Презентация по русскому языку "Состав слова"


Задания для 1 группы.

Измените приставку у в слове уходили на данные приставки:

Что вы заметили? Изменились ли значения слов с изменением приставок? Какой можно сделать вывод?

Расскажите о приставке по плану:

  1. где стоит приставка в слове?

  2. для чего служит она?



Задания для 2 группы.

Измените приставку по в слове посадили на данные приставки:

Что вы заметили? Изменились ли значения слов с изменением приставок? Какой можно сделать вывод?

Расскажите о приставке по плану:

  1. где стоит приставка в слове?

  2. для чего служит она?



Задания для 3 группы.



Измените приставку по в слове покормили на данные приставки:

Что вы заметили? Изменились ли значения слов с изменением приставок? Какой можно сделать вывод?

Расскажите о приставке по плану:

  1. где стоит приставка в слове?

  2. для чего служит она?



Задания для 4 группы.



Измените суффиксы в слове ходили на данные:

Что вы заметили? Изменились ли значения слов с изменением суффиксов? Какой можно сделать вывод?

Расскажите о суффиксе по плану:

  1. где стоит суффикс в слове?

  2. для чего служит он?

В толковом словаре узнайте значение полученных новых слов.

Ларионова Галина Александровна,

учитель начальных классов МОУ СОШ № 27,

г. Тверь



Русский язык

3 класс

Тема урока: «Состав слова».



Пояснительная записка.

Данный урок является первым в изучении темы «Состав слова». Он требует от учащихся максимальной концентрации внимания. Презентация помогает решить эту задачу. Основные этапы урока наглядно отражены на слайдах презентации; анимация помогает детям увидеть, как образуются новые слова при помощи приставок и суффиксов, а также осуществлять самоконтроль при работе с текстом и при формулировке правил.

Презентация может быть использована учащимися дома для повторения изученного материала на уроке, или для самостоятельного изучения теми детьми, которые на данном уроке отсутствовали.

Следующий урок целесообразно начать с повторения о составе слова по опорной схеме слайда 23. Опорные схемы презентации можно использовать и на всех последующих уроках при изучении темы «Состав слова».

Урок можно проводить в клссах по любому УМК по русскому языку в начальной школе.



ХОД УРОКА

I. Тема. Цель урока

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Стране Знаний в царство Русского языка, где живут однокоренные слова, познакомимся с частями слова. Путешествовать будем на поезде «Состав слова» (Слайд 2) по станциям, и если всё правильно сделаем, то к нашему поезду будут добавляться вагончики. Но сначала вспомним правила поведения в транспорте. (Нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один).

Итак, в путь! Наш поезд отправляется. Весело застучали по рельсам его вагоны.

II. Упражнения по чистописанию (Слайд 3).

Дети под музыку песенки «Голубой вагон» выполняют упражнение по чистописанию.

III. Повторение об однокоренных словах и корне слова (Слайд 4).

Первая остановка. Нас встречает кукла Мальвина. Она хочет проверить ваши знания по русскому языку и предлагает свои задания.
– Прочитайте задания, записанные на доске (садовник, посадил, волшебный сад)
– Кто догадался, про какой сад идёт речь? (Из однокоренных слов)
– Верно. Мы о нём говорили несколько уроков назад:

Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым – был он только словом.
Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло – стало много новых слов.

(Е. Измайлов. Как растут слова.)

Какое здесь слово-корень? Выпишите однокоренные слова.
– Какие слова выписали? Почему? Выделите корень в этих словах.

(Слайд 5).
– Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

Записать одним словом:

1) ягоды, плоды, сваренные в сахаре;
2) мастер по приготовлению пищи;
3) большая ложка для разливания жидкой пищи;
4) маленький варёный пирожок

Какие слова записали? (Варенье, повар, поварёшка, вареник)
– Как их можно назвать одним словом? (Однокоренные)
- Выделите корень в этих словах.

Что называется корнем слова?

(Слайд 6)

(На доске появляется определение корня слова).

Мальвина благодарит вас за хорошие знания об однокоренных словах.

(Слайд 7).

- К нашему поезду добавляется вагончик «Корень».

(Слайд 8). (Звучит музыка песенки «Голубой вагон»).

Продолжаем наше путешествие дальше.

VI. Знакомство с окончанием (Слайд 9).

На следующей остановке нас встречает Чебурашка. Он грустный, т. к. знает, что некоторые дети в классе сейчас простужены, и он приготовил для них текст про чеснок.

- Но что это? Кот-шалун, пробегая мимо, стёр некоторые буквы на конце слов. Посмотрите, что получилось. (Дети читают текст, записанный на доске)



ЧЕСНОК

В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечивать раны. Раньше чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок … .

Всё ли понятно в этом тексте? Что надо сделать, чтобы стало всё понятно?(Изменить конец слова – окончание)
– Спишите текст, вставляя окончания слов зелёным цветом.
– Прочитайте, что у вас получилось. Выделите квадратиком вставленные окончания.

(По щелчку появляются окончания слов)

Изменялось ли значение слова «чеснок», когда менялось окончание? (Нет)
– Для чего служат окончания?

(Слайд 10) (На доске появляется определение окончания)
– Вы все задания выполнили правильно. К нашему составу добавили ещё один вагончик. (Слайд 11).

-– Наше путешествие продолжается. Какое слово получилось? (Ходи)

(Слайд 12). (Звучит звукозапись голосов живой природы).

V. Физкультминутка

Мы приехали в лес. Давайте отдохнём.

(Слайд 13).

VI. Знакомство с приставками и суффиксами (Слайд 14).

Пока мы отдыхали, появился Кот-шалун, и посмотрите, что он сделал: он к нашему составу добавил два вагончика. Как называется вагончик перед корнем? (Приставка)
– А как называется вагончик после корня? (Суффикс)
– Интересно, почему эти вагончики одного цвета (зелёного) и зачем они нужны?
– Вспомните, какое было слово на вагончиках сначала? (Ходи)
– Кот добавил приставку у - и суффиксы –ил- , получилось слово уходили. Изменился ли смысл слова? (Да)

- А зачем нужны приставки и суффиксы?

VII. Самостоятельная работа в группах (Слайд 15).

(См. «Задания для работы в группах)

VIII. Проверка самостоятельной работы.

(Слайд 16 ).
– Так для чего служит приставка в словах? (Слайд 16,17)
– Посмотрим, какую роль играет суффикс. (Слайд 18, 19 )

(Слайд 20)

- Для чего служит суффикс?

Вот почему вагончики одного цвета: при помощи приставок и суффиксов образуются слова с новым значением.

(Слайд 21)

А давайте проверим, могут ли слова быть без окончания, без приставки, без суффикса, без приставки и суффикса, без приставки и окончания и т. д. (По щелчку учитель убирает вагончики с названными частями слова, и дети убеждаются, что слово может состоять только из корня; из корня и окончания, из корня и приставки и т. д.)

Все задания вы выполнили правильно, ответили на все вопросы, и под музыку песенки «Голубой вагон» возвращаемся в класс. (Слайд 22)

IX. Закрепление

Назовите тему урока. (Состав слова.) Запишите её в тетрадь.
– Назовите части слова. (Дети называют части слова, записывают их названия в тетрадь, учитель показывает, как они обозначаются).лайд 23)
– Что же называется приставкой? (Дети формулируют правило по опорным схемам).

Что называется корнем? Суффиксом? Окончанием?

(Слайд 24)

На доске появляются рифмовки: «Та часть слова, что изменяется, окончанием называется».

Обозначим части слова в словах: уходили, приходил, уход (здесь учитель знакомит детей с нулевым окончанием).

X. Итог урока

(Слайд 25).

XI. Задание на дом.



Слайд 1
Русский язык Состав слова урок - путешествие 3 класс Ларионова Галина Александровна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 27, г. Тверь
Слайд 2
Слайд 3
Чистописание. Напишите росчерки.
Слайд 4
Выпишите однокоренные слова: садовник посадил волшебный сад Какие слова называются однокоренными?
Слайд 5
Запишите одним словом: 1) ягоды, сваренные в сиропе варенье 2) мастер по повар приготовлению пищи 3) большая ложка поварёшка для разлива пищи 4) маленький варёный пирожок вареник Выделите корень в этих словах. Что называется корнем слова?
Слайд 6
Состав слова КОРЕНЬ ОБЩАЯ ЧАСТЬ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Чеснок. В чесноке много полезных веществ. Сок чеснока помогает залечивать раны. Раньше чеснок ом лечили кашель. Добрая слава у чеснока .
Слайд 10
Что называется окончанием слова? Состав слова КОРЕНЬ ОБЩАЯ ЧАСТЬ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ ОКОНЧАНИЕ ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Самостоятельная работа 1. Выясните, изменится ли значение слова, если в этом слове приставку (суффикс)? 2. Сделайте вывод: а) где стоит эта часть в слове? б) для чего она служит? изменить
Слайд 17
Изменяем приставки У ПРИ С ПОД ВЫ В ЗА ПО ПЕРЕ ОТ
Слайд 18
Что называется приставкой? Состав слова ПРИСТАВКА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ КОРЕНЬ ОБЩАЯ ЧАСТЬ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ ОКОНЧАНИЕ ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Слайд 19
Изменяем суффиксы ОК ИК
Слайд 20
Ходоки Серов В.А. Ходоки у Ленина Игра Слово ходили нам предложило: - Во мне вы суффикс измените и слово новое найдите.Мы заменили ил на ок и ок на ик и получили … Спортсмены, занимающиеся спортивной ходьбой. ходоки и ходики. Ходики
Слайд 21
Что называется суффиксом? Состав слова ПРИСТАВКА КОРЕНЬ СУФФИКС ДЛЯ ОБРАЗОВАНИ Я НОВЫХ СЛОВ ОБЩАЯ ЧАСТЬ РОДСТВЕННЫ Х СЛОВ ДЛЯ ОБРАЗОВАН ИЯ НОВЫХ СЛОВ ОКОНЧАНИЕ ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИ И
Слайд 22
Из каких частей могут состоять слова?
Слайд 23
Слайд 24
Обозначение частей слова Состав слова ПРИСТАВКА КОРЕНЬ СУФФИКС ДЛЯ ОБРАЗОВАНИ Я НОВЫХ СЛОВ ОБЩАЯ ЧАСТЬ РОДСТВЕННЫ Х СЛОВ ДЛЯ ОБРАЗОВАН ИЯ НОВЫХ СЛОВ ОКОНЧАНИЕ ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Слайд 25
Перед корнем есть приставка, слитно пишется она, и при помощи приставки образуются слова. Та часть слова, что изменяется, окончанием называется.
Слайд 26
Молодцы !
Слайд 27
Источники информации: http://lib.rus.ec/i /60/155360/_01.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//47/840/47840796_F608_01.jpg http://www.russianews.ru/files/26346/berlin.jpg http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=9260 http://www.muz-instrument.ru/?page=watch http://www.segodnya.ua/img/ui/_1864c440a834202aad840167c7ed3bda.jpg http://ljplus.ru/img4/d/a/dadaolen/DSC_8908.JPG http://www.iddk.ru/ru/cdrom/7256.html http://aida.ucoz.ru/load/7-1-0-67 Литература. Бетенькова Н. М., Фонин Д. С. Конкурс грамотеев: Дидакт. игры и занимат. упражнения по рус. яз. для учащихся нач. шк.: Кн. для учителя, - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995. – 208.; ил. Журжина Ш. В., Костромина Н. В. Дидактический материал по русскому языку: 3 кл.: Пособие для учащихся четырёхлет. нач. шк. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с.: ил. Нефёдова Е. А., Узорова О. В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы / Уроки русского языка. – М.: «Аквариум», 1996.

Полный текст материала Презентация по русскому языку "Состав слова" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ларионова Галина Александровна  Ларионова-Галина
15.07.2010 10 27479 6697

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 10
avatar
10 lessvetlana • 15:57, 13.03.2011
Очень понравилась презентация. Часто не хватает времени создавать самой. Воспользуюсь вашей. Спасибо!
avatar
9 Кутдусовна • 20:27, 10.03.2011
д\Доступный материал для учащихся Спасибо!
avatar
8 GAV0728 • 23:15, 24.12.2010
Спасибо большое. Я работаю с глухими детьми, поэтому этот материал нам пригодится и в 5 классе
avatar
7 маргоша2803 • 19:41, 31.10.2010
Спасибо, Галина Александровна! Вы молодец! Красивая, яркая презентация. Использовала на уроке. Дальнейших вам успехов!
avatar
Уважаемая Ирина Владимировна! Если Вы действительно смотрели презентацию и читали конспект урока, то не могли пропустить новые слова, которые получаются на слайде 17. Мне очень жаль, что Вы не смогли увидеть главного.
avatar
Здравствуйте. Просмотрела презентацию. Очень яркая, отвлекает учащижся от главного. В слайде 17 нужно показать слова, которые получились. Иначе дети не воспримут.
avatar
4 tanja50 • 00:40, 14.10.2010
Как раз начинаем эту тему. Очень пригодится! Спасибо.
avatar
3 Teacher8010 • 18:31, 17.09.2010
Спасибо за материал. Начинаю работу над составом слова, воспользуюсь обязательно Вашими наработками. Желаю успехов и здоровья.
avatar
2 Наталья • 16:59, 12.08.2010
Очень интересно составлено! Можно применять не только в 3, но и во 2 классе.
avatar
1 настя • 19:24, 19.07.2010
клёв