Урок русского языка во 2 классе по теме "Роль имени прилагательного в русском языке"


Урок русского языка, 2 класс .
ТРКМ.
Тема: «Роль имени прилагательного в русском языке»
Цель: выявление роли имени прилагательного в русском языке, использование в речи. Развитие умения находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет.
1. Вызов
1.1 Актуализация имеющихся знаний.
Работа в группах
( 6 групп)
Игра « Что задумано?»
У каждой группы по карточке со словами
(осторожная, хищная, длиннохвостая, рыжая, хитрая),
(круглое, гладкое, красное, сочное, спелое),
(высокая, раскидистая, стройная, кудрявая, белоствольная),
(блестящий, холодный, быстрый, говорливый, журчащий),
( чистое, высокое, голубое, безоблачное),
( пушистый, хитрый, ласковый, когтистый, усатый),

Одному ученику из любой группы предлагается угадать, какой предмет задуман. Дети группы называют признаки, но самые характерные признаки, помогающие легко угадать задуманный предмет, называют в последнюю очередь. (от каждой группы по ученику)
- Какие слова помогли вам быстро узнать, о каком предмете идёт речь?
-Скажите друг другу на ушко, как называются эти слова одним словом.
1.2.Пробуждение интереса к получению новой информации. Работа в парах.
- А сейчас мы проверим в парах, насколько вы были правы.
- Найдите лишнее понятие и обсудите в паре.
Карточка
1.Цветочек, цветной, грибок
2.Приставка, корень слова, имя прилагательное
- Назовите лишнее понятие
(Высказывания детей - после обсуждения) Лишнее - цветной- это имя прилагательное, а остальные слова - имена существительные. Имя прилагательное- это не часть слова.
- Так какая тема урока? ( дети сами делают вывод)
- Правильно - имя прилагательное.
1.3.Постановка учеником собственных целей. ПР.
Приём « Корзина идей»
Признак предмета
Приём « Составление кластера»
-Вспомните и обсудите со своим соседом вашу информацию об имени прилагательном и составьте ответ, что вы знаете.
- Попробуем систематизировать ваши знания.

Второстепенный член предложения

Отвечает на вопросы - какой?, какая?, какие?, какое?

Имя прилагательное- часть речи

2.Осмысление ( реализация)

Схема « Фишбоун» или «Рыбий скелет»
- Что ж мы знаем о прилагательном? (заполнение « скелета»)
Голова - имя прилагательное.
Верхние конечности – признак предмета,
отвечает на вопросы - какой, какая, какие,….
Нижние конечности - второстепенный член предложения,
Хвост- ?
- Что же ещё мы не знаем об имени прилагательном?
-Попробуем узнать что- то новое.
Работа с текстом в парах
У вас на партах два текста. Прочитайте и подумайте, какой текст красивее и почему?

Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрыта снегом. Стоит лес. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятаны ёлочки. Пришла холодная зима. Стоят лютые морозы. Земля покрыта белым снегом. Стоит мёртвый лес. Деревья украшены красивыми узорами инея. В снег спрятаны маленькие ёлочки.

Парная работа

- Обсудите в парах ответ на вопрос.
Заслушиваю мнения детей парами.
- Докажите. Почему именно этот текст вам понравился больше?
Самостоятельная работа.
- Запишите наиболее понравившийся текст в тетрадь.
Проверка. Ф.Р.
Прочитайте свой текст и докажите, почему вы выбрали именно его.
-Почему этот текст вы записали?
-Какие слова сделали текст красивее? (имена прилагательные)
П.р.
- Подумайте в парах, какую роль выполняют имена прилагательные?
- Для чего они нужны в тексте? (помогают описать предмет, делают нашу речь ярче, выразительнее)
- Значит, мы можем добавить в нашу схему – хвост рыбы, что имя прилагательное - уточняет, украшает нашу речь
Физминутка
( выполняют движения под музыку и считают имена прилагательные)
- Послушайте стихотворение:
Море бывает печальным,
Весёлым и грустным.
Задумчивым ,даже смешным,
Синим, оранжевым, красным,
Бордовым, бирюзовым и голубым.
В штиль- оно тихое - море,
В бурю бушует и даже рычит,
Белое море, холодное море.
Но и оно в себе тайны хранит.
-Сколько встретили прилагательных?
- Зачем так много использовал их автор?
- Скажите, а каких зверей можно встретить зимой в лесу ?
( картинки животных)
-Сейчас мы прочитаем текст об одном лесном жителе.

Групповая работа в четвёрках.

- В группах вы должны вставить имена прилагательные , сделав текст красивым ( текст дан, а имена прилагательные на отдельных карточках)

Этот --------------зверёк живёт в лесу. У него -------------уши, ---------хвост. Передние лапы - ------------------, а задние - ----------------.
Шубка у зверька летом - ----------, а зимой - -----------.

пушистый длинные короткие длинные
короткие белая серая большие

Проверка – обмен группами.
( меняются группами и проверяют)

Кто нашёл ошибки? Какие слова вам снова помогли?
- Какой вывод можно сделать?
(работа по « Рыбьему скелету»)
3.Рефлексия. Приём Эссе. Парная и индивидуальная работа.
Самостоятельная работа.
На столе у вас лежат карточки разного цвета
( красные, синие, желтые)
- Возьмите карточку того цвета, какое у вас сейчас настроение.
На карточке вопрос – «Какую роль играют имена прилагательные в речи?»
- Прочитайте вопрос.
- Попробуйте за 7 минут, написать ответ на этот вопрос. Предлагаю
вам алгоритм работы:
1. Обсудите в паре свой ответ на вопрос.
2. Ответьте письменно на своей карточке.
3. Докажи примерами
4. Вывод в конце начни словами - « Таким образом, я считаю ( думаю, моё мнение…), что…..
- Поднимите карточки своего настроения
Заслушиваем мнения детей по теме (можно заслушивать парами)
( карточки в конце сдаются учителю)
Домашнее задание
-Дома приготовить устный ответ на этот вопрос.


Полный текст материала Урок русского языка во 2 классе по теме "Роль имени прилагательного в русском языке" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сакун Лариса Николаевна  маркиза
-, МОУ СОШ № 99, г. Красноярск
12.09.2010 3 10065 1200
Комментировать

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 3
avatar
3 анивская • 09:54, 12.11.2010
Лариса Николаевна! огромное спасибо за интрересные идеи.
avatar
2 Нажда • 20:07, 23.09.2010
Лариса Николаевна! Большое спасибо! Ваш урок очень понравился.
avatar
1 olga2010 • 22:45, 20.09.2010
Лариса Николаевна, очень понравился ваш урок. Обязательно попробую провести похожий со своими второклассниками. Знания ребятам не даются в готовом виде. Учитель побуждает ребят рассуждать, делать выводы. Мне понравилось, что на уроке прослеживается групповая работа в парах,четверках. Взяла для себя использование приемов "корзина идей", "составление кластера". Спасибо за урок.