Конспект урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова"; 2 класс


Урок русского языка во 2 классе

Тема урока. «Корень слова. Однокоренные слова.»

Цели урока:

Образовательная: освоение понятия «корень слова» (выявить 2 основных признака: общая часть и основное значение), однокоренные слова.

Развивающая: развивать умения различать однокоренные слова, образовывать и правильно писать слова с общим корнем; обогащать письменную и устную речь учащихся, развивать навыки работы в группе, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.

Формирование УУД:

Личностные: ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка.

Познавательные:

 общеучебные находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; строить несложные рассуждения; 
логические – осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

Регулятивные: принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполнять учебные действия в умственной и речевой форме, планировать свои действия для решения задачи, учитывать правило в планировании способа решения.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание
с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: частично-поисковый, наглядный, контроля (самоконтроль, самооценка).

Программное обеcпечениеMicrosoft Power Point, Microsoft Word.  

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс (1часть) под редакцией В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, мультимедиа система, презентация урока; рабочие тетради, «Толковый словарь», карточки с опорными словами, набор для групповой работы (ствол дерева, бумажные осенние листья с однокоренными словами, клей), конверты с листочками красного, зелёного, жёлтого цветов, рисунок дерева на доске, карточки с корнями слов для домашнего задания, песня «Золотой листопад».

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

Русский язык, друзья, на вас надеюсь, как всегда, я

- Мы хороший, дружный класс, все получится у нас?

Кто уверен, что все у нас получится? У кого сегодня хорошее настроение? Подарите улыбки друг другу, нашим гостям, поздоровайтесь.

Тихо девочки за парту сели,

тихо мальчики за парту сели, на меня все посмотрели.

Я желаю, чтобы вы сегодня помогали друг другу (слайд1), всегда разрешали проблемы вместе (слайд 2), чтобы сегодня открыли что-то новое и интересное на уроке (слайд 3), и, самое главное, чтобы всегда было у нас хорошее настроение (слайд 4).

- Итак, устремимся по ступенькам новых знаний!

Девизом сегодняшнего урока будут слова: Корень учения горек, да плод его сладок.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (учиться – тяжело, но в жизни это пригодится)

Тетрадь правильно кладу, ручку правильно держу

за посадкой слежу и красиво напишу. (число, классная работа)

2. Пальчиковая разминка. Минутка чистописания

- Приготовьте свои пальчики:

Будем пальчики считать 1-2-3-4-5- вот какие дружные

Крепкие и нужные! Потрите свои ладошки

- К какому этапу урока мы подготовились? Что на этом этапе мы повторяем?

И сегодня наш урок не будет исключением. Я решила объединить минутку чистописания с речевой разминкой. Прочитайте запись на доске. (вполголоса)

- Проворонила ворона вороненка.

-Что это записано? Назовите признаки предложения. Прочитать еще 1 раз (хором, индивидуально). Как еще назвать эту запись? (скороговорка). Мы знаем, что такое скороговорка? Любим их? Но, не будем забывать, что у нас минутка чистописания. Проговорим еще раз и ответим на вопрос:

- Какой звук в словах мы слышим чаще других и звонче других? (Р). Согласны? Сколько раз повторяется? (4) Поупражняемся в написании каких букв? Пишем рр – до середины строки.

Прием «покатать карандаш».

-Из каких элементов состоит заглавная буква Р? – прописать до конца строки.

- Кто доволен своей работой? - За что вы можете себя похвалить?

Потренируйтесь в скороговорке. (несколько человек произносят, хором). Скороговорки вы любите. А как насчет загадок?

  1. Самоопределение к деятельности

-Отгадайте загадку:

Я у дуба, я у зуба, я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту, я не вверх, а вниз расту! (корень)

- Какие у вас возникли ассоциации при слове «корень»

«Ассоциации» Корень -…

- Сколько значений у слова корень? (несколько). Какое это слово? (многозначное)

-Где можно узнать значение слова? (в «Толковом словаре»).

Слайд «значение слова «корень»

- Какое значение имеет корень для растений, для зуба, для волос? (важное, значимое)

- Какое значение корня нас будет интересовать в русском языке? (корень слов)

4. Постановка темы и задач урока

Кто сформулирует тему нашего урока? Что бы мы хотели узнать на уроке? (Что такое корень? Какова его роль в словах? Какие слова называются однокоренными?)

5. Работа по теме урока.

1. Прочитайте слова.

1) Дедушка, отец, сын, внук.

2) Дедушка, дед, дедов (наказ), дедушкин (шарф).

- В какой группе родственные слова, а в какой - родственники? Почему? (слова имеют общий смысл, общую часть)

-Кто-то догадался, как называется общая часть родственных слов? (корень). Выделяется дугой. (слайды)

-Спишите родственные слова, выделите корень.

Выводим правило: родственные (однокоренные слова) имеют общий смысл и общий корень. (На доске появляются по ходу урока таблички – правила)

2.  Послушайте текст.

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

- О! Здравствуйте! Вы кто?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

- А я ваша тётка – гусеница.

- Родня ли гусеница гусю? (слайд) – Кто считает, что родня? Поднимите руки. Почему? Кто считает, что они не родня? Найдем способ этого затруднения.

1. Общий смысл. -Кто такая гусеница? Гусь? Смысл –разный.

2. Корень (гусенич-, гусениц-, гусь) – разный.

Вывод: слова НЕ являются однокоренными. Кто назовет однокоренные слова (гусь, гусыня, гусенок).

6. Физкультминутка

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик

Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем

А потом их разведем и к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей хлопай, хлопай веселей.

7. Закрепление изученного

Слайд Как-то много лет назад посадили дивный сад.

Не был сад фруктовым – был он только слово

Разрастаться стало вскоре это слово, слово – корень.

И плоды нам принесло – стало много новых слов.

В корне дерева слово сад, прочитайте однокоренные слова. При помощи чего образовались новые слова? Если корень уберем, будет ли слово иметь смысл?

Работа по учебнику стр. 61 – правило

- Почему корень – главная часть родственных слов? (в нем заключен общий смысл родственных слов). Запишите однокоренные слова с корнем сад.

Вернемся к нашей скороговорке. Являются ли слова однокоренными? Кто такая ворона? Вороненок? Что значит слово «проворонила» – пропустила, прозевала, была невнимательна…. Корень общий, но смысл разный.

Спишите это предложение. Выделите корень в однокоренных словах.

Работа в группе. Вспомним правила работы в группе. (работаем сообща, выслушиваем мнение каждого, выбираем ответственного, секретаря, докладчика). Задание для групп: укутать деревья осенними листьями из однокоренных слов. Среди данных слов есть лишнее. Записать свое однокоренное слово. Во время работы в группе звучит песня «Золотой листопад» (Выступление групп)

8. Домашнее задание

Вырастить из корня новые слова (украсить деревья однокоренными словами с данным корнем)

9. Итог урока

- Я узнал….

- Мне было интересно…

- Теперь я знаю…

Если вам понравился наш урок, было все понятно, достаньте из конверта зеленый листочек. Как сигнал светофора покажет нам, что можно дальше идти по ступенькам к новым знаниям. Если что-то было непонятно, возьмите желтый листочек. Если было неинтересно, ничего не поняли – красный.

Повесьте на наше условное дерево. (Делаем вывод о работе на уроке)

Урок наш окончен и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам,

За то, что упорно, усердно трудились!

И знания ваши нам всем пригодились!


 


 


 


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шумарина Ирина Юрьевна  Публикатор
29.10.2019 0 18196 376

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК