Разработка урока по теме: "Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных в речи"; 3 класс


Краснодарский край

город Новокубанск

муниципальное общеобразовательное

учреждение гимназия №2

муниципальное образование

Новокубанский район



Урок русского языка

по теме:

«Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных

в речи»

Класс 3 УМК «Школа 2000-2100»

Учитель: Корчагина Марина Анатольевна

Тема: Имя прилагательное как часть речи /4 часа/

  • Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных в речи.

  • Связь имён прилагательных с именами существительными.

  • Изменение имён прилагательных по родам и числам.

  • Разбор имени прилагательного как части речи.



Цель урока:

  • усовершенствовать знания учащихся об имени прилагательном как части речи.

Задачи:

  • способствовать развитию умения распознавать имена прилагательные и осознавать их роль в речи;

  • способствовать формированию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса учащихся (в том числе фразеологическими оборотами);

  • способствовать воспитанию терпимого, милосердного отношения к людям-инвалидам; возникновению желания помогать нуждающимся людям.




I Организационная часть.

Психологический настрой.

-Ребята, посмотрите, какая чудесная погода сегодня: светит солнышко, воздух свежий, прохладный. Какое настроение нам задаёт природа? С таким бодрым, добрым, лучистым настроением мы приступаем к работе. Я уверена, что такое хорошее настроение продлится не только до конца урока, до конца рабочего дня, но и до вечера!

II Актуализация знаний.

1) – Дети, я называю слово – вы антоним к нему.

тихий – (громкий)

весёлый – (грустный)

сытый – (голодный)

мелкий –(глубокий)

редкий – (густой)

- Что связывает слова-антонимы? (Все они начинаются с буквы Г).

Слайд 2

Букву Не гусь, не галка

На плече носил. Буква Г.

На лугу А цапля

Траву косил. На одной ноге.

Гг Ггг Гггг_____________________________________________________


2)Словарная- орфографическая работа.

  • Отгадайте загадку:

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладошку

Бусинки-дробинки.

  • Фразеологизмы /со словом горох/

Слайд 3, 4

  • Запись слова, звуко-буквенный анализ.


III Формулирование темы и цели урока.

- Вы так быстро отгадали загадку про горох! Отгадайте следующую загадку:

Конь…, хвост…

-Почему вы её не поняли? Помогли вам имена существительные догадаться, о чём идёт речь?

-Послушайте ещё раз:

Конь стальной, хвост льняной. (Иголка и нитка)

-Какие слова помогли отгадать загадку?

-Что они обозначают?

Слайд 5

-Посмотрите на экран. Подушка какая?

-О каких словах пойдёт речь на уроке? Как бы вы сформулировали тему урока? Какую цель поставим перед собой?


IV Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.


1) -Откройте учебники на стр. 67. Упр.304.

-Прочитайте. Можно ли определить, о каких предметах идёт речь? Как вы догадались? Что общего у всех этих слов? Что они обозначают?

-Спишите слова. Рядом напишите имена существительные.

2)Слайд 6

Что видите на экране? (Ландыш, розу, солнце, детей)

-Подберите и запишите как можно больше слов, обозначающих признаки этих предметов. На какой вопрос отвечают слова каждой группы? К какой части речи они относятся?

-Какие орфограммы встретились в словах? Обозначьте.


V. Ф И З М И Н У Т К А


- Итак, представим: урок окончен. Марина Анатольевна сообщила об этом, поблагодарила за хороший урок и отпустила домой.

Собираем портфель.

Заходим в гардероб. Что делаем? /Берём вещи/ Может быть что-то ещё надо сделать? Оглядитесь вокруг. /Быть может упала курточка, поднять/

Спускаемся вниз, на первый этаж. Давайте потолкаемся. \Нет, этого нельзя делать!/

Переобуваемся. Надеваем верхнюю одежду, берём портфель и на улицу!

Ну, что, спускаемся по лестнице?

Идём, идём. Светофор. Какой свет горит? /Красный/ Ждём.

Наконец загорелся зелёный! Бегом побежали! /А что это вы делаете? Как правильно поступить?/

Спокойно переходим через дорогу. До тротуара далеко… А остановка совсем близко…

Совсем чуть-чуть пройти по проезжей части… Может перебежим, так быстрее будет, ведь дома ждёт мама и папа?... /Нет уж, пойдём до тротуара, мама и папа ждут нас целыми и невредимыми!/

Пришли домой. Открываем дверь. А там мама, папа, бабушка! Обнимайте их скорее! Скажите, как вы сильно их любите!

Молодцы!


VI. Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в речи.


1) -Почему имена прилагательные получили такое название?

-А что означает слово прилагательное?

Прочитайте об этом в учебнике. Упр.308 Оправдались ли наши предположения?

-К словам какой части речи «присоединяются, прилагаются» имена прилагательные?

2) Упр. 307.

-Прочитайте текст. Найдите в нём слова, которые обозначают признаки предметов. Признаки каких предметов они обозначают? Какого рода эти существительные? В форме какого числа они употреблены?

Снег (какой?) последний. Имя существительное снег употреблено в форме ед. ч., м.р. и прилагательное последний – тоже в форме ед.ч., м.р.

Так же: тёплый пар, синий кувшинчик, юный лес, зелёный дым, тёплые грозы.

Именно этими словами автор рисует картину ранней весны – весенний пейзаж. Подснежник по форме похож на кувшинчик, поэтому словосочетание синий кувшинчик помогает ярче представить себе, как выглядит этот цветок.

-Прочитайте имена прилагательные в синей рамке. Что это за слова?(Синонимы). Какой из них использует автор в стихотворении? Почему?

-Как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи?


3) –Расскажите всё, что знаете об именах прилагательных?

Читаем определение в рамке на стр.69.



VII. Наблюдение над ролью имён прилагательных в речи.


-Прочитайте текст из упр.307 , пропуская имена прилагательные. Что заметили?

Да, ребята, прилагательные украшают нашу речь. Представьте себе ровную асфальтированную дорогу и летнюю лесную поляну. Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие дороги, как радует глаз лесная поляна. Каких только нет там форм, размеров, окрасок: зелёные, стройные, высокие, узорные, тонкие, бархатные, белые, длинные, низкорослые, голубые, круглые, прямые, фиолетовые…

Всё это разнообразие передаётся с помощью прилагательных. Именно они делают нашу речь живописной. Спросите любого: «Какова трава? Снег? Ночь? – и он ответит: «Трава зелёная. Снег белый. Ночь тёмная». А всегда ли снег белый? Конечно, нет! Он бывает тёмно-голубой, синий, серебристый, на закате даже красный, а по форме – пушистый, рассыпчатый. Его можно потрогать – он холодный, свежий, колючий, жгучий. Вот сколько прилагательных только для описания снега.

Что бы мы ни делали, где бы мы ни были, мы постоянно стремимся не только назвать предмет, но и оценить его, определяя его качественную сторону. Как часто употребляются имена прилагательные? По частоте употребления имена прилагательные занимают третье место после имён существительных и глаголов.



VIII. Первичное закрепление изученного.

1)Слайд 7

Обратите внимание на экран.

- Прочитайте текст.

Женя вдруг увидела чудесного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, весёлые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный, - сразу видно, что не драчун, - и Жене захотелось с ним познакомиться.

-Знакомы ли вам эти строки? Из какого произведения этот отрывок?

/Правильно, это отрывок из сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик». В ней рассказывается о девочке Жене, которой старушка однажды подарила волшебный цветок цветик-семицветик. Он мог исполнить всё, что Женя хотела. Девочка использовала шесть лепестков этого цветка на разные желания, и у неё остался последний лепесток., когда она встретила мальчика Витю./

-Что произошло потом?

Слайд 8, 9


-Как вы думаете, Женя проявила милосердное отношение к мальчику?

-В нашей стране есть медицинские центры, учреждения для инвалидов. Им присылают гуманитарную помощь, приезжают навестить люди разных национальностей.

-Как вы думаете, какая задача стоит перед людьми всего земного шара? /Наша задача состоит в том, чтобы сделать жизнь инвалидов легче и интереснее. Главное понять, что наша жалость им не нужна. Для них нужнее спокойное, терпимое отношение к ним.

Слайд 10,11

В нашем крае по инициативе губернатора Кубани Александра Николаевича Ткачева организована благотворительная программа «Ради будущего – вместе поможем детям». Она действует с 15 сентября 2008 года. Логотипом программы является цветик-семицветик, каждый из лепестков которого означает различные направления оказания помощи. Собранные в рамках этой программы деньги помогли многим и многим детям. Вы видели, ребята, что урны для пожертвований есть во многих магазинах нашего города. Любой человек может помочь детям, которые очень ждут помощи!/

2) Самостоятельная работа учащихся.

Слайд 12

-Сейчас я предлагаю вам вернуться к отрывку из произведения В.Катаева. Спишите первые два предложения и подчеркните волнистой линией имена прилагательные, которые вам встретятся. С какими словами связаны эти прилагательные?

3) Коллективная проверка выполненного задания.

IX .Рефлексия деятельности.

-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

-Что можете рассказать об имени прилагательном?

-Что нового узнали об этой части речи?

X. Домашнее задание.

Выучить определения на стр.69. Упр 2, стр.88.

XI. Организация на перемену.







Использованная литература

  1. Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева «Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя», Москва , БАЛАСС, 2007г.

  2. В.Волина «Русский язык. Учимся играя», Екатеринбург, ТОО «Издательство АРГО», 1996г.

  3. Т.А.Соловьёва, Е.И.Рогалева «Первоклассник: адаптация в новой социальной среде», Москва, «ВАКО», 2008г.




Корчагина Марина Анатольевна

Русский язык

«Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных в речи»

УМК «Школа 2000 – 2100»


Пояснительная записка.

Урок русского языка по теме: «Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных в речи» разработан и проведён в 3 классе 16 февраля 2010 года учителем начальных классов Корчагиной Мариной Анатольевной. Это первый из четырёх уроков по теме: «Имя прилагательное как часть речи» /4 часа/

  • Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных в речи.

  • Связь имён прилагательных с именами существительными.

  • Изменение имён прилагательных по родам и числам.

  • Разбор имени прилагательного как части речи.

Цель урока - усовершенствовать знания об имени прилагательном как части речи.

Задачи:

  • способствовать развитию умения распознавать имена прилагательные и осознавать их роль в речи;

  • способствовать формированию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса учащихся (в том числе фразеологическими оборотами);

  • способствовать воспитанию терпимого, милосердного отношения к людям-инвалидам; возникновению желания помогать нуждающимся людям.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран

Структура урока:

  1. Организационная часть. Создание психологического настроя.

  2. Актуализация знаний:

а) минутка чистописания / слайд 2/;

б) словарно-орфографическая работа, обогащение речи учащихся фразеологическими оборотами / слайды 3, 4/;

в) звуко-буквенный анализ слова.

III. Формулирование темы и целей урока: / слайд 5/

а) постановка учебной проблемы: (побуждающий от проблемной ситуации диалог (не выполнимое практическое задание);

б) поиск решения учебной проблемы: (побуждение к выдвижению гипотез);

в) подсказка к решающей гипотезе, её проверка;

г) собственно формулирование темы и целей урока.

IV.Наблюдение над признаками имён прилагательных.

- Работа по учебнику стр.67, упр.304 /возможность определения

предмета по его признакам/.

- Подбор признаков данных предметов /слайд 6/

V. Физическая минутка.

VI. Связь имени прилагательного с именем существительным.

- Поиск ответа на вопрос: «Почему имена прилагательные

получили такое название?»

- «Почему имена прилагательные связаны именно с именами

существительными?» Упр.307.

VII. Наблюдение над ролью имён прилагательных в речи.

- Работа с текстом из упр.307.

VIII. Первичное закрепление «нового» знания.

- Работа с отрывком из произведения В.Катаева «Цветик –

семицветик» /выяснение идейного содержания, оценка

поступков героев/ слайды 7 - 12

- Самостоятельная работа учащихся .

- Коллективная проверка выполнения задания.

IX. Рефлексия деятельности.

- Какую цель мы ставили перед собой?

- Что можете рассказать об имени прилагательном?

- Что нового узнали об этой части речи?

X. Домашнее задание.

XI. Организация на перемену.

Использованы элементы технологии проблемно-диалогического обучения (на этапе формулирования темы и целей урока), ИКТ (к уроку разработана презентация в программе Power Point), здоровьесберегающих технологий (создание и поддержание положительного эмоционального настроя на протяжении всего урока, физическая минутка в форме «путешествия домой», соблюдение гигиенических навыков письма).

Слайд 1
Урок русского языка  Имя прилагательное как часть речи. Роль имён  прилагательных в речи. 3 класс УМК «Школа 2000­2100» Автор: Корчагина Марина Анатольевна              учитель начальных классов МОБУГ №2              г. Новокубанска
Слайд 2
Букву                                              Не гусь, не галка На плече носил.                            Буква  Г. На лугу                                           А цапля Траву косил.                                  На одной ноге.  
Слайд 3
                                      УГОВОРЫ,ВНУШЕНИЯ                                             БЕСПОЛЕЗНЫ
Слайд 4
ВЫСТАВЛЯТЬ СЕБЯ В СМЕШНОМ  ИЛИ ГЛУПОМ ВИДЕ.
Слайд 5
ПОДУШКА (КАКАЯ?) …
Слайд 6
Слайд 7
          Женя      вдруг        увидела  чудесного  мальчика,  который      сидел   на   лавочке    у ворот. У  него были большие синие   глаза,     весёлые,      но  смирные.      Мальчик  был  очень  симпатичный,  ­      сразу  видно,  что  не  драчун,  ­      и        Жене  захотелось  с  ним  познакомиться. 
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
          Женя      вдруг        увидела  чудесного  мальчика,  который      сидел   на   лавочке    у ворот. У  него были большие синие   глаза,     весёлые,      но  смирные.      Мальчик  был  очень  симпатичный,  ­      сразу  видно,  что  не  драчун,  ­      и        Жене  захотелось  с  ним  познакомиться. 
Слайд 13
Урок русского языка  Имя прилагательное как часть речи. Роль имён  прилагательных в речи. 3 класс УМК «Школа 2000­2100» Автор: Корчагина Марина Анатольевна              учитель начальных классов МОБУГ №2              г. Новокубанска

Полный текст материала Разработка урока по теме: "Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных в речи"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Корчагина Марина Анатольевна  ---5747
17.02.2015 1 4633 801

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0