Конспект и презентация к уроку русского языка "Упражнение в написании слов с Ь знаком в конце слова"; 2 класс

Конспект и презентация к уроку русского языка "Упражнение в написании слов с Ь знаком в конце слова"; 2 класс

Конспект и презентация урока русского языка во 2 классе. Нестандартный урок (путешествие) посвящен творчеству французского сказочника Шарля Перро. Во время урока школьники вместе с Красной Шапочкой выручают сказочных героев Перро, а такжеучатся писать слова с Ь знаком в конце слова.

Цель:развитие умения обозначать мягкость согласного звука на конце слова с помощью Ь при выполнении различных письменных заданий.  

Задачи:
Предметные: продолжить работу над развитием умения обозначать мягкость согласного звука на конце слова с помощью Ь при выполнении различных письменных работ.

Метапредметные: развивать умение оценивать правильность выполнения учебных задач; развивать внимание и память через воспроизведение скороговорки; развивать фонематическое и фонетическое восприятие через выполнение звуко-буквенного анализа слов; развивать умение анализировать строение предложения по количеству слов; развитие умения писать под диктовку; развивать умение выделять в родственных словах общую часть; развивать логическое мышление и внимание через занимательную игру «Лабиринт»;

Личностные:воспитывать читательский интерес к творчеству французского сказочника Шарля Перро.

Раздаточный материал: картинки с изображением Красной Шапочки и Кота в сапогах на организационный момент; карточки для списывания предложения «По дороге летит пыль»;картинки для проведения игры «Составьте имя принца по первым звукам слов»; листы оценивания для проведения задания «Найдите слова с Ь на конце слова»; картинки для проведения игры «Помогите Золушке найти дорогу к туфельке» (см. приложение); выставка книг Шарля Перро.

Техническое и программное обеспечение
При индивидуальной и групповой работе требуется техническое обеспечение: компьютер (ноутбук), компьютерная мышь. При фронтальной работе рекомендуется использовать к вышеперечисленному оборудованию мультимедиа проектор,звуковые колонки и экран. Рекомендуемые программы: PowerPoint   2007 / 2010 / 2013. 

Ход урока:
I.    Организационный момент
-Все встали около своего рабочего места, подравнялись.
Слушаем внимательно: у каждого из вас на парте лежит картинка; сядут ТИХО сначала те, у кого нарисован Кот в сапогах; сядут ТИХО те, у кого нарисована Красная Шапочка.

II.    Сообщение цели урока
Слайд №2 
-Посмотрите на картинку своего сказочного героя. Какое слово записано на корзине Красной Шапочки? (На корзине Красной Шапочки написано слово: соль). Какое слово написано на мешке Кота в сапогах? (На мешке Кота в сапогах написано слово: зверь).
-Какая буква стоит в конце этих слов? (Вконце этих слов стоит буква Ь.)
-Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке русского языка? (ответы детей).

Слайд №3

-Сегодня, ребята, наш урок русского языка посвящен сказочным героям детского писателя. 390 лет назад во Франции родился человек, сказки которого мы с удовольствием читаем до сих пор. Этого писателя зовут Шарль Перро. Многие герои сказок вам хорошо известны, это: Кот в сапогах, Золушка, Красная Шапочка, Спящая Красавица, Мальчикспальчик.

Слайд №4
-Но вот однажды сказочные герои Шарля Перро попали в беду; чтобы их выручить, надо выполнить задания по русскому языку. А покажет нам правильную дорогу к героям сказок маленькая девочка. Послушайте загадку, и вы узнаете, как ее зовут.

Загадка
Я Серого волка в лесу повстречала
И бабушкин домик ему показала.
Случилась беда:
Волк обманщиком был, 
И бедную бабушку он проглотил.(Щелчок ЛКМ по загадке- появляется изображение Красной Шапочки)
- Как зовут маленькую девочку? (Маленькую девочку зовут Красная Шапочка).

Итак, сегодня на уроке русского языка мы вместе с Красной Шапочкой отправляемся выручать героев сказок Шарля Перро, а также будем продолжать учиться писать слова с  Ь знаком в конце слова.

III.    Работа над темой урока
Работа в тетради
-запись даты
Слайд №5
-Вместе с Красной Шапочкой мы стоим перед воротами в сказку. Чтобы открыть ворота, надо правильно произнести скороговорку: «Из-под топота копыт пыль по полю летит». (хором/ответы детей с сохранным звукопроизношением).
-Что летит по полю? (По полю летит пыль).
(Щелчок ЛКМ по изображению навесного замка на двери – открываются ворота, за ними – изображение кареты с лошадьми)
-звуко-буквенный анализ слова «пыль»
-За воротами в Страну сказок нас дожидается карета с лошадьми. У кучера, управляющего каретой, есть карта Страны сказок. Если мы выполним звуко-буквенный анализ слова «пыль», он поможет нам спасти сказочных героев.

Порядок разбора:
- Обозначим слово «пыль» чертой.
-Произнесем слово по слогам. Сколько в слове слогов? (В этом слове один слог).
-Выделите первый звук ([п]). Какой он? (Он непоющий, согласный звук, произнесли твердо, обозначаем синим кружком).
-Выделите следующий звук (([ы]). Какой он? (Он поющий, гласный, обозначаем красным кружком).
-Выделите следующий звук ([л’]. Какой он? (Он непоющий, согласный, произнесли мягко, обозначаем зеленым кружком).
-Запишите рядом со звуковой схемой слово «пыль» самостоятельно, в скобках запишите количество слогов.
-Произнесите слово с ударением. На какую букву падает ударение? Есть ли в слове безударные гласные? (нет). Почему? (В слове одна гласная буква, а ударными и безударными могут быть только гласные буквы).
-Сколько в слове звуков? (3). Назовите их.
-Сколько в слове букв? (4). Назовите их. 
-Почему букв больше, чем звуков? (Мягкий знак не обозначает звука).
-Для чего служит мягкий знак в этом слове? (Мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного звука).
В тетради у учащихся запись:
-Что мы сейчас сделали? (Мы сделали звуко-буквенный анализ слова).
Слайд №6 (карта Страны сказок)
-Теперь у нас есть карта Страны сказок, и мы отправляемся в Замок Людоеда. (переход с карты на слайд №7)
•    Задания Людоеда

Слайд №7
-Кого захватил в плен Людоед? (Людоед захватил в плен Кота в сапогах.)

Слайд №8 Задание «Соотнесите предложение со схемой»
-Чтобы Людоед отпустил Кота в сапогах, нам нужно выполнить два задания.
-Первое задание: надо прочитать предложение на экране и соотнести его с правильной схемой.
-Прочитайте предложение. (По дороге летит пыль.)
-Посчитаем количество слов в предложении. Запишите самостоятельно в тетради схему предложения. (один ученик работает у доски)
-Проверка (фронтально)
-Какая схема соответствует предложению: «По дороге летит пыль»?
-Письмо предложения под диктовку
-Запишем это предложение под диктовку. (один учащийся работает у доски, остальные – самостоятельно; слабые учащиеся списывают предложение с карточки.)
-Найдите в предложении главные слова (Примечание: понятие «Главные члены предложения» вводятся в конце 2 класса).
-Найдите в этом предложении слово с мягким знаком. Сколько в этом слове букв? Звуков? Почему букв больше, чем звуков? Для чего в этом слове служит мягкий знак?

Слайд №9
Второе задание:
-Какие слова сложил Людоед из костей? (Людоед сложил слова: пыль, пылить)
-Что можно сказать про эти два слова: какие они? (Эти слова родственные).
-Найдите в словах общую часть.
-Какая буква стоит в конце этих слов? Для чего в этих словах служит Ь?
Проверка (фронтальная)
Итог: Мы выполнили задание Людоеда, выручили Кота в сапогах из плена, и все вместе продолжаем путь в Замок Спящей Красавицы.

Слайд №10
-Феи заколдовали Спящую Красавицу: она ушла в долгий сон. Чтобы её разбудить, нам надо узнать имя принца, который сможет разбудить Спящую Красавицу.

Слайд №11 «Составьте имя принца по первым звукам слов» (работа в парах)
-Чтобы узнать, как зовут принца, надо выделить первый звук в слове и обозначить буквой. Это задание вы будете выполнять в паре.
 
Проверка (фронтальная)
(щелчок ЛКМ по предметным картинкам: по картинке «Игла» - появляется буква «И», по картинке «Гриб» - появляется буква «Г», по картинке «Осы» - буква «О», по картинке «Редис» - буква «Р». )
- Но звук [р] в слове «редис» –мягкий. Какой буквой обозначим мягкость согласной? (ь знаком) (Щелчок ЛКМ по букве «Р»- появляется буква «Ь»).
-Какое слово у вас получилось? (Получилось слово «Игорь»).
-Сколько букв в этом слове? (5)
-Сколько звуков в этом слове? (4)
-Почему звуков меньше, чем букв? (Звуков меньше чем букв, потому что Ь не обозначает звука.)
Итог: мы выполнили задание Фей, узнали имя принца, который сможет разбудить Спящую Красавицу.

Физминутка
Слайд №12
Шёл Король по лесу, нашёл себе принцессу
Давай, Король, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем.

Слайд №13
Самостоятельная работа
-Мы продолжаем наше путешествие и отправляемся в Тёмный лес. В этом лесу заблудился Мальчик с пальчик. Он стоит на перепутье дорог и не знает, какая дорога ведет к дому. Нам нужно помочь Мальчику с пальчику: прочитать слова, написанные на камнях, и определить, в каких словах необходимо писать мягкий знак на конце слова. Где слов с Ь окажется больше, в ту сторону и нужно идти.
(учащиеся работают на листе оценивания, первое слово разбирается вместе с учителем)

Проверка (фронтально)
(Щелчок ЛКМ по изображению стрелки «Образец выполнения» - появляется лист оценивания; щелчок ЛКМ по изображению слов на камнях – появляется слово с правильным написанием; щелчок ЛКМ по квадратикам в листе оценивания поможет провести самооценивание работ) 
-Оцените свою работу. У кого всё правильно, поставьте себе оценку «5». У кого 1-2 ошибки, поставьте оценку «4». У кого 3 ошибки, поставьте оценку «3».
-В какой стороне слов с ь было больше: в правой или в левой? (В левой стороне слов с ь знаком было больше, поэтому Мальчику с пальчику нужно повернуть в левую сторону, чтобы добраться до дома). (Щелчок ЛКМ по стрелке «В какую сторону пойти?» - появляется стрелка в нужном направлении)
IV. Закрепление материала
-Прежде чем пойти домой Мальчик с пальчик предлагает вам поработать по учебнику.

Слайд №14
-выполнение упражнения из учебника (задание аналогичное предыдущему).
V. Инструктаж домашнего задания
-Закрыли тетрадь, ваше домашнее задание – выполнить упражнение до конца.

VI. Итог
Слайд №15
-Отправляемся в дом, где живет Золушка.

Слайд №16
Индивидуальная работа
Злая мачеха спрятала от Золушки туфельку. Чтобы ее найти, надо пройти лабиринт.

Слайд №17
-В какой букве находился лабиринт?
-С какой буквой мы учились сегодня писать слова?
-В какой части слова стоял ь знак?
-Что вы запомнили про эту букву?

Слайд №18
-Какие герои встретились нам во время путешествия?
-Как зовут писателя, который написал сказки про этих героев?

Слайд №19
-Я приглашаю вас в школьную библиотеку, где вы сможете взять книгу домой и познакомиться со сказкой самостоятельно.
Благодарю всех за вашу работу на уроке.


Полный текст материала Конспект и презентация к уроку русского языка "Упражнение в написании слов с Ь знаком в конце слова"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сырейщикова Алёна Евгеньевна  Лучистая
06.05.2018 0 1905 41

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

На наш сайт поступил вопрос от родителя: "Мой ребенок учится в первом классе. Когда дети пишут прописи или просто работают в тетрадках, учитель заставляет выделять орфограммы в слове другим цветом шариковой ручки. Для написания одного слова ребенок несколько раз меняет ручки (синяя, зеленая). Правильное это обучение?". Ответ дает учитель математики, пользователь нашего сайта. 

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0