Праздник каллиграфии «Красота человека – в красоте его письма»; 1 - 4 классы


Материал, рассказывающий о проведении праздника каллиграфии в лицее (конкурсы, задания, система оценивания), предназначен для учителей начальной школы и преподавателей русского языка.

История каллиграфии - искусства красивого и чёткого письма (греч. kalligraphía — красивый почерк, от kallós — красота и grápho — пишу) - насчитывает не одно столетие. 

Исторические факты свидетельствуют: в Византии вариантов соединения между собой букв было 40, а на Руси их насчитывалось до 600! Представьте себе, во времена А.Пушкина в Царскосельском лицее на изучение каллиграфии отводилось 18 часов в неделю. В начале ХХ века, после революции 1917 года, отношение к каллиграфии изменилось, хотя в советской школе проводились уроки чистописания до 70-х годов.

Резкое ухудшение почерка школьников началось с распространения шариковых ручек.В XXI веке наступает монополия компьютерного набора текста и о каллиграфии забывают все, кроме учителей, для которых «корявое» написание работ учащимися становится настоящим бедствием.

В период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ эта проблема озадачивает выпускников, так как отговорка «я так пишу» не принимается экспертными комиссиями.

За возрождение искусства красивого письма ратуют  не только педагоги, но и детские психологи. Вот только основные «плюсы» каллиграфии для детского развития:

  • улучшает почерк,
  • развивает мелкую моторику,
  • тренирует память,
  • воспитывает терпение и усидчивость,
  • оказывает успокоительный эффект на гиперактивного ребёнка,
  • дисциплинирует мысль во время письма,
  • раскрывает творческие способности.

К тому же, каллиграфия не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность.

А пока в высших сферах образования обсуждается вопрос нужности и важности внимания к каллиграфии на уроках, в лицее № 159 г. Новосибирска проводится ежегодный Праздник каллиграфии.

Цель мероприятия– показать, что  каллиграфия - это не просто умение красиво писать, но это настоящее искусство, способ творческого самовыражения.

Достижению поставленной цели способствует реализация частных задач: 

  1. привлечение старшеклассников к работе с учащимися младших классов,
  2. пробуждение интереса учащихся лицея к каллиграфии,
  3. помощь в раскрытии творческого и этетического потенциала школьников посредством вовлечения в конкурсы,
  4. вовлечение учителей в работу по отработке красивого почерка у детей.

Организаторами мероприятия выступает инициативная группа клуба старшеклассников «Инициатива». Учащиеся 9-11 классов готовят рекламу праздника, сотрудничают с учителями в ходе подготовительной работы, консультируются с завучем по составлению сценария, выступают в качестве ведущих мероприятия, готовят грамоты победителям, пишут статью на сайт лицея.

Жюри – учитель начальной школы, учитель старшей школы, руководитель кафедры «Лингвистика» лицея, учитель рисования, 3 старшеклассника. 

Конкурс «Мисс Каллиграфия» и «Мистер Каллиграф» (для учащихся 1-4 классов)

1 этап – проводится в каждом классе начальной школы. Текст для конкурсной работы подбирает учитель. Победители – 1 мальчик и 1 девочка – проходят во 2-й тур.

2 этап – предполагает конкурсное испытание: переписать исходный текст каллиграфически правильно, соблюдая все правила наклона, пропорций и соединений букв  (см. задания в Приложении). Жюри выбираетпобедителей на каждой параллели и абсолютных победителей «Мисс Каллиграфия» и «Мистер Каллиграф» лицея.

Конкурсы для всех лицеистов:

  • «Золотое перышко» - каллиграфическое написание автобиографии школьника,
  • «Пером и кистью» - рисунок к любой сказкеили былине и каллиграфическая подпись к рисунку,
  • «Русская вязь» - заставка и начальная буква к фрагменту из «Повести временных лет»,
  • «Русская мудрость» - каллиграфическое написание русской пословицы.

Все работы конкурсантов выставляются на всеобщее обозрение в библиотеке лицея. Результаты конкурсов публикуются на сайте лицея. Победители награждаются грамотами.

Приложение
Конкурс «Мистер и Мисс Каллиграфия»
Задание для 1го класса
1.    Спишите текст.
Конкурс «Мисс и мистер каллиграфия»
Задание для 2го класса

1.    Спишите текст.
Наступила тёплая весна. В полях тает последний снег. А в лесу деревья в снежном плену. Гибкие веточки берёз ждут тепла. В городе днём слышна звонкая капель. Жарче светит яркое солнышко. Скоро зажурчат первые ручьи. Здравствуй, весна!

Конкурс «Мисс и мистер каллиграфия»
Задание для 3го класса
1.    Спишите текст.
Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лед. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховики.
Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосенком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат. Все встречают весну!

Конкурс «Мисс и мистер каллиграфия»
Задание для 4го класса
1.    Спишите текст
Наступила радостная, шумная весна. Теплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями веселые ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. С раннего утра до позднего вечера поют на лесной поляне птицы.
Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ежик и осмотрел окрестности. Он не хотел вставать. Холодный ручеек забрался в его сухую постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. На макушке ели шумят драчливые вороны. Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи. Все рады весне!


Полный текст материала Праздник каллиграфии «Красота человека – в красоте его письма»; 1 - 4 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сарбулатова Алла Константиновна  Публикатор
29.07.2017 0 1279 160
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0