Урок по русскому языку "Образование имён прилагательных"; 4 класс (Система развивающего обучения Л.В. Занкова)


Актуализация знаний.

Прочитайте стихотворение. О чем это стихотворение?

Апрель – проказник и обманщик, 
оПрава марта, пропуск в май,
миРов сиреневых шарманщик, 
кудЕсник, страстный шалопай,
оскоЛком льда прирос к рассвету,
метелЬю странной канув в лету.

Многие поэты относились к весне по- особенному. Весна- пробуждение жизни.

-Как описывает автор апрель?

-Какие  прилагательные он использует?

В первых словах каждой строчки найдите название второго весеннего месяца.

-Кто знает, как в литературе называется такое стихотворение?

«АКРОСТИХ»

А как бы вы объяснили значение этого слова?

Из толкового словаря Ожегова:

Акростих – стихотворение, в котором буквы каждой строки составляют какое-нибудь слово или фразу (часто по вертикали).

 А как спрятано слова в нашем стихотворении? ( по диагонали)

Значит какой у нас акростих?

ДИАГОНАЛЬНЫЙ

Итак, ключевое слово АПРЕЛЬ, выполните фонетический разбор  этого слова. Проверка.

 

Что вы можете рассказать о слове апрель?

Повторим другие слова из словаря.

Словарная работа:

1). Праздничный залп (салют)

2). Иллюстрация  (волшебник)

3). Антоним к слову быстро (медленно)

4). Иллюстрация (береза)

5). Иллюстрация (космонавт)

6). Синоним к слову успех (победа)

7). Иллюстрация (горячий)

8). Антоним к слову горячий (холодный)

9).Сумма чисел десяти и одного (одиннадцать)

10). Поворот в правую сторону (направо)

Повторение изученного.

Найдите и подчеркните имена прилагательные.

Определите тему урока. Какие вопросы поставим перед собой?

Что вы уже знаете об именах прилагательных?

Обозначают…

Отвечают на вопросы…

Изменяются….

В предложении являются…..

Расскажите, как образуются имена прилагательные?

Давайте вспомним  и  вставим  нужные безударные окончания имен прилагательных в словосочетаниях.

К скорому утреннему поезду.

Под толстой развесистой сосной.

На мягкой теплой постельке.

Определите падеж имен прилагательных.

Физминутка для глаз.

Следите за лучиком солнышка.

Работа над новым материалом.

Образуйте имена прилагательных от имен существительных при помощи суффиксов –Н, -СК, -ИСТ и разберите их по составу. (выборочная проверка)

 Брат – братский

Зуб – зубной

Лес – лесной, лесистый

Ростов – ростовский

Сахар – сахарный, сахаристый

Груз – грузный, грузовой

Море – морской

Апрель – апрельский

Ворс – ворсистый

Искра – искристый

Степь – степной

Глина – глинистый, глиняный.

В каких словах появились сомнения? Что заметили?

Что отличает основы  имен прилагательных от основ имен существительных?

Вывод: имена прилагательные образуются при помощи суффиксов –Н, -ИСТ, -СК, а также  -ОВ, -ЯН от основ имен существительных. Суффиксы придают слову определенный оттенок значения.

Самостоятельная работа.

Упражнение №336.

Могут ли быть у прилагательных и существительных одинаковые суффиксы?


Полный текст материала Урок по русскому языку "Образование имён прилагательных"; 4 класс (Система развивающего обучения Л.В. Занкова) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Михалёнок Наталья Михайловна  Натали4834
учитель начальных классов, МОУ "Школа №34 с углублённым изучением финского языка" г.Петрозаводска
04.03.2015 0 2017 359
Комментировать

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0