Уроки по произведению Гаршина "Сказка о Жабе и Розе" 4 класс


Максимова Юлия Юрьевна.
Разработка уроков литературного чтения в 4 классе по произведению В.М.Гаршина «Сказка о Жабе и Розе».
(Программа: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова «Литературное чтение» 4 класс, обеспечивается учебниками «Литературное чтение» - 4 класс в 2-х частях и хрестоматией (те же авторы). Изучается во 2-ой четверти (ноябрь). ( По программе Горецкого, Климановой – 3 четв.декабрь.)

1. Вступление.
В программе 4-го класса произведения Гаршина изучаются в середине 2-ой четверти, т.е. за плечами дети уже имеют определенный читательский опыт, они умеют выделять главных героев произведения, давать им характеристику через анализ поступков, умеют схематизировать, умеют выбирать некоторые средства художественной изобразительности.
К моменту проведения урока по изучению произведения «Сказка о Жабе и Розе» ребята уже познакомились с творчеством Гаршина, читая и анализируя сказку «Лягушка-Путешественница», «Сказание о Гордом Аггее», «Attalea Princeps». Они уже знают на примере изучения произведения «Attalea Princeps», что текст Гаршина – загадка, которую надо кропотливо разгадывать, учиться читать между строк – искать смысловой идейный подтекст.
Примечательно, что для детей Гаршин написал единственную сказку в конце своего творческого пути – «Лягушка-путешественница», опираясь на сюжет Лафонтена. Остальные произведения Гаршина, вошедшие в круг детского чтения, были написаны им для взрослых, что необходимо учитывать при изучении.
Цель изучения «Сказки о Жабе и Розе» - подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен.
Изучение этого произведения дает богатейший материал для воспитания нравственных ориентиров у учащихся через оценочную деятельность, через анализ причинно-следственных отношений, через эмоционально-чувственное восприятие событий и образов. Поскольку образы в произведении Гаршина символичны, то сделать вывод самостоятельно учащимся обычно непросто: необходима последовательная аналитическая работа, поиск разгадки символов.
События в эпическом произведении даны в авторском изложении, выстроены в авторской логике, поэтому развитие сюжета, последовательность событий определяют путь анализа произведения - вслед за автором. При этом обращаем внимание на язык произведения – осмысление поможет нам подвести учащихся к необходимым промежуточным выводам. Особое значение в работе над «Сказкой о Жабе и Розе» следует уделить анализу финала – он в авторском тексте неслучайно отделен чертой.
Включив работу со структурной схемой, которая помогает разобраться в связях между героями, мы найдем главные линии и совершим открытие.
Это открытие поможет учащимся аргументировать свое доказательство того, что эта сказка и о Жабе и Розе, как заявлено в заголовке, но и не совсем так, и точно не о детях, а о жизни и жизненных нравственных ценностях.
Текст произведения достаточно объемный, богатый и тонкий, так что глубокое изучение произведения, обеспечивающее достижение поставленных целей, возможно в течение двух уроков, при сочетании классной и домашней (самостоятельной) формы работы.
Конспекты уроков по теме: «Сказка о Жабе и Розе»
Урок 1.
Цель 1-го урока:
• Знакомство с текстом.
• Определение системы образов.
Ход урока:
1.Орг.момент 30 сек.
Цель этапа: Обеспечить готовность учащихся к уроку.
Подготовка рабочего места, тетрадей, иллюстративного материала, листы, краски.
2.Проверка домашнего задания. 7-8 мин. Цель этапа: 1. Работа по развитию речи уч-ся.
2. Проверить уровень подготовки д.з.
3. Подвести к изучению нового материала.
Учитель: Скажите, пожалуйста, с произведениями какого автора мы познакомились на прошлых уроках?
Дети: Мы читали произведения Гаршина Вс.М. «Лягушка-Путешественница», «Сказание о Гордом Аггее», «Attalea Princeps».
Учитель: (помещаем портрет на доске). Чем для нас интересны произведения этого писателя?
Дети: В его произведениях, как в басне, герои и события учат
нас чему-то, но не говорят об этом прямо, а намекают,
чтобы мы сами сделали вывод.
Учитель: Действующие герои произведения «Attalea Princeps» -
Растения. Какой же характер у растений?
Дети: В сказке Гаршина растения действуют как люди, у них даже
разные рассуждения и мысли, разное отношение к происходящему.
Возможна проверка домашнего задания: творческий пересказ эпизодов из «Attalea Princeps» с изменением лица, от которого ведется повествование.(от имени травки, пальмы, кактуса и др.)

3.Определение темы и цели урока.5 мин.
Учитель: Сегодня нам предстоит познакомиться ещё с одним произведением, найти его я предлагаю вам самостоятельно в хрестоматии.
Дети осуществляют в хрестоматии поиск произведения Гаршина при работе с содержанием книги, самостоятельно называют тему: «Сказка о Жабе и Розе».
Учитель: Итак, речь пойдет о сказке. Что вы знаете о сказке? Какие бывают сказки? (Попутное повторение уже изученной классификации сказок.)
Дети: Сказка – произведение фольклора, повествующее о чём-нибудь необычном, невероятном. Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах или событиях, с участием волшебных, фантастических лиц.

Учитель: Как вы думаете, к какой категории можно отнести «сказку о Жабе и Розе»?
Дети: Это авторская сказка, может быть, это сказка о животных.
Учитель: Что бы вы хотели узнать, читая эту сказку? (постановка целей).
Дети: «Узнать, какая Роза…», «Что произошло с героями…», «узнать, какая это сказка…»
«Почему жаба общается с розой?» и др. – фиксируем интересные формулировки на доске.
4.Знакомство с новым материалом. 15 -20 минут Цель: 1. Организовать знакомство с новым текстом.2. Анализ экспозиции.3. Организация анализа литературного образа.
1. Выразительное чтение текста и анализ по частям. (Читает учитель, сильный ученик)
• Картина 1 – цветник.
Организация беседы по первичному чтению:
Вопросы учителя Ответы детей
1. Где росла Роза? Роза росла в старом тенистом саду.
2. Как вы представляете садик? В саду много больших растений, высокие кусты, тень, сыро, узкие дорожки.

3.Какие слова текста указывают на запущенность старого цветника?

Картина 2 – Роза
Вопросы учителя Ответы детей
Выберите действия Розы распускалась, раскрывала, точно плакала, увидела небо, почувствовала и т.д
Кому обычно принадлежат такие действия? – человеку.
Определение в системе «положительный-отрицательный» через анализ эпитетов и метафор текста.

Выберите эпитеты в описании розы.

Что источала Роза? – Как об этом пишет автор? (Запах был словами, слезами, молитвой).
Какие слова помогают это представить?

Картина 3 – Жаба.
Вопросы учителя Ответы детей
Выберите описание Жабы. 1. (по тексту «… на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная жаба…и т.д.»

Какое впечатление производит Жаба? отталкивающее, отвратительное

С помощью каких слов автор добивается такого ощущения? плоским брюхом, жирная, грязно-серые бородавчатые и липкие бока и др.
Учитель: Прочитайте отрывок-описание Жабы так, чтобы он вызывал соответствующие тексту ощущения. (Выделяем голосом эпитеты, соблюдаем темп и т.п.)
Слушаем выразительное чтение.

Картина 4 – Вася и Маша. Работа проводится аналогично анализу предыдущих эпизодов.
1. составление портретов, подбор аргументов.
Определение в системе «положительный-отрицательный» через анализ эпитетов и метафор текста.
Учитель: Можно ли сказать, что действие сказки началось? Почему вы так считаете?
Дети: Нет, пока мы все узнали о героях – это экспозиция.
5.Первичное закрепление.7 мин и 6 мин Цель: Осмысление системы образов произведения.
1. Класс делится на три группы для организации обобщения по прочитанному материалу.
Каждая группа должна подготовить в течение 6 минут рассказ об одном из героев в рамках принципа «Факты подтверждаем аргументами»* - Работа по принципу «Факты подтверждаем аргументами» подразумевает развернутые ответы с обоснованием каждого оценочного суждения-утверждения словами текста или кратким пересказом необходимого эпизода.
1 группа - о Розе.
2 группа – о Жабе
3 группа – о детях.
2. Презентация работы групп и анализ выступлений. Подведение итогов урока . 5 мин
Цель: 1. организовать анализ деятельности относительно поставленных целей.
1. Возвращаемся к началу урока (фиксированные цели на доске) и организовываем рефлексию.
2. Инструктаж о д.з. – самостоятельно дочитать произведение, подготовить вопросы другой группе по тексту и его содержанию.

Примечание: время проведения этапов урока рассчитано на высокий темп работы хорошо подготовленного класса, в зависимости от уровня готовности класса, групповую работу можно вынести в школе полного дня на самоподготовку или с этого начать следующий урок литературного чтения.
Урок 2. Цель изучения «Сказки о Жабе и Розе» - подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен, решение ряда воспитательных задач (внимательное отношение к человеку, природе).
1.Орг.момент 30 сек. Подготовка рабочего места, тетрадей, иллюстративного материала, листы, фломастеры.
2. Проверка домашнего задания. 7-8 мин. Цель этапа: 1. Работа по развитию речи уч-ся. 2. Проверить уровень подготовки д.з. 3. Подвести к изучению нового материала. Обеспечить мотивацию.
1.Организация проверки домашнего задания (самостоятельно дочитать произведение, подготовить вопросы другой группе по тексту и его содержанию.) предусматривается в виде соревнования между тремя группами, когда каждая группа следующей по кругу задает подготовленные заранее вопросы по содержанию или на понимание прочитанного текста. Оценивание ведется как в групповом, так и в индивидуальном зачёте.
(Примеры вопросов, подготовленных детьми:
-Какие слова использует автор для описания розы, жабы?
-Что говорила жаба, когда подбиралась к Розе?
-Почему мальчик не выходил в сад?
-Какие звуки издавал ёжик? И др.)
По ходу игры результаты ответов оцениваются « +» игроку в команде, можно ставить «+» за удачный интересный вопрос.
1-я группа 2-я группа 3-я группа
Анна ++
Ирина+++
Алексей +

Итог: Борис ++
Василий ++
Татьяна ++ Лида +
Никита ++
Николай +++

2. Обсуждение детских впечатлений от прочитанного.
Учитель: Скажите ,пожалуйста, чем же закончилась история. Что вы думаете об этом?
Дети: Очень жалко мальчика. Почему так заканчивается произведение? (Дети не готовы принять смерть мальчика в финале).
Учитель: Обратите внимание на заглавие этого произведения «Сказка о Жабе и Розе». Почему?
Дети затрудняются дать ответ.
3. Определение темы и цели урока. 3 мин. Цель: 2. Организация целеполагания учащихся.
Учитель: Я предлагаю сегодня ответить на этот вопрос и постараться разгадать загадки писателя Гаршина. Какие вопросы к сегодняшнему уроку вы могли бы поставить?
Дети: 1. Узнать, почему такой финал.2. Зачем в произведении дети? 3. Разгадать загадку заголовка.
4.Анализ литературного произведения .15 -20 минут. Цель: 1. Организовать анализ текста. 2. Организация осмысления сюжетных линий. 3.Организация деятельности учащихся для поиска и формулировки идеи произведения.
1.Составление плана-«горки» в сюжетной схеме: предполагается групповая форма организации деятельности учащихся на уроке. Дети решают поставленную задачу вместе, представляют свое решение.
Экспозиция – завязка - развитие действия –кульминация – развязка с использованием пиктографических элементов записи (схематичных рисунков) – составление опоры для краткого пересказа.

2.Учитель: в произведении несколько сюжетных линий и они тесно переплетаются. Давайте разберемся в них. Есть четыре действующих лица. Какие связи образуются между ними в ходе сюжета?
Группам предлагается составить свой вариант расстановки сюжетных линий в структурной схеме:

• Группы представляют свои варианты с комментарием.
Учитель: На стрелках попробуйте расставить знаки «+» или «-» , оценивая отношения героев.
• Анализ результатов: видим, что стрелки исходящие со знаком + возвращаются со знаком + к субъекту, стрелка со знаком – не дает субъекту +.
Учитель: Почему финал произведения именно такой, как бы мы могли расставить стрелки, если автор написал иначе.
Дети: Гаршин таким образом показал особое значение добрых дел. Помог нам понять, что хорошее сохраняется.
Учитель: Вспомните, что Гаршин сравнивал Розу с человеком, может быть это ключ к разгадке существования символов в творчестве писателя.
Я предлагаю вам подумать над тем, что спрятал автор под символами «Роза» и «Жаба» и чему учат символы.
Групповой мозговой штурм.
Представление вариантов групп
Варианты ответов детей: Люди, которые делают добро, - прекрасны, жадные и ленивые – отвратительны, их никто не любит. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.
Ответы могут быть оформлены как плакаты.
Учитель: Мы подобрались к смыслу произведения и ответили на вопросы (фиксированные цели на доске), поставленные в начале урока.
5.Перенос в новые условия. 5 мин.
Учитель: Но у меня остался один вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая?
Дети: В этом произведении она, конечно, несет зло и представляет собой жадность. Значит. Плохая.
Учитель: Я хочу вам напомнить о том, что у Гаршина Жаба – символ. А вспомните Жабу в сказке «Серая звездочка» Бориса Заходера. Какая она?
Дети: Она добрая и полезная, потому что помогала растениям в саду.
Учитель: Как же ответить на вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая?
Дети: Надо смотреть по делам. Добрые дела – доброе мнение. В природе жаба полезна.
Учитель: Я предлагаю вам в качестве домашнего задания составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту Жабы».

Полный текст материала Уроки по произведению Гаршина "Сказка о Жабе и Розе" 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Максимова Юлия Юрьевна  maxi-uchilka
11.11.2009 5 89573 6179

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

На наш сайт поступил вопрос от родителя: "Мой ребенок учится в первом классе. Когда дети пишут прописи или просто работают в тетрадках, учитель заставляет выделять орфограммы в слове другим цветом шариковой ручки. Для написания одного слова ребенок несколько раз меняет ручки (синяя, зеленая). Правильное это обучение?". Ответ дает учитель математики, пользователь нашего сайта. 

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 5
avatar
5 Анна Кусамина • 04:34, 09.04.2011
Спасибо за подробное описание,мне как студентки 1 курса,отделения Преподавание в начальных классах это очень пригодиться:))
avatar
4 ALLA1977 • 18:59, 09.12.2010
А МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ!
avatar
3 марго • 16:28, 09.12.2010
класс огромное спасибо
avatar
2 maxi-uchilka • 15:13, 12.11.2009
Здравствуйте! Спасибо на добром слове. Здоровьесбережение в моем понимании - это не только смена видов деятельности, наличие ФМ, это и атмосфера, стиль общения, учет индивидуальных особенностей ребенка, что сложно отразить на бумаге. Учитель должен чувствовать класс, варьировать объем с учетом своих детей. Идеальный сценарий урока может притерпевать изменения по ходу работы. Не так ли? smile Юлия Юрьевна.
avatar
1 Полярис • 20:22, 11.11.2009
Юлия Юрьевна, спасибо за интересные и нужные уроки. Мы изучаем это произведение в 3 четверти. Пригодится. Спасибо за грамотный конспект. Видно, Вы - творческий учитель. Разнообразные методы и подходы к изучению произведения присутствуют постоянно. Одно только пожелание - не забывайте о здоровьесберегающих моментах. Спасибо, с уважением Любовь Георгиевна bye