Урок русского языка в 4 классе. " «Наблюдение за словоизменением имён существительных»


Сопроводительная информация.
1. Сакун Лариса Николаевна
2. МОУ СОШ № 99, г. Красноярск
3. Предмет - русский язык
4. Класс- 4
5. Тема урока: «Наблюдение за словоизменением имён существительных»
6. Изучение нового материала.

Тема: «Наблюдение за словоизменением имён существительных»
Задачи: вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном ; подвести учеников через столкновение с проблемой к её разрешению; определить исследовательскую деятельность учащихся по выявлению сути данной темы; развитие интереса к русскому языку, воспитывать навык взаимопроверки и самоконтроля; воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе.
Оборудование: карточки с текстами, « Дидактический материал» Л.Ю. Комиссарова, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
Этапы Деятельность учителя и учеников
1. Вызов.
1.1 Актуализация имеющихся знаний.

Парная работа.

1.2. Пробуждение интереса к новой теме. Постановка учеником собственных целей. Приём
«Таблица ЗХУ »

Групповая работа.

Языковая разминка.
-Запишите слова с комментированием под диктовку: солнце, утренний, щука, Елена, сердце, товарищ, волшебник, искусство, тростник, ежевика, лестница, народ, облако, ежиха
- Найдите лишнее слово, докажите ( дети предлагают свои варианты - лишнее слово – утренний - это имя прилагательное…)
- Подумайте и обсудите в паре, что объединяет все эти слова? Подсказка в словах ( первые буквы слов из разминки - существительное)
- Какой буквы не хватает? ( ь). Какова её роль в этом слове?
- Дайте полное название этой части речи.
( имя существительное)
-Вспомните и обсудите со своим соседом информацию об имени существительном, заполните таблицу ( у каждой пары таблица) Дети заполняют первую часть таблицы « Знаю», составляют список, что они знают по этой теме.
- Заслушиваем выступления пар.
Знаю - постоянные признаки – одушевлённость и неодушевлённость, род; число - непостоянные признаки…
- Как вы понимаете выражение « постоянный признак?» ( Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда) А непостоянный?
- Оказывается, у имени существительного есть ещё непостоянный признак.
- Попробуйте заполнить вторую часть таблицы « Хочу узнать» после моего задания.
- Работать будем в четвёрках. Прочитайте стихотворение и найдите слово, в котором будет изменяться только окончание
Дан текст:
У норы добычи ждёт,
Притаившись, серый кот,
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
И теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая – и та,
Видя грозного кота,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте.
- Какое слово вы нашли?
Выслушиваем мнения групп, дети доказывают
- В результате такого изменения получается новое слово?
( нет, формы этого слова)
-А кто знает, как называется такое словоизменение? Тогда заполните нашу таблицу, 2 колонку ( дети пишут вопрос в
« Хочу узнать»)
- Я предлагаю Вам самим ответить на этот вопрос, прочитав текст, обсудить его и попробовать самим ответить на этот вопрос.

2.Осмысление
( реализация)
Работа с текстом в парах

2.1.Работа по учебнику. Работа с текстом определения.

2.2. Самостоятельная работа .

3.Рефлексия.

3.1. Синквейн.
Работа в парах.

4. Домашнее задание.

-Дети в парах читают текст.
« В каждом языке своё количество падежей. В английском - 2, в немецком - 4, в венгерском -22, а в одном из кавказских языков – табасаранском - насчитывается около 44 падежей. В русском языке их количество тесно связано с тем, каким образом выражается падеж. В русском языке падеж выражается окончанием»
( по В. А . Ивановой., З.А. Потихе, Д.Э. Розенталю)
- Какую новую информацию вы узнали? Так как называется словоизменение имён существительных? (падеж)
-Вот вы сами и ответили на свой вопрос. Внесите в таблицу -узнал
- А что вы узнали из текста про падежи в русском языке?
- Сколько их? (в тексте об этом не сказано, ещё один вопрос вносится в таблицу. Сколько падежей в русском языке? Чем они отличаются друг от друга.
-Сейчас попробуем ответить на этот вопрос.
- Прочитайте маленькую сказку, где встретятся названия всех падежей, и вы сможете их посчитать.
Сказка « Он ещё не родился, а уже думали, какое ему имя дать, и решили назвать его - Именительный.
Родился- стал Родительный. Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный. Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный.
Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. Он всем предлагал свою помощь, и о нём заговорили и назвали теперь Предложный.
После обсуждения выслушиваем детей
- Сколько падежей вы узнали?
-Назовите их.
- Вот вы самостоятельно ответили и на этот вопрос. Вывод – ответ вносят в таблицу
- Откройте учебник - стр. 74.Прочитайте определение. Задайте вопросы в паре друг другу по правилу.
Проверка: Прочитайте первую часть определения.
- Какое это такое изменение ? ( изменение по вопросам)
Прочитайте вторую часть . Что вы узнали про падежи?
- На какие вопросы они отвечают?

- Откройте дидактический материал на стр. 33 упражнение 60.
Выполните в тетради это упражнение.
После выполнения взаимопроверка.

- Вот и подошёл наш урок к концу. Работа по таблице.
-В парах прочитайте друг другу , что вы узнали на уроке нового.
- Выслушиваем мнения детей.( дети зачитывают свои записи)
- Что вы нового узнали на уроке?
- Что вызвало для вас затруднения7
- Над чем надо будет работать завтра? ( учиться задавать вопросы и определять падеж)
Дети при рефлексии используют выражения:
- Я считаю..
-Я думаю, что..
- У меня сегодня получилось..
- Я узнал, что…
- Моё мнение..
-Мне удалось…
- У меня получилось…
-В завершении нашего урока попробуем проявить своё творчество. Попробуйте написать, что вы сегодня узнали на уроке.
Заслушиваем группы. Выделяем лучшие синквейны.
( у детей памятки по составлению синквейна)
Памятка.
1. В первой строчке тема одним слово ( падеж)
2. Вторая строчка-описание темы в двух словах ( два прилагательных)
3. Третья строчка - описание действия в рамках темы тремя словами ( глаголы)
4. Четвёртая строчка- фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строчка- синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
- И ещё раз обращаем внимание, что именно дети узнали на уроке.
- На следующем уроке в начале послушаем желающих.

Выучить таблицу « Падежи», упр.1. стр.97.


Полный текст материала Урок русского языка в 4 классе. " «Наблюдение за словоизменением имён существительных» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сакун Лариса Николаевна  маркиза
-, МОУ СОШ № 99, г. Красноярск
06.02.2010 0 14442 1526
Комментировать

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0