Урок русского языка во 2 классе по теме "Роль имени прилагательного в русском языке"






Сакун Лариса Николаевна,

МОУ СОШ № 99, г.Красноярск,

учитель начальных классов,

высшая категория


Урок русского языка, 2 класс . ТРКМ.

Тема: « Роль имени прилагательного в русском языке»

Цель: выявление роли имени прилагательного в русском языке, использование в речи. Развитие умения находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет.

  1. Вызов

1.1 Актуализация имеющихся знаний.

Работа в группах

( 6 групп)


















1.2.Пробуждение интереса к получению новой информации. Работа в парах.









1.3.Постановка учеником собственных целей. ПР.

Приём « Корзина идей»


Приём « Составление кластера»











2.Осмысление

( реализация)

Схема « Фишбоун» или «Рыбий скелет»









Работа с текстом в парах















Парная работа




Самостоятельная работа.




Проверка. Ф.Р.




Парная работа






Физминутка

( выполняют движения под музыку и считают имена прилагательные)


























Групповая работа в четвёрках.















Проверка – обмен группами.

( меняются группами и проверяют)





3.Рефлексия. Приём Эссе.













Парная и индивидуальная работа.

Самостоятельная работа.















Домашнее задание



Игра « Что задумано?»

У каждой группы по карточке со словами

(осторожная, хищная, длиннохвостая, рыжая, хитрая),

(круглое, гладкое, красное, сочное, спелое),

(высокая, раскидистая, стройная, кудрявая, белоствольная),

(блестящий, холодный, быстрый, говорливый, журчащий),

( чистое, высокое, голубое, безоблачное),

( пушистый, хитрый, ласковый, когтистый, усатый),


Одному ученику из любой группы предлагается угадать, какой предмет задуман. Дети группы называют признаки , но самые характерные признаки, помогающие легко угадать задуманный предмет, называют в последнюю очередь. ( от каждой группы по ученику)

- Какие слова помогли вам быстро узнать, о каком предмете идёт речь?

-Скажите друг другу на ушко, как называются эти слова одним словом.

- А сейчас мы проверим в парах, насколько вы были правы

- Найдите лишнее понятие и обсудите в паре.

Карточка

1.Цветочек, цветной, грибок

2.Приставка, корень слова, имя прилагательное

- Назовите лишнее понятие

(Высказывания детей - после обсуждения) Лишнее -цветной- это имя прилагательное, а остальные слова -имена существительные. Имя прилагательное- это не часть слова.

- Так какая тема урока? ( дети сами делают вывод)

- Правильно - имя прилагательное.

-Вспомните и обсудите со своим соседом вашу информацию об имени прилагательном и составьте ответ, что вы знаете.



- Попробуем систематизировать ваши знания.

П ризнак предмета


Второстепенный член предложения





И мя прилагательное- часть речи



Отвечает на вопросы - какой?, какая?, какие?, какое?


- Что ж мы знаем о прилагательном? ( заполнение « скелета»)

Голова - имя прилагательное.

Верхние конечности – признак предмета,

отвечает на вопросы - какой, какая, какие,….

Нижние конечности - второстепенный член предложения,

Хвост- ?

- Что же ещё мы не знаем об имени прилагательном?


-Попробуем узнать что- то новое.



- У вас на партах два текста. Прочитайте и подумайте, какой текст красивее и почему?



Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрыта снегом. Стоит лес. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятаны ёлочки.

Пришла холодная зима. Стоят лютые морозы. Земля покрыта белым снегом. Стоит мёртвый лес. Деревья украшены красивыми узорами инея. В снег спрятаны маленькие ёлочки.


- Обсудите в парах ответ на вопрос.

Заслушиваю мнения детей парами.

- Докажите. Почему именно этот текст вам понравился больше?


- Запишите наиболее понравившийся текст в тетрадь.


- Прочитайте свой текст и докажите, почему вы выбрали именно его.

-Почему этот текст вы записали?

-Какие слова сделали текст красивее? (имена прилагательные)

- Подумайте в парах, какую роль выполняют имена прилагательные?

- Для чего они нужны в тексте? (помогают описать предмет, делают нашу речь ярче, выразительнее)

- Значит, мы можем добавить в нашу схему – хвост рыбы, что имя прилагательное - уточняет, украшает нашу речь

- Послушайте стихотворение:

Море бывает печальным,

Весёлым и грустным.

Задумчивым ,даже смешным,

Синим, оранжевым, красным,

Бордовым, бирюзовым и голубым.

В штиль- оно тихое - море,

В бурю бушует и даже рычит,

Белое море, холодное море.

Но и оно в себе тайны хранит.

-Сколько встретили прилагательных?

- Зачем так много использовал их автор?

- Скажите, а каких зверей можно встретить зимой в лесу ?

( картинки животных)

-Сейчас мы прочитаем текст об одном лесном жителе.

- В группах вы должны вставить имена прилагательные , сделав текст красивым ( текст дан, а имена прилагательные на отдельных карточках)

Этот --------------зверёк живёт в лесу. У него -------------уши, ---------хвост. Передние лапы - ------------------, а задние - ----------------.

Шубка у зверька летом - ----------, а зимой - -----------.



пушистый

длинные

короткие

длинные

короткие

белая

серая

большие



- Кто нашёл ошибки? Какие слова вам снова помогли?

- Какой вывод можно сделать? ( работа по

« Рыбьему скелету»

- На столе у вас лежат карточки разного

цвета

( красные, синие, желтые)

- Возьмите карточку того цвета, какое у вас

сейчас настроение.

На карточке вопрос – «Какую роль

играют имена прилагательные в речи?»

- Прочитайте вопрос.

- Попробуйте за 7 минут, написать

ответ на этот вопрос. Предлагаю

вам алгоритм работы:

1. Обсудите в паре свой ответ на вопрос.

2. Ответьте письменно на своей карточке.

3. Докажи примерами

4. Вывод в конце начни словами - « Таким образом, я считаю ( думаю, моё мнение…), что…..

- Поднимите карточки своего настроения

Заслушиваем мнения детей по теме (можно заслушивать парами)

( карточки в конце сдаются учителю)

- Дома приготовить ответ устный на

этот вопрос с примерами.




Полный текст материала Урок русского языка во 2 классе по теме "Роль имени прилагательного в русском языке" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сакун Лариса Николаевна  маркиза
12.09.2010 3 11854 1363

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 3
avatar
3 анивская • 09:54, 12.11.2010
Лариса Николаевна! огромное спасибо за интрересные идеи.
avatar
2 Нажда • 20:07, 23.09.2010
Лариса Николаевна! Большое спасибо! Ваш урок очень понравился.
avatar
1 olga2010 • 22:45, 20.09.2010
Лариса Николаевна, очень понравился ваш урок. Обязательно попробую провести похожий со своими второклассниками. Знания ребятам не даются в готовом виде. Учитель побуждает ребят рассуждать, делать выводы. Мне понравилось, что на уроке прослеживается групповая работа в парах,четверках. Взяла для себя использование приемов "корзина идей", "составление кластера". Спасибо за урок.