Урок по русскому языку "Образование имён прилагательных"; 4 класс (Система развивающего обучения Л.В. Занкова)


Урок русского языка 4 класс.

Тема: «Образование имен прилагательных».

Тип урока: комбинированный

Цель: выработать навык образования имен прилагательных от основ имен существительных при помощи суффиксов, довести до осознания обучающих, что при помощи суффиксов образуются новые слова.

Задачи:

-познакомить с новым литературным приемом «акростих»;

-закреплять знания о частях речи, словообразовании и словоизменении:

-развитие речи учащихся;

-повышать интерес к изучению русского языка.

Ход урока.

Актуализация знаний.

Прочитайте стихотворение. О чем это стихотворение?

Апрель – проказник и обманщик, 
оПрава марта, пропуск в май,
миРов сиреневых шарманщик, 
кудЕсник, страстный шалопай,
оскоЛком льда прирос к рассвету,
метелЬю странной канув в лету.

Многие поэты относились к весне по- особенному. Весна- пробуждение жизни.

-Как описывает автор апрель?

-Какие прилагательные он использует?

В первых словах каждой строчки найдите название второго весеннего месяца.

-Кто знает, как в литературе называется такое стихотворение?

«АКРОСТИХ»

А как бы вы объяснили значение этого слова?

Из толкового словаря Ожегова:

Акростих – стихотворение, в котором буквы каждой строки составляют какое-нибудь слово или фразу (часто по вертикали).

А как спрятано слова в нашем стихотворении? ( по диагонали)

Значит какой у нас акростих?

ДИАГОНАЛЬНЫЙ

Итак, ключевое слово АПРЕЛЬ, выполните фонетический разбор этого слова. Проверка.


Что вы можете рассказать о слове апрель?

Повторим другие слова из словаря.

Словарная работа:

1). Праздничный залп (салют)

2). Иллюстрация (волшебник)

3). Антоним к слову быстро (медленно)

4). Иллюстрация (береза)

5). Иллюстрация (космонавт)

6). Синоним к слову успех (победа)

7). Иллюстрация (горячий)

8). Антоним к слову горячий (холодный)

9).Сумма чисел десяти и одного (одиннадцать)

10). Поворот в правую сторону (направо)

Повторение изученного.

Найдите и подчеркните имена прилагательные.

Определите тему урока. Какие вопросы поставим перед собой?

Что вы уже знаете об именах прилагательных?

Обозначают…

Отвечают на вопросы…

Изменяются….

В предложении являются…..

Расскажите, как образуются имена прилагательные?

Давайте вспомним и вставим нужные безударные окончания имен прилагательных в словосочетаниях.

К скорому утреннему поезду.

Под толстой развесистой сосной.

На мягкой теплой постельке.

Определите падеж имен прилагательных.

Физминутка для глаз.

Следите за лучиком солнышка.

Работа над новым материалом.

Образуйте имена прилагательных от имен существительных при помощи суффиксов –Н, -СК, -ИСТ и разберите их по составу. (выборочная проверка)

Брат – братский

Зуб – зубной

Лес – лесной, лесистый

Ростов – ростовский

Сахар – сахарный, сахаристый

Груз – грузный, грузовой

Море – морской

Апрель – апрельский

Ворс – ворсистый

Искра – искристый

Степь – степной

Глина – глинистый, глиняный.

В каких словах появились сомнения? Что заметили?

Что отличает основы имен прилагательных от основ имен существительных?

Вывод: имена прилагательные образуются при помощи суффиксов –Н, -ИСТ, -СК, а также -ОВ, -ЯН от основ имен существительных. Суффиксы придают слову определенный оттенок значения.

Самостоятельная работа.

Упражнение №336.

Могут ли быть у прилагательных и существительных одинаковые суффиксы?

-ИСТ!

Приведите примеры.

Физминутка.

Обобщение изученного по теме.

Составьте рассказ об имени прилагательном по плану.

Обозначает…

Отвечает на вопросы….

Изменяется…….

В предложении является…..

Образуются….

Тест: «Имя прилагательное».

Выбери букву нужного ответа.

  1. С какой часть речи связано имя прилагательное?

А) с именем существительным

Б) с глаголом

В) не связано

2. В каком имени прилагательном надо писать окончание – ЕЕ?

А) утреннее небо

Б) утренняя зарядка

В) утренний завтрак

3. В каком падеже у имен прилагательных окончание – ОМУ, - ЕМУ?

А) в творительном падеже

Б) в родительном падеже

В) в дательном падеже

4. Какая буква пропущена в окончании имен прилагательных

Кружился в синем небе

На ближнем озере

А) –е

Б) –и

В) –другая буква

5. Укажите падеж имен прилагательных в словосочетаниях

Видел в синем небе

Рисовал на холодном окне

А) винительный падеж

Б) предложный падеж

В) творительный падеж

6. Что отличает основы имен прилагательных от основ имен существительных?

А) окончание

Б) суффикс

В) приставка

Проверь себя: А А В А Б Б


Рефлексия: Прочитайте слова.

Интерес
Искра
Труд
Длина
Радость

Удар
Скука

Что можете сказать о словах?

Ответьте, каким для вас был урок, образовав от имен существительных имена прилагательные.




Слайд 1
ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ТЕМЕ: ПО «ОБРАЗОВАНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ» Учитель: Михаленок Н. М. МОУ «Школа № 34» Г. Петрозаводск РК
Слайд 2
Апрель – проказник и обманщик, оправа марта, пропуск в май, миров сиреневых шарманщик, кудесник, страстный шалопай, осколком льда прирос к рассвету, метелью странной канув в лету.
Слайд 3
АПРЕЛЬ Апрель – проказник и обманщик, оПрава марта, пропуск в май, миРов сиреневых шарманщик, кудЕсник, страстный шалопай, оскоЛком льда прирос к рассвету, метелЬю странной канув в лету.
Слайд 4
Толковый словарь С.И. Ожёгова • АКРОСТИХ - (акро- греческий корень, означает: крайний, верхний) стихотворение, в котором буквы каждой строки составляют какое-нибудь слово или фразу (часто по вертикали). Диагональный акростих – когда ключевое слово «спрятано» по диагонали.
Слайд 5
Фонетический разбор. Апрель ап-рель – 2 слога. •а- [а] гл., безуд. •п -[п] согл., гл., тв., •р- [р'] согл., зв., мягк., •е - [э] гл., уд. •л - [л'] согл., зв., мягк., •ь - [---] •6 б., 5 зв.
Слайд 6
Словарь: 2. 1.Праздничный залп. .
Слайд 7
4. 3. Антоним к слову «быстро».
Слайд 8
5. 6. Синоним к слову «успех».
Слайд 9
7. • 8. Сумма чисел десяти и одного. • 9. Поворот в правую сторону.
Слайд 10
ПРОВЕРКА Словарь: салют, волшебник, медленно, берёза, космонавт, победа, горячий, холодный, одиннадцать, направо.
Слайд 11
•отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? •обозначает признак предмета •изменяется по числам и родам, склоняется •в предложении бывает определением
Слайд 12
Имена прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов -н, -ск, -ист
Слайд 13
ТРЕНАЖЁР «ВСТАВЬТЕ БУКВЫ»
Слайд 14
Вставь пропущенную букву К скор….. ….. утренн поезду
Слайд 15
Вставь пропущенные буквы ….. Под толст….. развесист сосной
Слайд 16
Вставь пропущенные буквы ….. На мягк ….. тёпл постельке
Слайд 17
Слайд 18
Образуйте прилагательные от существительных при помощи суффиксов -Н,-СК,-ИСТ и разберите их по составу. • • • • • • брат - … зуб -… лес - … Ростов - … сахар - … груз - … море-… апрель -… ворс - … искра - … степь - … глина - …
Слайд 19
Образуйте прилагательные от существительных при помощи суффиксов -Н,-СК,-ИСТ и разберите их по составу. брат – братский море-морской зуб -зубной апрель - апрельский лес – лесной ворс - ворсистый искра – искристый сахар - сахарный Ростов - Ростовский степь – степной груз – грузовой глина - глиняная
Слайд 20
Самостоятельная работа. Упражнение № 336.
Слайд 21
Могут ли быть у прилагательных и существительных одинаковые суффиксы? Пушистый Волнистый Тенистый Серебристый Футболист Машинист Тракторист Баянист
Слайд 22
Слайд 23
•отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? •обозначает признак предмета •изменяется по числам и родам, склоняется •в предложении бывает определением •образуется от основ существительных с помощью суффиксов
Слайд 24
Тест «Имя прилагательное» Проверь себя.
Слайд 25
1. С какой частью речи связано имя прилагательное? А) с именем существительным; Б) с глаголом; В) не связано; 2.В каком имени прилагательном нужно писать окончание –ЕЕ? А) утренн… небо; Б) утренн… зарядка; В) утренн… завтрак;
Слайд 26
3. В каком падеже у имён прилагательных окончания –ОМУ,-ЕМУ? А) в творительном падеже; Б) в родительном падеже; В) в дательном падеже; 4. Какая буква пропущена в окончании имён прилагательных? Кружился в син…м небе, на ближн…м озере А) -е; Б) -и; В) другая буква;
Слайд 27
5.Укажи падеж прилагательных в словосочетаниях: Видел в синем небе, рисовал на холодном окне А) винительный падеж; Б) предложный падеж; В) творительный падеж; 6. Что отличает основы прилагательных от основ однокоренных существительных? А) окончания; Б) суффиксы ; В) приставки;
Слайд 28
Проверь себя: 1. А) 2. А) 3. В) 4. А) 5. Б) 6. Б)
Слайд 29
Каким был урок для вас? Интерес Искра Труд Длина Радость Удар Скука
Слайд 30
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Полный текст материала Урок по русскому языку "Образование имён прилагательных"; 4 класс (Система развивающего обучения Л.В. Занкова) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Михалёнок Наталья Михайловна  Натали4834
04.03.2015 0 2925 482

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0