Разработка урока литературного чтения в 4 классе


Разработка уроков литературного чтения в 4 классе
по учебнику Голованого и Климановой

учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Малкова Ирина Владимировна
МОУ ООШ д. Лесниково
Советского района Кировской области

"Страна далёкого детства"
Урок 1.
А.И. Цветаева. Детство.
Цели урока:
Познакомить с воспоминаниями А.И. Цветаевой, с жанром воспоминаний.
Развивать творческие способности детей путём написания сочинений в стиле воспоминаний.
Углублять знания детей об олицетворении, метафоре, сравнении, о возможности использования их в прозаическом произведении.
Формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать.

Ход урока1. Организационный момент.
Эпиграф к уроку: «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» А. де Сент-Экзюпери.
Звучит песня из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания», «Детские сны»

2.Постановка цели. Актуализация знаний.
Учитель читает наизусть:

В той удивительной стране,
Где я увидел свет,
Как многим, исполнялось мне
И пять, и десять лет.
В Стране Фантазий и Проказ
И озорных Затей
Когда-то каждый был из нас
Одним из тех детей.
Все те, кто рос тогда со мной
И набирал года,
Однажды с этою Страной
Простились навсегда.

— Узнали ли вы это стихотворение? (Дети читали его во втором классе.)
- «Мой секрет» С. Михалкова.
- О какой Стране идет речь?
- О Стране Детства
- Как вы понимаете выражение «Однажды с этою Страной простились навсегда»?
— Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению нового раздела нашего учебника. Прочитайте, как он называется?
- Страна далекого детства
— Как вы думаете, почему он так назван? Откройте содержание и просмотрите фамилии писателей, с произведениями которых мы встретимся в этой главе. Обратите внимание на годы их жизни.
- Глава так называется потому, что писатели выросли и написали воспоминания о своем детстве. Все писатели родились в 19 веке, а сейчас уже 21! Они, наверное, пишут о далеком прошлом, может быть, о детях 19 века.
Учитель продолжает чтение стихотворения:

Держава Детства далеко
Осталась позади.
«Хочу назад» — сказать легко.
Попробуй! Попали!
А я могу! Но свой секрет
Я не открою вам,
Как я уже десятки лет
Живу и тут, там.
Мне стоит лишь собрать багаж
А долго ли собрать
Бумагу, ручку, карандаш
И общую тетрадь?
И вот уже я в той Стране,
Где я увидел свет,
И, как ни странно, снова мне
И пять, и десять лет.

III. Работа над новым материалом
1. Вступительная беседа:
— Как видите, поэту и писателю довольно легко перенестись в Страну детства. Багаж совсем невелик. Сможем ли мы с вами перенестись в страну Чужого детства так же легко? Какой багаж нужен нам?
- Книга и немного фантазии.
Сегодня мы прочитаем несколько отрывков из воспоминаний Анастасии Ивановны Цветаевой. Она родилась в 1894 году в Москве. Прожила нелёгкую жизнь длиной в 99 лет. Она написала много интересных произведений, но большую часть из них она посвятила творчеству своей старшей сестры, поэта Марины Цветаевой. С её стихами мы познакомимся на следующем уроке.
- Что же такое воспоминания? Индивидуальное задание: найти в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова значение этого слова.
1.Мысленное воспроизведение чего-нибудь сохранившегося в памяти.
2.Записки или рассказы о прошлом.
Остальные обращаются к эпиграфу урока и выясняют, что это то, что помнят.
Проблемный вопрос: - Как вы считаете, зачем люди пишут воспоминания?
Это мы должны понять сегодня на уроке.
Внимание! Мы отправляемся в прошлое.
— Я буду читать первый отрывок, а вы закройте глаза и постарайтесь представить картину, которую описывает автор.
Учитель выразительно читает первый отрывок. Дети сидят с закрытыми глазами, стараясь нарисовать в воображении все, что услышали.
— Какие картины вы представили?
Ночь тёмная, дети стоят у окна, красиво заставленный стол разными вкусностями.
— Знаете ли вы, о каком празднике рассказывает Анастасия Цветаева?
Пасхальная ночь – Пасха: у христиан весенний праздник воскресение Христа. В пасхальную ночь совершается крестный ход.
- Почему дети оставались одни в эту ночь?
Взрослые уходили в церковь.
2. Словарно-лексическая работа. Техника чтения.
Трудные для чтения слова выносятся на доску, читаются по слогам, затем, целым словом. Параллельно объясняются непонятные слова.
Гувернантка — няня, воспитательница.
Гиацинты - луковичный цветок с сильным ароматом. Один из первоцветов.
Феерия— театральная пьеса сказочного содержания, феерический — волшебный, сказочный.
Сердолик — драгоценный камень красного или оранжевого цвета.
— Откройте учебники на странице 11. Внимательно рассмотрите рисунок. Кто изображён на нём?
Девочки Анна и Марина Цветаевы. Потому что человек может помнить то, что происходило с ним.
Дети вслух читают первую часть по абзацам.
Вы уже знаете, что в стихотворных текстах часто встречаются такие образные выражения, как сравнения, олицетворения и метафоры.
— Напомните мне, что такое сравнение и приведите пример.
Когда предмет или действие с чем-то сопоставляется. В тексте есть слова: как, как будто, словно, будто.
— А что же такое метафора? Это тоже сравнение, но скрытое. Нет «как, словно, будто». Слова употребляются в переносном значении.
— А что такое олицетворение?
Когда неживому предмету приписываются признаки или действия живого существа.
— Найдите в этом прозаическом тексте сравнения, олицетворения и метафоры.
Сравнения: ночь как пещера, треугольник пасхи — как елка, цвета, как будто приснились — сравнение со сном, запах гиацинтов — сравнивается с запахом сирени; олицетворения - церковь подаст голос, ворвавшийся со двора воздух; метафоры — прокатится первый удар колокола, вспыхнет кремлевским заревом; зала, наводненная золотом лучей (золото лучей — тоже метафора), боярскими шапками бобрового меха куличи, ярмарочное цветение крашеных яиц, сердолик — окорок ветчины.
— Какое выражение самое красивое, на ваш взгляд? Какое вам запомнилось?
- Как можно озаглавить этот отрывок? Пасхальная ночь.
Физкультминутка.
4. Подготовительная работа перед самостоятельным чтением. Словарно-лексическая работа:
Вороная — масть лошадей черного цвета.
Гнедая — красновато - рыжая лошадь с черной гривой и хвостом.
Паллада — имя собственное в честь Афины Паллады богини мудрости и покровительницы воинов.
Заочно — то, что происходит в отсутствие того лица, которое имеет отношение к действию.
Фрейлейн - вежливое обращение к незамужней девушке у немцев, воспитательница - немка.
Отдушина - отверстие для выхода нагретого воздуха.
Техника чтения. Прочитайте по слогам, затем целым словом:
фрей -лей н
Пре-то-ри-ус
распо-ло-жив-шу-ю-ся
тол-стен-ней-шим
от .неожи-дан-нос-ти
— Прочитайте самостоятельно 1 из оставшихся отрывков, тот который вам хочется прочитать. Подумайте, какую главную мысль, и какие чувства вы хотите передать вашим чтением. Продумайте тон, темп, интонации, паузы, логические ударения.
— Обратите внимание на разреженный шрифт. Для чего автор выделил именно эти слова?
Дети готовятся самостоятельно.
- Что для детей было настоящим горем? А радостью? Почему автор пишет в своих воспоминаниях о неуклюжей фрейлин Преториус?
5. Выразительное чтение отрывков. (После прочтения каждого задаются вопросы.)
— Как можно озаглавить прочитанный отрывок?
— Какова же главная мысль этого отрывка?
IV. Закрепление
- О чем же пишут в воспоминаниях? Какими словами? Делаем вывод на основе прочитанных эпизодов.
- О том, о чём нравится вспоминать, что было приятно человеку, о том, что удивило, поразило, заставило задуматься, о горе или о радости, о людях, с которыми ты встречался и т. д. Подбирают красивые слова, выражения, чтобы читателям было интересно.
V. Итог урока
- Как вы считаете, зачем люди пишут воспоминания? Интересно ли их читать другим людям? Почему?
Мы с вами не возвращаемся из прошлого.
Домашнее задание
Я попрошу вас вспомнить то время, когда вам было 5-6 лет, когда вы были дошкольниками. Вы все играли в игрушки. И, наверняка, какая-то была самой любимой. Опишите ее, вспомните, как вы с ней играли, что чувствовали в это время, почему она была вашей любимой игрушкой. Расскажите, что с ней стало потом. Храните ли вы ее до сих пор, сломалась ли она, пропала ли, а может быть, вы сами подарили ее младшему брату или сестре. Сделайте это письменно в тетрадях по чтению или оформите на листочке. Тогда у нас получится небольшой альбом из воспоминаний.

Литература:
1. Родная речь. Учеб. по чтению для учащихся начальной школы . В 3 книгах. Книга 3, часть 2/ Составители: М. В. Голованова и др. – М: Просвещение.1994. – 208 с.
2. Уроки в начальной школе: Поурочные разработки. IV класс, 3-я четверть: Пособие для учителя.- М: Начальная школа, 2005.- 256 с. – (Приложение к журналу «Начальная школа»).
3. Байкова М.И., Гостимская Е.С. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс.- М.: ВАКО, 2004. – 240с. – (В помощь школьному учителю).
4. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.

Урок 2
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Красною кистью рябина зажглась», «За книгами»
Цели урока:
Познакомить со стихотворениями М. Цветаевой.
Развивать внимание к авторскому слову, к употреблению образных выражений, умение анализировать лирическое стихотворение, понимать замысел поэта, находить авторские приёмы создания образа детства.
Формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое стихотворение.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Чтение сочинений, озаглавливание альбома.
III. Работа над новым материалом
1. Знакомство с творчеством М. Цветаевой
Сегодня мы будем знакомиться с произведениями старшей сестры Анны Цветаевой. Её имя в переводе с латинского обозначает морская. Это Марина.
— Марина Цветаева родилась в Москве 9 октября (26 сентября) 1892 года с субботы на воскресенье, в полночь, накануне церковного праздника - Иоана Богослова.
— О своем рождении она позже напишет: (Учитель читает стихотворение «Красной кистью...»)
- Как вы понимаете «рябина зажглась»? «Спорили сотни колоколов»?
-Похоже на праздничные лампочки в честь дня рождения поэта. -Кто торжественнее объявит праздник день рождения поэта.
- Какую картину ты представляешь, когда читаешь две первые строфы? Яркой, прекрасной осени, солнечного субботнего дня.
-Только ли о любви к рябине говорит героиня в последней строфе, если вспомнить, что рябина - символ жизни в стихах Марины Цветаевой?
-О любви к жизни, хоть она порой и очень горькая.
- Что же испытывает герой этого стихотворения?
-Гордость за тот день, в который родилась.
- Именно это чувство мы и должны передать при выразительном чтении вслух. Прочитайте выразительно.
Рябина станет символом Цветаевских стихов и самой ее жизни— горькая, яркая. В 16 лет начала писать стихи, не только по-русски, но и по-французски и по-немецки.
Она была на 2 года старше Анны. Их отец — основатель московского Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, мать — пианистка. Марина изучала французскую литературу в Сорбонне во Франции. В 1922г. семья Цветаевых уехала заграницу — эмигрировала. Жизнь Марины Цветаевой за границей не была радостной: она терпела нужду, тосковала по Родине. В 1939 г. возвратилась в Москву. Здесь она осталась одна, с сыном, без работы, жилья, денег. В начале войны оказалась в эвакуации в городе Елабуге, где 31 августа 1941 г., в свою любимую рябиновую пору, она покончила жизнь самоубийством.
— В начале жизни М. Цветаева писала:
Моим стихам. Написанным так рано,
Что и не знала я что я — поэт...
Разбросанным в пыли по магазинам…
Настанет свой черед.
Их черед настал. Теперь Марина Цветаева — классик русской поэзии, одна из ее вершин.
Проблемный вопрос: - Как вы думаете, будут ли у сестёр одинаковые воспоминания о детстве или разные?
2. Подготовленный ученик читает стихотворение «Бежит тропинка с бугорка...»
- Каким настроением наполнено стихотворение?
-Грустью по ушедшему детству, грустными, но добрыми воспоминаниями.
Исследовательская работа в группах.
1. О каком времени рассказывает М. И. Цветаева? Как она изображает это время?
2.В каком пространстве живёт её героиня? Как поэт изображает это пространство?
Исследование 1.
Это стихотворение посвящено детским годам. Её детство – счастливый период жизни.
И всё поют о добром, старом,
О детском времени они.
О, дни, где утро было рай,
И полдень рай, и все закаты!
Это время свободы, детских игр, волшебных превращений. Поэт указывает на прошлое, которое когда–то было, но оставило глубокий след в душе. Но свой рассказ она ведёт, употребляя глаголы настоящего времени: бежит тропинка, движется Ока, звонят колокола, качаются мальвы. Мы вместе с автором смотрим и видим это сейчас, в данную минуту. От этого усиливается впечатление любви, красоты, добра к тому миру, прошлому, которое не вернётся. Этот вопрос задаёт и сам поэт: «Куда ушли, в какую даль вы…», но не отвечает на него. Рассказывая о прошлом, М.И.Цветаева говорит о его ценности и вечной памяти, которую сохранит на протяжении всей жизни.
Исследование 2.
М. Цветаева говорит о реке Оке. Но почему о ней, если она родилась и выросла в Москве? Мы представляем деревню или маленький город на берегу реки Оки, тропинку, бегущую с бугорка, старую церковь. Романтические игры в принцесс, принцев, мушкетеров, так как сарай был замком, лопаты – шпагами.
При необходимости оказывается помощь группам.
- Какие образные выражения помогают нам увидеть картины, нарисованные в стихотворении?
-Олицетворения - сонные луга, спешат удары, поют колокола, ушли дни. Метафоры бежит тропинка, лениво движется Ока... эпитеты...
- Какие же чувства М. Цветаева передала словами?
-Словарь интонаций в поэтическом слове автора: восторг, восхищение, ощущение счастья, наслаждение, свободолюбие, умиротворение, спокойствие, чувство гармонии (слияния с природой), шутливость, игривость, сожаление, светлая грусть, недоумение, сомнение, задумчивость.
Как бы вы прочитали это стихотворение?
3.Выразительное чтение.
4.Физкультминутка.
Руки за спинку, головки назад.
Глазки пускай в потолок поглядят.
Головки опустим - на парту гляди.
И снова наверх — где там муха летит?
Глазами повертим, поищем ее.
И снова читаем. Немного еще.
5. Прочитайте стихотворение «За книгами» самостоятельно. Подготовьтесь в паре читать его по ролям. Можно ли это стихотворение назвать воспоминанием?
6. Чтение по ролям и обсуждение выступлений.
V. Итог урока.
- Какое стихотворение из прочитанных сегодня, показалось вам
самым красивым? Почему?
Одинаковые ли у сестёр воспоминания о детстве? Такие воспоминания очень личные, они дороги как самому автору, так и читателю.
Если останется время, то дополнительно можно предложить ещё несколько стихотворений о детстве: «В субботу», «Наши царства». В этих стихах есть и об Анне, и о Марине.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения по выбору учащихся из изученных на уроке или из дополнительных текстов. По желанию выучить одно из стихотворений М. Цветаевой.
Литература:
1. Родная речь. Учеб. по чтению для учащихся начальной школы . В 3 книгах. Книга 3, часть 2/ Составители: М. В. Голованова и др. – М: Просвещение.1994. – 208 с.
2. Уроки в начальной школе: Поурочные разработки. IV класс, 3-я четверть: Пособие для учителя.- М: Начальная школа, 2005.- 256 с. – (Приложение к журналу «Начальная школа»).
3. Байкова М.И., Гостимская Е.С. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс.- М.: ВАКО, 2004. – 240с. – (В помощь школьному учителю).
4. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся (1-4классы). – М: ВАКО, 2005. – 240с. – (Мастерская учителя).
5. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 304с.- (Библиотека отечественной классической художественной литературы).
6. Быкова Н.Г. Литература. Новейший справочник школьника. – М.: Филол. о-во «Слово», Изд-во Эксмо, 2005.- 574с.


Полный текст материала Разработка урока литературного чтения в 4 классе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Малкова Ирина Владимировна  Малкова
-, -
26.06.2009 1 33419 3521
Комментировать

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 1
avatar
1 shnuro4ek • 16:35, 29.01.2011
1070