Урок по произведению А.П. Платонова "Неизвестный цветок"; 4 класс


Приемы, технологии: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, дерево предсказаний.

Цель урока: познакомить учащихся с произведениями А.П.Платонова (Климентова); учить выделять в тексте и различать реальные и вымышленные события; учить пользоваться разными видами чтения; закреплять умение прогнозировать и анализировать; развивать креативность мышления; воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания, обоснование того, что совершенство достигается трудом.

Литература: «Литературное чтение» 2 часть 4 класс Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова; Методическое пособие «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина; «Литературоведение от А до Я» - энциклопедический словарь для юношества;

Оборудование: ПК на рабочем месте учителя, мультимедиа проектор, экран.

Ход урока:

 

 

 Этапы

 

1. Организационный
 момент

 

2. Активизация
 знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Работа над
 произведением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Стадия

 осмысления и

 размышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Д/З

 

 

 

7. Оцени свой труд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Деятельность учителя

 

Организация класса на предстоящую работу

 

Для активизации класса, пробуждения интереса к предстоящей работе учитель загадывает классу загадки

1. «Что всего на свете сильнее и
 быстрее?»

2. «Что всего жирнее?»

3. «Что всего мягче?»

4. «Что всего милее?»

- Кто вам уже загадывал эти
 загадки?

- Кто автор этой сказки?

 

 

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством А. Платонова (открыть доску)

 

 

 

 

 

- Прочитайте название произведения

- К какому жанру оно относится?

- Что характерно для сказки – были?

 

                  

 

                   Слайд 3
 

 сказка

 быль

зачин
чудеса

 

волшебства
сказочная
 концовка

Было на самом
 деле

 

- Предположите, почему автор
 обратился к этому жанру?

 

 

 

 

- Предложите, о чем эта

 сказка – быль?

 

Мнение учителя:

- коротко об авторе; его нелегкой жизни; Климентов – настоящая фамилия ( Платонов – литературный псевдоним, образованный от имени отца).

 Слайд 4
Девиз всей жизни писателя:

Только трудом можно добиться признания и совершенства.

- О многом меня заставила задуматься сказка-быль «Неизвестный цветок». И мне будет интересно узнать ваше мнение.

 

 Разместить части

 

I часть: чтение детьми вслух.

 

Анализ отрывка

- Как появился на свет цветок?

- Где он жил?

- Какая главная цель была у цветка?

- Что делал цветок, чтобы не умереть? Прочить.

 

- Для чего автор так долго описывает тяжелую жизнь цветка?

 

 

- Как можно озаглавить эту часть?

 

 

- Выразите цветом свое настроение,
 которое овладело вами при чтении
 I части (Использование словаря
 настроений)

 

- Как вы вы думаете, что будет
 дальше?

 

II часть: чтение вслух

 

Анализ отрывка

- Как Даша оказалась на пустыре?

- Прочитать, какую сказку она
 вспомнила?

- Какие слова говорят о душевной
 красоте цветка и девочки?

- Как можно озаглавить эту часть?
 Работа в группах

 

Словарь настроений

- Настроение

- А что будет дальше?

 Предположите.

 

 III часть: чтение вслух

Анализ отрывка

- Какой эпитет подобрал автор,
 описывая землю?

- К описанию кого ещё он подходит?
 Почему?

- Почему новый цветок тянулся к
 девочке?

Как мы озаглавим эту часть?

(Работа в группах)

- Обозначьте свое настроение (Словарь настроений)

- Как оно изменилось?

- Чему вы радуетесь?

Повесить на доску 3 варианта
 

- Чей оказался самым удачным?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Вернуться к таблице) Слайд 5

 

 сказка

 быль

 

 

 

- Что больше это произведение
 сказка или быль?

- Что в нем из сказки?

- Что от были?

- Удивила ли вас эта сказка-быль?
 Чем?

- Можно ли её назвать историей о
 необычной дружбе?

- Что хотел сказать автор своим
 произведением?

Раб.
тетрадь

с.39 №4*

 

 

 

- Отметьте ту пословицу, которая
 соответствует главной мысли
 сказки-были.

- Случалось ли в вашей жизни такое,
 когда бы имела место эта
 пословица?

 

Задания в Рабочей тетради. №1-5

 

 

 

- Наш урок подходит к концу. Дайте оценку своего труда на уроке.

(Прочитать отдельные работы – оценки)

 

 

 

 

 

         СПАСИБО ВСЕМ!

Деятельность ученика

 

Подготовка рабочего места

 

 

Дети отвечают:

 (слайд 1)

 

Ветер

 

Земля
Рука
Сон
- Царь из сказки
 «Умная внучка»

- А.П. Платонов

 

 

Слайд 2

 

А. Платонов

 

 «Неизвестный цветок»

 

Сказка – быль

 

 

- Сказка-быль

Ответы детей записываются в таблицу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



- Может эта история случилась на самом деле, но есть в этом произведении что-то волшебное, необычное

 

….. (предположения детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Дети читают I часть


 

-…… с. 90

На пустыре.

- Жить и не умереть!

 

Выборочное чтение

 

- Чтобы мы посочувствовали ему, чтобы вызвать чувство сострадания.

Работа в группах

 

 

А.Платонов

1. Неизвестный цветок

2. ……

3. ……

 

(……) ответы детей

 

 

Дети читают II часть

 

 

 

Чтение по ролям эпизодов встречи девочки с цветком.

 

 


2. ……….

 

 

 (………..)

 

 

 

 

 

Добрая

 

К описанию детей

 

- Он почувствовал в девочке
 родственную душу

 

 

3. ……..

 

 

 

           
     
 

 

 

       


Смена настроения
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

Главная мысль:

Только трудом можно достичь признания и совершенства

 

 

 

 

 

 

 

«Нужно много трудиться, чтобы успеха добиться»

 

 

 

 

 

 

 

 

 Слайд 6

 

 

Оцени свой
 труд

 Листок
 прилагаю

 


Полный текст материала Урок по произведению А.П. Платонова "Неизвестный цветок"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ларина Светлана Анатольевна  Екатерина_Пашкова
Учитель начальных классов, ГБОУ города Москвы "Гимназия № 1591"
12.08.2015 0 1650 231
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0