Статья "Использование карточки-алгоритма для обучения детей понимать текст"; начальные классы


Работа по карточке.

         Перед работой по карточке - чтение текста П.Бажова «Серебряное копытце».

Учитель составляет такой вопрос к тексту, чтобы ответ нельзя было найти в тексте, он должен содержаться в сути текста: Почему Даренка согласилась идти жить к Коковане? (В дальнейшем дети сами научатся составлять такие вопросы.)

Работа по карточке ведется обязательно по алгоритму. Рассмотрим задания по порядку:

  1. Выдели в вопросе следствие. Чтобы определить следствие есть вопросы - помощники: Что случилось? Что произошло? (в первой колонке таблицы).

 Во второй колонке составлены варианты ответов на вопрос, составленные учителем. Ученик проговаривает вопрос и по очереди пробует читать варианты ответов. Выбирает подходящий. Например: Что случилось? Что произошло? А произошло то, что Даренка согласилась идти жить к Коковане.

 2. Выдели в следствии объект анализа. Объект анализа будем рассматривать в субъектной логике (т.е. отношения). Читаем в первой колонке вопросы - помощники: Произошло все-таки конкретно что? Что главное произошло? Опять же во второй колонке составлены варианты ответов. Действуем по выше рассказанной схеме. Выбирают подходящий ответ: А произошло все-таки конкретно что? Что главное произошло? А произошло конкретно то, что Даренка согласилась идти жить к Коковане. ( Следствие совпало с объектом.)

3. Определи компоненты объекта. Возвращаемся и читаем объект анализа: Даренка согласилась идти жить к Коковане. Вопросы-помощники: Из чего состоит объект анализа? Из каких частей состоит объект анализа?

Варианты ответов на данном этапе работы не даются. Рассуждаем, на какие части можно разделить объект. (Даренка, Согласилась, Идти жить, Кокованя.) Поясняю: иногда в компонент (часть) объекта может входить 1, 2 и более слов, рассматривать нужно по смыслу, нужно ли слова разъединять, если они как компонент (часть) обозначают какой -то единый смысл.

  1. . Сделай описание компонентов. (Что ты про них знаешь? Что отличает? Уточни, при необходимости, значение слов). Рассматриваем каждый компонент. Если мы сделаем описание компонента Даренка, это поможет ответить на вопрос? Для этого необходимо вернуться к вопросу, прочитать его и подумать. По такой же схеме рассуждаем и над другими компонентами объекта. Если мы сделаем описание компоненту Согласилась, это поможет ответить на вопрос? Обращаемся к вопросу: Почему Даренка согласилась идти жить к Коковане? Если сделаем описание компоненту Согласилась, то это не поможет ответить на вопрос. И т.д. Делаем вывод: Описание делаем компонентам Даренка и Кокованя. Напоминаю, что описываем в литературном чтении характеристику отношений. Не зря мы рассматриваем объект в субъектной логике.

 А) Даренка – смышленая девочка, любознательная, добрая, сирота, в душе одинокая, которой интересно и приятно было беседовать с дедом, дома на нее никто не обращал внимание, только попрекали куском хлеба, ей не нравилось жить у приемных родителей.

Б) согласилась -

В) идти жить-

Г) Кокованя – добрый, одинокий старик, охотник, который с лаской подошел к сироте, с вниманием, чтобы забрать девочку к себе, когда узнал, что ее забижают в приемной семье.

5. Перефразируй объект анализа, уточняя смысл слов. (Установи связи между компонентами объекта.) Найдем объект анализа: Даренка согласилась идти жить к Коковане. Компоненты Даренка и Кокованя заменим на их описание. Согласилась идти жить - оставляю без описания.

 Перефразирование объекта анализа:

 Смышленая девочка, любознательная, добрая, сирота, в душе одинокая, которой интересно и приятно было беседовать с дедом, дома на нее никто не обращал внимание, только попрекали куском хлеба, ей не нравилось жить у приемных родителей согласилась идти жить к доброму, одинокому старику, охотнику, который с лаской подошел к ней, с вниманием, чтобы забрать девочку к себе, когда узнал, что ее забижают в приемной семье.

6Выдели в следствии дополнительные условия. (А в какой ситуации случилось событие? Где? Когда? Как? Кто при этом был?) Работа проводится с самим текстом. Поясняю: первое время можно отвечать на все вопросы, но когда вы дойдете до вывода, вы увидите, что некоторые дополнительные условия не помогают ответить на вопрос: Почему Даренка согласилась идти жить к Коковане? Поэтому, когда отвечаете на вопросы: когда? где? и др. вопросы периодически возвращайтесь к главному вопросу. Размышляйте, помогут ли данные ситауции ответить на вопрос. Дополнительное условие: Дедушка заинтересовал ее рассказом о козле необыкновенном.

7. Дай их описание. Значения всех слов понятны. Не совсем понятно, что обозначает – козел необыкновенный. Делаю описание: Козел необыкновенный - сказочный козел.

8. Переформулируй вопрос, т.е. замени прописанный в вопросе объект на «объект + характеристика объекта» и подставь полученные дополнительные условия.

Прочитайте вопрос: Почему Даренка согласилась идти жить к Коковане? Как мы будем переформулировать вопрос: пишем слово Почему +перефраз объекта+ дополнительные условия (с описанием). И вот что у нас получилось:

Почему смышленая девочка, любознательная, добрая, сирота, в душе одинокая, которой интересно и приятно было беседовать с дедом, дома на нее никто не обращал внимание, только попрекали куском хлеба, ей не нравилось жить у приемных родителей согласилась идти жить к доброму, одинокому старику, охотнику, который с лаской подошел к ней, с вниманием, чтобы забрать девочку к себе, когда узнал, что ее забижают в приемной семье, заинтересовал ее рассказом о сказочном козле.

9. Сделай вывод. Даренка согласилась идти жить к Коковане, потому что сирота, в душе одинокая, которой интересно и приятно было беседовать с дедом, дома на нее никто не обращал внимание, только попрекали куском хлеба, ей не нравилось жить у приемных родителей, а Кокованя был добрый, одинокий старик, охотник, который с лаской подошел к ней, с вниманием, чтобы забрать девочку к себе, когда узнал, что ее забижают в приемной семье, и заинтересовал ее рассказом о сказочном козле, так как девочка была любознательная.

Пояснение: предложения можно, если необходимо, менять местами, изменять окончания.

Прежде чем научить ученика устанавливать ПСС, необходимо самому учителю научиться работать по карточке-алгоритму. Одному научиться трудно, будут возникать вопросы. Поэтому легче учиться в малой группе (в парах, в парах сменного состава) со своими коллегами. Такую работу можно перенести на работу с учениками при установлении ПСС, когда они немного усвоят работу по карточке.

Ученика обучать лучше начинать постепенно с 1 класса. Для этого нужно спланировать свою работу по формированию умений устанавливать ПСС на год. Обучение начинать поэтапно. Например, уже в первом классе можно учить составлять предложения со словом ПОЧЕМУ? без текста. Вопросы могут касаться жизненных ситуаций. Учить работать в парах, в парах сменного состава. Когда начнется чтение, можно составлять вопросы к тексту со словом ПОЧЕМУ, выделять следствие с помощью вопросов-помощников и объект анализа. Нужно смотреть по обстоятельствам…

Из своей практики я могу уже сказать, что работая по карточке-алгоритму, у детей происходит генерация мысли от самого вопроса, от заданий по алгоритму, от выбора вариантов ответа, от описания отношений, от поиска дополнительных условий, от перефразирования объекта и вопроса. Вся работа по карточке-алгоритму заставляет каждого ученика размышлять, на более глубоком уровне анализировать текст. Это показывают результаты работы в тетрадях «Итоговая аттестация». Дети самостоятельно успешно справляются с заданиями. Дети спорят, доказывают, даже с учителем. Становятся более уверенными в рассуждении. Главное разговаривать при обсуждении с ребенком на равных. Давать волю их мысли. И тогда будут хорошие результаты обученности учащихся. Представляю результаты итоговых работ по читательской грамотности и групповому проекту в 4 классе. 


Полный текст материала Статья "Использование карточки-алгоритма для обучения детей понимать текст"; начальные классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коллер Наталья Васильевна  Екатерина_Пашкова
учитель начальных классов, МБОУ Емельяновской СОШ №3 р.п.Емельяново
06.07.2015 0 1378 281
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0