Урок русского языка по теме: "Изменение глаголов по временам"; 3 класс


Это разработка урока, в которой ребята 3 класса работают со словами из словаря, вставляют пропущенные буквы, учатся находить в текстах глаголы, определять форму их времени, ставя вопросы к ним, изменять время глаголов, восстанавливать деформированный текст, развивать память, записывая четверостишие по памяти, определять авторов и заголовки знакомых произведений, что способствует развитию логического мышления и воспитывает интерес к изучаемому предмету.

Цели:

  • формировать понятие о времени глагола, как грамматической категории,
  • учить различать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени по вопросам и временам, 
  • развивать умение точно употреблять глаголы в письменной и устной речи, находить их в тексте, ставить к ним вопросы;
  • развивать логическое мышление;
  • воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Ход урока.

Орг. момент.

 

Актуализация опорных знаний.

1) Работа над словами из словаря.

-Ребята, сейчас мы проверим то, как вы знаете слова для запоминания из словаря. Перед вами карточки, в которых в словах пропущены буквы.

1 вариант е-и

2 вариант а-о

бер__г

д__рога

библ__отека

__гр__ном

д__ректор

к__мандир

__нт__ресный

хлеб__роб

ж__лать

косм__навт

б__лет

ф__милия

б__седа

в__гон

в__зде

ст__лица

адр__с

п__ртрет

гор__зонт

к__стёр

Вставьте пропущенные буквы.

А теперь обменяйтесь карточками, выполните взаимопроверку по образцу на экране. Оцените работу товарища. Нет ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3».

2) Минутка чистописания.

Гг Гл Гр глг гог

Сообщение темы урока.

Перечислите известные вам части речи.

С одной из них мы будем работать. Чтобы узнать с какой частью речи, надо разгадать несколько загадок, ответы вписать в таблицу. После вы сможете прочитать нужное слово по диагонали.

В красных тапочках хожу,

За собой подруг вожу,

Надоест гулять в саду –

Я поплаваю в пруду.

Угадали, кто я? (гусь)

 

Круг за кругом по паркету

Водит носом танцовщица.

Я скажу вам по секрету –

Трудно ей остановиться.

Захотела б – не смогла.

А зовут её … (юла)

 

Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъёмный.

 

Только этот кран живой

С настоящей головой.

Тот из вас будет прав,

Кто ответит он …(жираф)

 

Живёт мой братец за горой,

Не может встретиться со мной. (глаз)

 

Пушист, да не пух.

Бел, да не снег.

На поле растёт

Замечательный мех. (хлопок)

 

Пёстрая птичка,

Сама невеличка.

А голос хорош.

Лучше редко найдёшь.

Песню на ветке завёл

Звонкий…(щегол)

 

 

 

г

у

с

ь

 

 

ю

л

а

 

ж

и

р

а

ф

 

 

г

л

а

з

 

х

л

о

п

о

к

 

 

 

щ

е

г

о

л

 

               

 

С какой же частью речи мы сегодня будем работать?

Совершенно верно. Мы продолжим наблюдать над различными формами глагола.

Какие слова мы называем глаголами?

Приведите примеры.

Работа над четверостишием.

Посмотрите в окно. На улице весна. Солнышко греет всё теплее. На реках начинается ледоход. Многие художники любят изображать весну на картинах. Вам же, как поэтам, надо закончить стихотворение. В нём не хватает двух слов. Попробуйте их придумать так, чтобы звучало в рифму.

 

Ледоход. Тает лёд.

Он по речке _________ (плывёт).

Он от солнышка бежит.

Он ныряет и _________ (дрожит).

 

С помощью каких слов автор показал, что происходит на реке?

Какой частью речи они являются?

Докажите, что слова: тает, плывёт, бежит, ныряет, дрожит – глаголы.

Прочитайте это стихотворение ещё раз и запомните его для того, чтобы записать его по памяти, соблюдая стихотворную форму.

Подчеркните все глаголы.

Изучение новой темы.

 

Наблюдение над глаголом дежурит в различных формах времени

Кто вчера дежурил по классу?

Кто сегодня дежурит по классу?

Кто завтра будет дежурить?

Какой глагол я употребила во всех вопросах?

Чем различаются эти слова? (Оканчиваются по-разному.)

Задайте вопросы к этим словам.

На доске вывешиваются карточки с вопросами: что делал, что делает, что будет делать.

Каким же свойством обладают глаголы?

(Изменяются по временам.)

Сколько времён у глаголов? (Три.)

Определите форму времени у глаголов дежурил, дежурит, будет дежурить.

Работа над правилом по учебнику.

Прочитайте в учебнике правило о временах глаголов.

Перечислите вопросы глаголов прошедшего, настоящего и будущего времён.

Развитие речи.

Работа над деформированным текстом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

 

 

 

Запись текста.

На уроке мы читали стихотворение о ледоходе и писали его по памяти. В нём говорилось о явлении, которое бывает весной. Но весна очень быстро пройдёт. У птиц в гнёздах появятся птенцы. О них вы и будете писать рассказ. Но он необычен.

Рассмотрите текст на карточках и скажите, что в нём не так.

(Слова во всех предложениях перепутали свои места. Нарушен порядок слов.)

Ребята, что же вам предстоит сейчас сделать?

(Восстановить порядок слов в предложениях. Придумать заголовок к тексту.)

Устно попробуйте восстановить предложения, произнося их соседу по парте.

Найдите глаголы в тексте, определите их время. (Настоящее.)

Запишите восстановленный текст в тетрадь, придумайте к нему заголовок. И, если вам нужно задание потруднее, то я предлагаю изменить форму времени у глаголов на прошедшее время. Но это для тех, кто захочет.

 

Текст

  1. Птенцы, свои, в, полёты, июне, совершают, первые
  2. Успешно, каждый, не, полёт, но, оканчивается
  3. Иногда, из, вываливаются, гнезда, смельчаки
  4. Беду, ветер, приносит, сильный
  5. Такого, земле, после, ветра, на, найти, птенцов, можно

Кто писал текст, изменяя форму времени глаголов? Прочитайте получившийся текст.

Сравним его с текстом, в котором глаголы остались без изменения.

Закрепление изученного.

Внимание. Сейчас я буду читать отрывки из известных вам произведений. Вам надо вспомнить автора и название произведения, а затем найти глаголы и определить в какой форме времени они находятся.

  1. Приплыла к нему рыбка, спросила:

         -Чего тебе надобно, старче?

  1. Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой.

  1. Лётчик водит самолёты –

Это очень хорошо.

Повар делает компоты –

Это тоже хорошо.

Итог урока.

Над какой новой темой мы работали?

Что нового вы узнали?

Приведите примеры глаголов, определяя их форму времени.

Вложите карточки в тетради и сдайте на проверку.

Домашнее задание.

Составить три – пять предложений для ребят первого ряда с глаголами в форме настоящего времени, второго ряда – в форме прошедшего времени, третьего ряда – в форме будущего времени.


Полный текст материала Урок русского языка по теме: "Изменение глаголов по временам"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Михеева Татьяна Евгеньевна  Екатерина_Пашкова
учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 30 г. Волжского
08.07.2015 0 1730 292
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0