Разработка урока по теме "Сравнение прозаической и стихотворной формы в литературе на примерах"; 3 класс (тематика ВОв)


Конспект урока литературного чтения для 3 класса. Очень часто дети путают прозаическую форму со стихотворной.

Учитель, спрашивая ученика о том, что он прочитал, слышит ответ: "В этом стихотворении..", хотя читали рассказ или сказку. Данный конспект позволяет продемонстрировать чёткие различия одной формы от другой. Представленный урок разработан в соответствии с темой. Он учитывает возрастные особенности учащихся. На данном уроке обучающимся потребуются знания не только литературоведческого характера, но и истории, а также по русскому языку. Урок направлен на развитие умения работать с текстом, на совершенствование техники чтения, на развитие речи, мышления, памяти; на этом уроке большое внимание уделяется работе с планом и выразительностью чтения.

Используется работа в парах. Разработан к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг). Урок воспитывает чувство гордости за свою Родину. 

Урок состоит из традиционных этапов.

Цель урока: сравнить прозаическую и стихотворную формы на примере двух произведений.

Задачи урока:

  1. Воспитывать чувство патриотизма.
  2. Познакомить с творчеством писателя Сергея Алексеева и поэта Сергея Острового.
  3. Развивать умение анализировать, ориентироваться в тексте, выделять главное, развивать речь, кратко и понятно выражать свои мысли. Работать над техникой чтения.

Оборудование:  

  • компьютер;
  • экран;
  • мультимедийная установка;
  • видеофильм;
  • музыкальное сопровождение стихотворений;
  • гимн Москвы;
  • портреты С. Алексеева, С. Острового,
  • карточки с «помогалочкой» и лексическим значением слов.

Оформление доски:

  • 22 июня 1941 - 1418- 9 мая 1945
  • Московская битва 1941 — 1942 гг.;
  • Сталинградская битва;
  • битва за Ленинград;
  • форсирование Днепра;
  • Курская битва;
  • битва за Берлин

Фрагмент

- Учитель. «Победа» …Как вы понимаете значение этого слова? А настроение этого слова?

Ученики. Радость-грусть; счастье- горе, печаль.

-В мае этого года мы будем отмечать великую дату. Какую?

Ученики. 70- летие Великой Победы в войне 1941-1945 гг.

-А почему говорят, что «День — Победы- это радость со слезами на глазах»?

Ученики. – В этой войне погибло очень много людей. Нет в России такой семьи, которую не затронула бы война.

-Победа в Великой Отечественной войне была очень тяжёлой. Её слагаемыми стали великие битвы. Какие битвы вы знаете? (На доске открываются названия великих битв Великой Отечественной войны).

-Какое произведение мы читали с вами на прошлом уроке? Кто его автор?

Ученики. – Произведение Сергея Алексеева «Подвиг у Дубосеково».

-Эпизоду какой битвы посвящён этот рассказ?

Ученики. - Эпизоду Московской битвы посвятил своё произведение автор.

-Сегодня я предлагаю сравнить поэтическую форму и прозаическую.

-Скажите, а рассказ – это проза или поэзия? Какие особенности рассказа мы увидели и отметили вчера на уроке?

Ученики. - 1. Одно событие, вокруг которого сгруппированы ДЛ,

2. Мало описаний, они лаконичны,

3. Небольшой размер.

Учитель. -Вспомните, пожалуйста, действующих лиц.

Ученики. -Политрук Клочков, рядовой Емцов, сержант Петренко, Бондаренко, Трофимов, Есебулатов, Шопоков.

Учитель. Это вымышленные герои или реальные? А события?

Ученики. – Описано реальное событие и реальные герои. О них мы читали дома и искали дополнительные сведения. (Небольшие сообщения детей).

Учитель. -Произведение, к которому мы обратимся сегодня на уроке, написал Сергей Островой. (Вывешивается портрет).

 Подготовленный ученик. -Сергей Островой родился 24 августа 1911 года в городе Новониколаевске (ныне Новосибирск) в семье среднего достатка. Отец неодобрительно относился к увлечению сына литературой, был ярым противником чтения. В 1931 году приехал в Москву, где работал в журнале «30 дней» и «Гудок». В июле 1941 года добровольцем ушёл на фронт в народное ополчение. Умер 3 декабря 2005 года в Москве.

 Учитель. -Откройте, пожалуйста, произведение. Оно называется «У деревни Крюково». Написано в 1971 году по мотивам «Баллады о верности». Не читая его, а только посмотрев, скажите, что мы будем читать?

Ученики. -Стихотворение

 Учитель. - А как вы это увидели?

Ученики. -Видим строфы, которые состоят из строчек. Нет красных строк.

Учитель. -Дело в том, что произведение, которое мы сегодня читаем, посвящено тому же событию битвы под Москвой, что и произведение Сергея Алексеева, но вчера мы читали рассказ, а сегодня –стихотворение. Разобрав стихотворение, мы должны с вами будем найти сходства и различия в описании событий.

Лексическая работа.

Учитель. Перед вами лежат карточки. Возьмите их, пожалуйста. В тексте встретятся непонятные слова:

Атака- стремительное передвижение войск против неприятеля с целью его уничтожения.

Яростный- 1. полный сильного гнева, ярости. 2. выражающий ярость, гнев. 3. перен. чрезмерный, крайний в своем проявлении, необычайный по своей силе, интенсивности.

Взвод- воинское подразделение, состоящее примерно из 30 человек.

Патроны – боеприпас мелкокалиберного стрелкового оружия. (Картинка)

Гранаты- взрывчатые боеприпасы, предназначенные для поражения живой силы и техники противника с помощью ручного метания. (Картинка)

Лейтенант– чин, воинское звание младшего офицерского состава в вооружённых силах многих государств.

Штык – холодное колющее оружие, примыкаемое к стволу ружья (винтовки, карабина, автомата). (Картинка)

Позиции –расположение.

Караул – воинское подразделение, несущее охрану

Почесть - внешнее выражение уважения, почтения, какие-либо действия в знак признания чьих-либо заслуг. (Картинка)

Ночи напролёт- всю ночь

«ПОМОГАЛОЧКА»

ОТ-ПЫ-ЛАЛ - ОТПЫЛАЛ

СТРЕЛ-КО-ВЫЙ - СТРЕЛКОВЫЙ

ВСТРЕ-ТИ-ЛИСЬ – ВСТРЕТИЛИСЬ

БЕС- СМЕРТ- НЫЙ – БЕССМЕРТНЫЙ

Чтение стихотворения учителем.

Учитель. -Какая особенность этого стихотворения сразу видна?


Полный текст материала Разработка урока по теме "Сравнение прозаической и стихотворной формы в литературе на примерах"; 3 класс (тематика ВОв) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Балашова Екатерина Владимировна  Ринусик
07.04.2015 0 4620 409

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК