Урок русского языка по теме "Имя существительное" (обобщение знаний) в 4 классе.


МОУ СОШ села Старое Дёмкино

учитель начальных классов

Никитина Марина Владимировна

урок русского языка в 4 классе

(УМК «Школа России»)

ТЕМА: Имя существительное (обобщение знаний).


ЦЕЛИ:

1.Обобщение знаний учащихся об имени существительном.

2. Развитие орфографической зоркости, развитие речи.

3. Воспроизвести при активной роли учащихся их знания о грамматических признаках предложения и систематизировать их.

4. Формировать умение безошибочно списывать предложения из текста и использовать знания о правописании падежных окончаний существительных единственного числа.

5. Воспитание любви к природе.


Материалы к уроку (оборудование):

  • карточки со словами: снег, вьюга, метель, пороша, буран, пурга, наст, буря; декабрь, месяц, мороз, солнце, птицы, зима, семена, зерно;

  • карточки с текстом и заданиями (см. приложение);



ХОД УРОКА:


  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.


- Сегодня мы будем трудиться в мире существительных. Мы постараемся вспомнить о существительном все, что изучили, продолжим работу над формированием орфографичес-

кой зоркости, повторим, что известно о предложении, а также не забудем о падежных окончаниях существительных в единственном числе.


  1. Минута чистописания.


- Начинаем трудиться.

( На доске прикреплены карточки со словами.)


снег пороша наст 1 2 3

вьюга буран буря

метель пурга


- Прочитайте слова. Если вы правильно сгруппируете слова (применяя правило о типе склонения), то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

Эта буква встречается в словах 2-ой группы.


( К доске выходят 3 ученика. Они распределяют слова по группам (склонениям) и объясняют свой выбор.)


- Какая это буква? В каких словах она встречается? (Сегодня мы будем писать строчную

букву н. Она встречается в словах м. р. 2 скл.: снег, буран, наст.)

1 2 3

вьюга снег метель

пороша буран

буря наст


- Правильно. Мы будем писать строчную букву н.

(Показ учителем на доске: строчная буква н и буква н в овале, чередуя.)


- Подчеркните те буквы, которые вам понравились.


  1. Чтение текста с пропуском слов.


(Текст записан на доске.)


Декабрь – самый тяжелый месяц. Стоят сильные морозы. Редко появляется солнце. Вспомни в декабре о птицах. Помоги им пережить зиму. Угощай их зерном, семенами.


-Прочитайте текст. О чем идет речь? Смогли ли вы прочитать текс? Почему?

(В тексте нет имен существительных.)


- Как вы отличаете имена существительные от других частей речи? Прочитайте слова.


-Прочитайте текст, вставьте пропущенные слова, изменяя окончания.


(На доске записаны слова: декабрь, месяц, мороз, солнце, птицы, зима, семена, зерно).


Работа со словами.

- Найдите сходство и отличие.

(Сходство: имя существительное, вопросы кто? что?, называет предмет, нарицательные.


Отличие: одушевленные и неодушевленные, единственного и во множественного числа,

существительные 1 и 2 склонений, м. р., ж. р., ср. р.)


-Прочитайте текст, вставьте пропущенные слова, в правильной форме.


( Учащиеся по цепочке выходят к доске и вставляют пропущенные слова в текст.)


- Прочитайте еще раз текст. Какие предложения по цели высказывания встречаются в тексте? (побудительные и повествовательные)


-Прочитайте повествовательное предложение, побудительное.


- Какие предложения называются побудительными?


- Запишите в тетрадь побудительные предложения (работа в тетрадях).


-Скажите, как называют птиц, которые остаются зимовать у нас?


- Какие птицы у нас зимуют?


- Как вы можете помочь птицам зимой?


- Что для птиц страшней, голод или холод? Почему?

- Послушайте стихотворение К. Мухаммади «Как птице перезимовать».



(стихотворение читает ученик)

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать

Ни зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей…

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от вас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки …

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо, вам великое!»


- Что для птиц страшней, метели или морозы? У кого из вас дома есть кормушка?

Как вы их сделали?



4. Работа с текстом (текст и задание записаны на листах).

Угощайте пернатых!

Много лет подкармливал я з…мой птиц. На столик…- к…рмушк… раскладываю угощение – крупу, хлебные крошки, кусочки творога, корки сыра. Стол накрыт – кто придет, будет сыт!

Вот прилетела стайка в…р…бьев. Они все время чирикают во дв…ре, вьют гнезда под крыш..., питаются около жилья человека. В..р..бьи проворно склевывают крупу и крошки хлеба, ссорятся друг с друг…, как п…тухи. Вдруг в..р..бьи все скрылись, прилетел боль-

шой пестрый дят…л.

Он стал клевать творог и сыр.

Вскоре к дятлу осторожно подсела с…н…ца, расхрабрилась, и вот обе птицы дружно обедают за одним ст…лом.

(По К. Косячкову.)



Задание 1.

Рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к тексту.


№ п/п

Проверяемые безударные

гласные

Безударные падежные окончания существитель-

ных в ед. ч.

Непроверяемые безударные гласные

1.




2.




3.




4.




1 столбик 2 столбик 3 столбик

зимой – зимний на столике – П. п., 2 скл. воробей

кормушке - корм кормушке – П. п., 1 скл. петух

во дворе – двор под крышей – Т. п., 1 скл. дятел

столом - стол с другом – Т.п., 2 скл. синица


(нужно выписать слова, по имеющейся в них орфограмме; 3 человека выполняют у доски,

остальные в тетрадях)


Задание 2.

Прочитайте предложение, опираясь на справку:

предложение – повествовательное, восклицательное;

Запишите его в тетрадь.


Задание 3.

Рассмотрите схемы. Дайте характеристику предложений по схемам.


1 предложение: ______ ====== ------- и ------- .


2 предложение: _____ =====, ====, ===== .


3 предложение: _____ =====, ===== ______ .


- Найдите в тексте предложения к схемам. Запишите предложения и проведите полный разбор по членам.

(работа проводится у доски и в тетрадях)

- Что вы можете сказать о 1 предложении? (повеств., невосклиц., простое – одна грам. основа, с однород. дополн., связь союзная – союз и );


- Что вы можете сказать о 2 предложении? (повеств.,невосклиц., простое - одна грам. основа , с однород. сказуемыми, связь бессоюзная);


- Что вы можете сказать о 3 предложении? (повеств., невосклиц., сложное - две грам. основы, связь бессоюзная);


5 Подведение итога урока.


- Вот мы и закончили трудиться в мире существительных. Чем интересен был для вас урок?

- Какие знания и умения каждый из вас закрепил?

- А закончить урок мне хочется словами Николая Заболоцкого:


Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день, и ночь.








Приложение


Угощайте пернатых!

Много лет подкармливал я з…мой птиц. На столик…- к…рмушк… раскладываю угощение – крупу, хлебные крошки, кусочки творога, корки сыра. Стол накрыт – кто придет, будет сыт!

Вот прилетела стайка в…р…бьев. Они все время чирикают во дв…ре, вьют гнезда под крыш..., питаются около жилья человека. В..р..бьи проворно склевывают крупу и крошки хлеба, ссорятся друг с друг…, как п…тухи. Вдруг в..р..бьи все скрылись, прилетел боль-

шой пестрый дят…л.

Он стал клевать творог и сыр.

Вскоре к дятлу осторожно подсела с…н…ца, расхрабрилась, и вот обе птицы дружно обедают за одним ст…лом.

(По К. Косячкову.)

Задание 1.

Рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к тексту.


№ п/п

Проверяемые безударные

гласные

Безударные падежные окончания существитель-

ных в ед. ч.

Непроверяемые безударные гласные

1.




2.




3.




4.






Задание 2.

Прочитайте предложение, опираясь на справку:

предложение – повествовательное, восклицательное;

Запишите его в тетрадь.


Задание 3.

Рассмотрите схемы. Дайте характеристику предложений по схемам.


1 предложение: ______ ====== ------- и ------- .


2 предложение: _____ =====, ====, ===== .


3 предложение: _____ =====, ===== ______ .









Полный текст материала Урок русского языка по теме "Имя существительное" (обобщение знаний) в 4 классе. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Никитина Марина Владимировна  niki1972
03.01.2011 3 7056 1029

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 3
avatar
3 NatalyS • 11:11, 08.05.2011
Хороший урок. Задания заставляют детей думать.
[Материал]
avatar
2 Venera65 • 14:04, 22.01.2011
Спасибо за урок, много интересных заданий.
[Материал]
avatar
1 shnuro4ek • 11:06, 10.01.2011
№912
[Материал]