Разработка урока русского языка "Разбор глагола как части речи"; 4 класс


РУССКИЙ ЯЗЫК

Технологическая карта урока

Тема «Разбор глагола как части речи»

Учитель Ральникова Полина Владимировна


Класс 4


Цель урока: Создание условий для систематизации знаний морфологических признаков глагола.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.


Планируемые результаты:





Предметные умения

Пользуясь алгоритмом, правильно писать безударные личные окончания глаголов.

Определять время, лицо, число, спряжение глаголов.

Выполнять разбор глагола как части речи.

УУД

познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его свойствах; фиксировать информацию в виде схем, таблиц;

регулятивные: Принимать и осознавать учебную задачу; осуществлять контроль и оценку выполняемых действий; работать по предложенному плану;

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности и деятельности других;

коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.



Ресурсы: ПК, проектор, доска, учебник, раздаточный материал.







Этап урока

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение

Мотивация к учебной деятельности

Организационный момент.

«Найди лишнее слово»

Частично-поисковый

Ф

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала.

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать тему и цель урока.

Слушают учителя, принимают участие 
в диалоге
с учителем, демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место  к уроку.

Формулируют тему и цель урока


Актуализация знаний

Обозначить рамки своего знания и зафиксировать те ошибки и недочеты, которые он смог обнаружить в ходе выполнения первичных пробных заданий.

Закрепить умение писать безударные личные окончания глаголов, действовать по алгоритму

Карточка – алгоритм «Написание безударного личного окончания глагола»

Карточка с заданием.

они полют ( I спр.) траву

привыкаем (I спр.) к холоду

жалят (II спр.) пчёлы

выходишь (II спр.) из класса

сеем (I спр.) в огороде

увидишь (II спр. искл.) в театре

тает (I спр.) снег


Восстановление алгоритма действий при выборе гласной в личном окончании глагола

Сверка с эталоном. Самооценка


Проблемный вопрос

Пробное действие


Орфографическая разминка (применение алгоритма)


Взаимопроверка

Рефлексия

П









Ф




И





П

Ф

Акцентирует внимание учащихся на орфограмме, организует парную работу.

В ходе беседы выясняет, что вызвало затруднение и почему.


О каких глаголах нужно помнить, определяя спряжение по Н.ф.?

Организует выполнение задания на карточках, взаимопроверку.



Что не получилось? В чем причина затруднений? Что нужно для того, чтобы не допускать таких ошибок?

Работают в паре, заполняют карточку-алгоритм.

Сверяют с эталоном, делают вывод о знании / незнании.






Повторяют глаголы-исключения

Совместное выполнение пробного действия.


Выполняют задание на карточках пользуясь алгоритм.

Выполняют взаимопроверку, сверяясь с эталоном.

Фиксируют ошибки, формулируют причину и пути преодоления.

Актуализировать знания учащихся о глаголе как части речи

Блиц-опрос

1. Глагол обозначает действие предмета ( да )

2.Глаголы изменяются по падежам. (нет)

3.Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. (да)

4. Глаголы имеют три спряжения. (нет)

5. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. (да)

6.Глаголы в н.ф , оканчивающиеся на –ить , относятся ко II спряжению.(да)

7.В предложении глагол чаще всего выполняет роль подлежащего .(нет)

8.Глаголы изменяются по временам (да)

9.Глаголы в н.ф , оканчивающиеся на –уть ,ать, еть относятся к I спр (да)

10.Глаголы бывают только настоящего и будущего времени (нет)


Блиц-опрос



Самопроверка




















Ф



И

Какие знания нам понадобятся, чтобы выполнить разбор глагола как части речи?

Проводит блиц-опрос

Отвечают на вопросы, фиксируют результат в тетради.

Выполняют самопроверку, фиксируют результат.


Обобщение и систематизация знаний

Систематизировать и структурировать знания о грамматических признаках глагола

Изменение глаголов по числам и лицам в настоящем и будущем времени, по числам и родам в прошедшем времени (таблица)

Диалог






Заполнение таблицы

Диалог

Рефлексия

Ф






П


Ф

Проводит беседу, в ходе которой подводит учащихся к необходимости структурировать знания о глаголе в виде таблицы.

Организует работу в парах.

Организует беседу, в ходе которой заполняется таблица на экране.

Что не получилось? Почему?

В ходе рассуждения приходят к выводу, что информацию удобнее представить в виде таблицы.




Заполняют таблицу, работая в паре.

Сверяют таблицу с эталоном, находят затруднения и их причины.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Освоить алгоритм разбора глагола как части речи

Памятка разбора глагола как части речи.

Учебник стр.108 упр.181

Проблемный вопрос











Рефлексия



Работа по

алгоритму


Ф











Ф

Актуализирует затруднение, с которым столкнулись на предыдущем уроке при подготовке к ВПР.

Попробуйте объяснить, почему в задании стояла сноска (если возможно*)

В каких случаях невозможно указать род, лицо?

Почему это важно уточнить на сегодняшнем уроке?

Представляет и поясняет алгоритм.

Организует работу с учебником у доски и на местах.

В ходе диалога приходят к выводу, что род можем указать в прош.вр ед.ч., а лицо в наст.вр. и буд.вр.













Выполняют разбор глаголов с опорой на алгоритм.

Контроль усвоения

Проверить усвоение умения выполнять разбор глагола, выявить затруднения

1 в. Ласковым словом и камень растопишь.

2 в. Пчела жалит жалом, а человек — словом.

Выполни разбор глаголов из пословиц.


Тренировочное упражнение

Самопроверка

И

Организует беседу на выяснение понимания смысла пословиц.

Нацеливает на индивидуальную работу по вариантам.

Организует самопроверку и самооценку.

Объясняют смысл пословиц.

Выполняют разбор глаголов.

Сверяют с эталоном, делают самооценку.

Выявляют затруднения.

Рефлексия (подведение итогов)

Анализ содержания итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Домашнее задание

Тренажёр стр. 76 №7, №8
Сведения о глаголе в рубрику
«Знаете ли вы, что…» *

Диалог

Самооценка

Рефлексия



Ф

И


Организует беседу

- что узнали нового?

- что оказалось наиболее полезным и понятным?

- какую цель поставите для преодоления трудностей?

Подводит итог, объясняет д/з


Учащиеся высказывают свое мнение, выполняют балльную самооценку.






Записывают задание.



*ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная).

Слайд 1
Лишнее слово • Шутит, придумают, разбор, светил • Приставка, глагол, корень, суффикс • Шампунь, тополь, день, часть • Речь, меч, багаж, плащ
Слайд 2
Русский язык 4 класс Учитель: Ральникова П.В. Разбор глагола как части речи
Слайд 3
3б 1 • Поставь глагол в Н.ф. 2 • Определи спряжение глагола 3 • Если I спр., то -е.. -ут -ют • Если II спр., то -и.. -ат -ят Алгоритм написания безударного личного окончания глагола
Слайд 4
Орфографическая разминка сомнева.?.шься Н.ф. (что делать?) сомневать-ся I спряжение теперь не сомневаешься
Слайд 5
Орфографическая разминка • они полют ( I спр.) траву • • • • • • привыкаем (I спр.)к холоду жалят (II спр.)пчёлы Взаимопроверка выходишь (II спр.)из класса сеем (I спр.)в огороде увидишь (II спр. искл.) в театре тает (I спр.) снег 7
Слайд 6
Блиц - опрос Самопроверка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 + – + – + + – + + – 10 б
Слайд 7
Глаголы изменяются (работаем с таблицей) В ПРОШЕДШЕМ В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ ВРЕМЕНИ ПО ЧИСЛАМ ЕД.Ч. МН.Ч. ПО ЧИСЛАМ ЕД.Ч. МН.Ч. В БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ ПО ЧИСЛАМ ЕД.Ч. МН.Ч. ПО РОДАМ Ж.РОД ПО ЛИЦАМ ПО ЛИЦАМ 1 – е ЛИЦО 1 – е ЛИЦО М. РОД 2 – е ЛИЦО 2 – е ЛИЦО СР.РОД 3 – е ЛИЦО 3 – е ЛИЦО
Слайд 8
Порядок разбора глагола как части речи 1. Назови глагол . Укажи часть речи и на какой вопрос глагол отвечает? 2. Назови начальную (неопределённую ) форму. 3. Постоянные признаки: спряжение. 4. Непостоянные признаки: время, число, лицо(в наст. и буд. времени); род ( в прошедшем.времени, в ед.ч.) 5. Роль в предложении. ОБРАЗЕЦ Весна наступает. Наступает – гл. (что делает?). Н.ф. наступать. I спр. В наст.вр., в ед.ч., в 3-м лице. Сказ.
Слайд 9
Работа с учебником стр.108 упр.181
Слайд 10
Проверь себя 1 в. Ласковым словом и камень Растопишь – гл. (что сделаешь?). Жалит – гл. (что делает?). Н.ф. – растопишь. Н.ф. – растопить.II спр. жалить. 2 в. Пчела жалит жалом, а человек — В в ед.ч., во 2-ом лице. II буд.вр., спр. словом. Сказ.шь В• наст.вр., в ед.ч., в 3-емизлице. Выполни разбор глаголов пословиц. Сказ. Самопроверка 5б
Слайд 11
Подведём итоги баллы результат оцен ка 22 – 25 Молодец! У тебя отличное понимание темы. Ты имеешь хорошие знания, но иногда допускаешь ошибки. Тебе нужно повторить правила и потренироваться в их применении. 5 17 – 21 < 17 4 3
Слайд 12
А знаете ли вы, что… • Слово глагол в старославянском языке означало «слово», «речь». • «Глаголить» значило «говорить». • Постепенно слово утратило свое старое значение. Теперь это название одной
Слайд 13
Домашнее задание Тренажёр стр. 76 №7, №8. Сведения о глаголе в рубрику «Знаете ли вы, что…» *

Полный текст материала Разработка урока русского языка "Разбор глагола как части речи"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ральникова Полина Владимировна  Публикатор
20.04.2017 0 993 131

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0