Конспект и презентация к уроку русского языка "Упражнение в написании слов с Ь знаком в конце слова"; 2 класс

Конспект и презентация к уроку русского языка "Упражнение в написании слов с Ь знаком в конце слова"; 2 класс

Конспект и презентация урока русского языка во 2 классе. Нестандартный урок (путешествие) посвящен творчеству французского сказочника Шарля Перро. Во время урока школьники вместе с Красной Шапочкой выручают сказочных героев Перро, а такжеучатся писать слова с Ь знаком в конце слова.

Цель:развитие умения обозначать мягкость согласного звука на конце слова с помощью Ь при выполнении различных письменных заданий.  

Задачи:
Предметные: продолжить работу над развитием умения обозначать мягкость согласного звука на конце слова с помощью Ь при выполнении различных письменных работ.

Метапредметные: развивать умение оценивать правильность выполнения учебных задач; развивать внимание и память через воспроизведение скороговорки; развивать фонематическое и фонетическое восприятие через выполнение звуко-буквенного анализа слов; развивать умение анализировать строение предложения по количеству слов; развитие умения писать под диктовку; развивать умение выделять в родственных словах общую часть; развивать логическое мышление и внимание через занимательную игру «Лабиринт»;

Личностные:воспитывать читательский интерес к творчеству французского сказочника Шарля Перро.

Раздаточный материал: картинки с изображением Красной Шапочки и Кота в сапогах на организационный момент; карточки для списывания предложения «По дороге летит пыль»;картинки для проведения игры «Составьте имя принца по первым звукам слов»; листы оценивания для проведения задания «Найдите слова с Ь на конце слова»; картинки для проведения игры «Помогите Золушке найти дорогу к туфельке» (см. приложение); выставка книг Шарля Перро.

Техническое и программное обеспечение
При индивидуальной и групповой работе требуется техническое обеспечение: компьютер (ноутбук), компьютерная мышь. При фронтальной работе рекомендуется использовать к вышеперечисленному оборудованию мультимедиа проектор,звуковые колонки и экран. Рекомендуемые программы: PowerPoint   2007 / 2010 / 2013. 

Ход урока:
I.    Организационный момент
-Все встали около своего рабочего места, подравнялись.
Слушаем внимательно: у каждого из вас на парте лежит картинка; сядут ТИХО сначала те, у кого нарисован Кот в сапогах; сядут ТИХО те, у кого нарисована Красная Шапочка.

II.    Сообщение цели урока
Слайд №2 
-Посмотрите на картинку своего сказочного героя. Какое слово записано на корзине Красной Шапочки? (На корзине Красной Шапочки написано слово: соль). Какое слово написано на мешке Кота в сапогах? (На мешке Кота в сапогах написано слово: зверь).
-Какая буква стоит в конце этих слов? (Вконце этих слов стоит буква Ь.)
-Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке русского языка? (ответы детей).

Слайд №3

-Сегодня, ребята, наш урок русского языка посвящен сказочным героям детского писателя. 390 лет назад во Франции родился человек, сказки которого мы с удовольствием читаем до сих пор. Этого писателя зовут Шарль Перро. Многие герои сказок вам хорошо известны, это: Кот в сапогах, Золушка, Красная Шапочка, Спящая Красавица, Мальчикспальчик.

Слайд №4
-Но вот однажды сказочные герои Шарля Перро попали в беду; чтобы их выручить, надо выполнить задания по русскому языку. А покажет нам правильную дорогу к героям сказок маленькая девочка. Послушайте загадку, и вы узнаете, как ее зовут.

Загадка
Я Серого волка в лесу повстречала
И бабушкин домик ему показала.
Случилась беда:
Волк обманщиком был, 
И бедную бабушку он проглотил.(Щелчок ЛКМ по загадке- появляется изображение Красной Шапочки)
- Как зовут маленькую девочку? (Маленькую девочку зовут Красная Шапочка).

Итак, сегодня на уроке русского языка мы вместе с Красной Шапочкой отправляемся выручать героев сказок Шарля Перро, а также будем продолжать учиться писать слова с  Ь знаком в конце слова.

III.    Работа над темой урока
Работа в тетради
-запись даты
Слайд №5
-Вместе с Красной Шапочкой мы стоим перед воротами в сказку. Чтобы открыть ворота, надо правильно произнести скороговорку: «Из-под топота копыт пыль по полю летит». (хором/ответы детей с сохранным звукопроизношением).
-Что летит по полю? (По полю летит пыль).
(Щелчок ЛКМ по изображению навесного замка на двери – открываются ворота, за ними – изображение кареты с лошадьми)
-звуко-буквенный анализ слова «пыль»
-За воротами в Страну сказок нас дожидается карета с лошадьми. У кучера, управляющего каретой, есть карта Страны сказок. Если мы выполним звуко-буквенный анализ слова «пыль», он поможет нам спасти сказочных героев.

Порядок разбора:
- Обозначим слово «пыль» чертой.
-Произнесем слово по слогам. Сколько в слове слогов? (В этом слове один слог).
-Выделите первый звук ([п]). Какой он? (Он непоющий, согласный звук, произнесли твердо, обозначаем синим кружком).
-Выделите следующий звук (([ы]). Какой он? (Он поющий, гласный, обозначаем красным кружком).
-Выделите следующий звук ([л’]. Какой он? (Он непоющий, согласный, произнесли мягко, обозначаем зеленым кружком).
-Запишите рядом со звуковой схемой слово «пыль» самостоятельно, в скобках запишите количество слогов.
-Произнесите слово с ударением. На какую букву падает ударение? Есть ли в слове безударные гласные? (нет). Почему? (В слове одна гласная буква, а ударными и безударными могут быть только гласные буквы).
-Сколько в слове звуков? (3). Назовите их.
-Сколько в слове букв? (4). Назовите их. 
-Почему букв больше, чем звуков? (Мягкий знак не обозначает звука).
-Для чего служит мягкий знак в этом слове? (Мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного звука).
В тетради у учащихся запись:
-Что мы сейчас сделали? (Мы сделали звуко-буквенный анализ слова).
Слайд №6 (карта Страны сказок)
-Теперь у нас есть карта Страны сказок, и мы отправляемся в Замок Людоеда. (переход с карты на слайд №7)
•    Задания Людоеда

Слайд №7
-Кого захватил в плен Людоед? (Людоед захватил в плен Кота в сапогах.)

Слайд №8 Задание «Соотнесите предложение со схемой»
-Чтобы Людоед отпустил Кота в сапогах, нам нужно выполнить два задания.
-Первое задание: надо прочитать предложение на экране и соотнести его с правильной схемой.
-Прочитайте предложение. (По дороге летит пыль.)
-Посчитаем количество слов в предложении. Запишите самостоятельно в тетради схему предложения. (один ученик работает у доски)
-Проверка (фронтально)
-Какая схема соответствует предложению: «По дороге летит пыль»?
-Письмо предложения под диктовку
-Запишем это предложение под диктовку. (один учащийся работает у доски, остальные – самостоятельно; слабые учащиеся списывают предложение с карточки.)
-Найдите в предложении главные слова (Примечание: понятие «Главные члены предложения» вводятся в конце 2 класса).
-Найдите в этом предложении слово с мягким знаком. Сколько в этом слове букв? Звуков? Почему букв больше, чем звуков? Для чего в этом слове служит мягкий знак?

Слайд №9
Второе задание:
-Какие слова сложил Людоед из костей? (Людоед сложил слова: пыль, пылить)
-Что можно сказать про эти два слова: какие они? (Эти слова родственные).
-Найдите в словах общую часть.
-Какая буква стоит в конце этих слов? Для чего в этих словах служит Ь?
Проверка (фронтальная)
Итог: Мы выполнили задание Людоеда, выручили Кота в сапогах из плена, и все вместе продолжаем путь в Замок Спящей Красавицы.

Слайд №10
-Феи заколдовали Спящую Красавицу: она ушла в долгий сон. Чтобы её разбудить, нам надо узнать имя принца, который сможет разбудить Спящую Красавицу.

Слайд №11 «Составьте имя принца по первым звукам слов» (работа в парах)
-Чтобы узнать, как зовут принца, надо выделить первый звук в слове и обозначить буквой. Это задание вы будете выполнять в паре.
 
Проверка (фронтальная)
(щелчок ЛКМ по предметным картинкам: по картинке «Игла» - появляется буква «И», по картинке «Гриб» - появляется буква «Г», по картинке «Осы» - буква «О», по картинке «Редис» - буква «Р». )
- Но звук [р] в слове «редис» –мягкий. Какой буквой обозначим мягкость согласной? (ь знаком) (Щелчок ЛКМ по букве «Р»- появляется буква «Ь»).
-Какое слово у вас получилось? (Получилось слово «Игорь»).
-Сколько букв в этом слове? (5)
-Сколько звуков в этом слове? (4)
-Почему звуков меньше, чем букв? (Звуков меньше чем букв, потому что Ь не обозначает звука.)
Итог: мы выполнили задание Фей, узнали имя принца, который сможет разбудить Спящую Красавицу.

Физминутка
Слайд №12
Шёл Король по лесу, нашёл себе принцессу
Давай, Король, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем.

Слайд №13
Самостоятельная работа
-Мы продолжаем наше путешествие и отправляемся в Тёмный лес. В этом лесу заблудился Мальчик с пальчик. Он стоит на перепутье дорог и не знает, какая дорога ведет к дому. Нам нужно помочь Мальчику с пальчику: прочитать слова, написанные на камнях, и определить, в каких словах необходимо писать мягкий знак на конце слова. Где слов с Ь окажется больше, в ту сторону и нужно идти.
(учащиеся работают на листе оценивания, первое слово разбирается вместе с учителем)

Проверка (фронтально)
(Щелчок ЛКМ по изображению стрелки «Образец выполнения» - появляется лист оценивания; щелчок ЛКМ по изображению слов на камнях – появляется слово с правильным написанием; щелчок ЛКМ по квадратикам в листе оценивания поможет провести самооценивание работ) 
-Оцените свою работу. У кого всё правильно, поставьте себе оценку «5». У кого 1-2 ошибки, поставьте оценку «4». У кого 3 ошибки, поставьте оценку «3».
-В какой стороне слов с ь было больше: в правой или в левой? (В левой стороне слов с ь знаком было больше, поэтому Мальчику с пальчику нужно повернуть в левую сторону, чтобы добраться до дома). (Щелчок ЛКМ по стрелке «В какую сторону пойти?» - появляется стрелка в нужном направлении)
IV. Закрепление материала
-Прежде чем пойти домой Мальчик с пальчик предлагает вам поработать по учебнику.

Слайд №14
-выполнение упражнения из учебника (задание аналогичное предыдущему).
V. Инструктаж домашнего задания
-Закрыли тетрадь, ваше домашнее задание – выполнить упражнение до конца.

VI. Итог
Слайд №15
-Отправляемся в дом, где живет Золушка.

Слайд №16
Индивидуальная работа
Злая мачеха спрятала от Золушки туфельку. Чтобы ее найти, надо пройти лабиринт.

Слайд №17
-В какой букве находился лабиринт?
-С какой буквой мы учились сегодня писать слова?
-В какой части слова стоял ь знак?
-Что вы запомнили про эту букву?

Слайд №18
-Какие герои встретились нам во время путешествия?
-Как зовут писателя, который написал сказки про этих героев?

Слайд №19
-Я приглашаю вас в школьную библиотеку, где вы сможете взять книгу домой и познакомиться со сказкой самостоятельно.
Благодарю всех за вашу работу на уроке.


Полный текст материала Конспект и презентация к уроку русского языка "Упражнение в написании слов с Ь знаком в конце слова"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сырейщикова Алёна Евгеньевна  Лучистая
06.05.2018 0 2171 54

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0