинства из них многоликий мир роз остаётся непознанным. Множество форм и расцветок имеет красавица сада, потому что человек выращивает розу в течение тысячелетий. Роза многообразна: миниатюрная, вьющаяся, крупноцветковая, парковая, кустарниковая и т.д.
    Первые упоминания о розах, дошедшие до нас, восходят к шумерам за 2 000 лет до нашей эры. В древней Индии и Китае культура роз достигла высокого уровня, были созданы великолепные сады и большие плантации. Там изготавливали и применяли розовую воду и масло, роза ценилась как лекарственное растение. Спустя века она пережила взлёт и падение.
Во многих странах селекционеры стремились получить у растений красивую форму и окраску цветов.
4. Поэты и писатели о розе.
А.С.Пушкин «Роза»
Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
«Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи».
(http://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/01lyceum/0004.htm)



Иван Бунин «Розы»
Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись -
Две чаши полного огня.
В окно, в прохладный сумрак дома,
Глядел зелёный знойный сад,
И сена душного истома
Струила сладкий аромат.
Порою, звучный и тяжёлый,
Высоко в небе грохотал
Громовый гул... Но пели пчёлы,
Звенели мухи – день сиял.
Порою шумно пробегали
Потоки ливней голубых...
Но солнце и лазурь мигали
В зеркально-зыбком блеске их -
И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слёзы
Очами, полными огня.
(http://lubav.ucoz.ru/board/bunin_ivan_quotrozyquot/11-1-0-74)

Фет «Роза»
У пурпурной колыбели
Трели мая прозвенели,
Что весна опять пришла.
Гнётся в зелени берёза,
И тебе, царица роза,
Брачный гимн поёт пчела.

Вижу, вижу! Счастья сила
Яркий свиток твой раскрыла
И увлажила росой.
Необъятный. Непонятный.
Благовонный, благодатный
Мир любви передо мной.

Если б движущий громами
Повелел между цветами
Цвесть нежнейшей из богинь,
Чтоб безмолвную красою
Звать к любви, когда весною
Тёмен лес и воздух синь,-

Ни Киприда и ни Геба,
Спрятав в сердце тайны неба
И с безмолвьем на челе,
В час блаженный расцветанья
Больше страстного признанья
Не поведали б земле.
(http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B7%D0%B0_(%D0%A4%D0%B5%D1%82))


( Киприда – прозвище Афродиты, богини красоты
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B0,
Геба – богиня юности
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%B1%D0%B0)


Афанасий Фет «Осенняя роза»

Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица-роза,
Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
(http://ruspoet.com/russkie_poety/fet_afanasiy/osennyaya_roza.mp3.13849)

Уайльд «Соловей и роза» (отрывок)
    «Красная роза возникает из звуков песни при лунном сиянии, обагрённая кровью любящего сердца...
    Она распускается на розовом кусте на самом верхнем побеге, лепесток за лепестком.
    Сначала роза бледная, как лёгкий туман над рекою, бледная, как стопы зари, и серебристая, как крылья рассвета.
    Отражения розы в серебряном зеркале, отражение розы в недвижной воде – вот какова была роза, расцветающая на верхнем побеге куста.
    Но вот лепестки розы окрасились нежным румянцем, и, наконец, она стала алой, подобно утренней заре на востоке. Алым стал её венчик, и алой, как рубин, стала роза».

Оливье Метр посвятил этим цветам «Вальс роз».
На многих натюрмортах можно увидеть букеты роз.
5.Тема. Главная мысль. План.
Определить тему сочинения – художественное описание розы.
Главная мысль – показать красоту розы.

Речь, в которой словами рисуется то, о чём человек хочет сказать, называют художественной. Когда мы пользуемся художественной речью, наша задача в том, чтобы тот, кто будет слушать или читать, увидел нарисованные картины так же, как видим их мы, почувствовал то же, что чувствуем мы.
Чтобы уметь ярко, живо передавать настроение, рассказывать о том, что мы видим вокруг, нужно научиться пользоваться словами так же, как художник красками, т.е. подбирать их. Учитесь рисовать словами.
                
                План.
I Введение. Значение цветов.
II
1.    Внешний вид.
2.    Форма.
3.    Окраска.
4.    Стебель.
5.    Запах.
III  Какие чувства вызывает у вас этот цветок?
6.Словарь.
Словарь составляется на уроке вместе с детьми. Ученики заранее знали тему урока. Дома они подбирали словосочетания о розе для словаря. У вас на уроке может получиться свой словарь. Можно из данного словаря использовать только небольшой объём. Также ребята подбирают эпитеты, красивые словосочетания из приведённых ранее литературных произведений.
Внешний вид
прекрасный  великолепный цветок
царица цветов
красавица сада
украшение сада
символ красоты
красивая, изящная
Форма
как чаша, полная огня,
множество форм
многообразие роз
головки
красивая форма
Окраска
многоликий мир роз
множество расцветок
богатство красок и оттенков
белая, розовая, красная, коралловая, карминово-красная, сиреневая, жёлтая
алая, как рубин
красная, как лапки голубя
нежный румянец
белая, как морская пена
белее снега на горных вершинах
чёрная, как ночь
Запах
приятный аромат
струила сладкий аромат
сильный, тонкий, волшебный, нежный, душистый, чудный, божественный
Стебель
высокая ножка
Нет розы без  шипов. ( пословица)
Роза – недотрога, её шипы коварны и остры.

7.Заголовок.
Дети сами подбирают заголовок к тексту.
Примерные заголовки:
Царица цветов.
Богиня цветов.
 Королева цветов.
8.Написание сочинения
Материал рассчитан на два урока. Первый урок – подготовка к сочинению, второй урок – выполнение творческой работы.
Дети выполняют работу самостоятельно. Но вы можете им предложить свой текст, как образец.
Образец.
                Царица цветов.
    Растение – Земли украшение. Много удивительных и прекрасных растений можно встретить в лесах, полях, лугах, садах, парках.
    Роза – царица цветов. Этот прекрасный цветок является украшением сада. Многолик мир роз. Здесь можно найти белые, жёлтые, розовые, красные, фиолетовые цветы. Головки роз похожи на чаши, полные огня. Чудесный крупный цветок на высокой ножке тянется к солнцу. Привлекает роза и приятным сладким ароматом. Так и хочется сорвать этот цветок. Но не спеши! Нет розы без шипов. Лик пахучий, а хвост колючий.
    Мне нравится этот цветок. Он всегда радует своей красотой.

Литература:
1.    Т.А.Ладыженская «Речь. Речь. Речь».  М Педагогика 1990 г с.146 - 148
2.    Н.Ф.Золотницкий «Цветы в легендах и преданиях» с. 21
3.    Р.Коковкин «Многоликий мир роз» (журнал «Приусадебное хозяйство» №1 1989 с. 64-67)
4.    Оскар Уайльд «Соловей и роза»
http://hobbitaniya.ru/wilde/wilde13.php


Автор: Каряжкина Марина Юрьевна  Marousia
учитель начальных классов, ГБОУ ЦО №1948 "Лингвист -М"
05.04.2012 0 42753 1033

Скачать материал с сайта



Читайте новые статьи
Популярные статьи
Другие новости
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0

Новости образования и науки: