Статья "Приёмы развития связной речи у младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности "Секреты слова"


 

 

 

 

 

 

 

 

Приёмы развития связной речи у младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

«Секреты слова»

 

 

 

Учитель начальных кл ассов Чепурко М.В.

МБОУ «С(К)ОШ «Злагода»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русский язык в умелых руках и в опытных устах—

 красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен

А. И. Куприн

Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью.

В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей и поэтому я взяла кружок дополнительного образования «Секреты слова»

 Цель программы: развитие речи обучающихся, воспитание у них интереса к языку, развитие у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.

   Цель занятий: 

  • способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;

  • совершенствовать навыки лингвистического анализа;

  • повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку;

  • решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи курса:

  • обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Занятия построены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)

  4. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

  

 Изучение курса «Секреты слова» формирует следующие УУД:             

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:                                                            

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;                

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;  

  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;                                                                                      

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;         

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;                                                                                        

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • владеть монологической и диалогической формами речи                       Познавательные:

Учащиеся научатся:

  1. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;                          

  2. моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);        использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение);                                

  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • пользоваться словарями,справочниками;

  •  строить рассуждения.                                                  

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);  

  • осознание роли речи в общении людей;  

  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; 

  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;

  • стремление к совершенствованию речи .  

  • Регулятивные:

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;  

  • вносить необходимые дополнения, исправлять свою работу;                                                       

  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;      

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 

В системе работы над развитием связной речи я использовала разные группы приемов и типов речевых упражнений, включающих словарную работу, работу над словосочетанием и предложением, логическую работу и упражнений, носящих тренировочный характер. Используются разнообразные виды изложений (изложение по вопросам, устные сочинения по наблюдениям, по рисунку или серии рисунков и др.)

Активизация словаря ребёнка обычно проводится путем употребления «Слова» в самостоятельно составленном предложении. Прежде чем составлять предложения с этими словами, необходимо вначале определить его значение, а потом подобрать слова, с которыми они могут сочетаться.

Одним из приемов работы является объяснение значения слова через иллюстрацию употребления его в тексте упражнения.

 

Работа над словом, словосочетанием и предложением.

Работу над словом, словосочетанием и предложением провожу следующим образом:

Во – первых: прежде чем составлять предложения из слов, необходимо вначале определить их значение, а потом подобрать слова, с которыми они могут сочетаться.

Упражнения, которые я проводила: «Подбери слова –антонимы», «слова – синонимы», отгадывали загадки;

Составляем словосочетания: слова предметы + слова признаки, слова предметы + слова действия; выделяем словосочетание в предложении и устанавливаем связи между словами при помощи вопросов.

Упражнение «Вставь слово»

Прочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.

Учимся строить разнообразные типы предложений. При работе над предложением использую следующие приемы:

-составление предложений на заданную тему с использованием заданных слов (по теме сочинения, рассказа);

-составление предложений заданного типа по схемам-моделям;

- свободное составление предложений, фраз; интонирование предложений, работа над паузами, логическими ударениями;

- редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении.

Упражнение «Редактирование текста»

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

Упражнение «Составь рассказ»

Расположите предложения так, чтобы вышел связный рассказ

 

Работа над связной речью.

Работая над связной речью, я провожу так:

- требую развернутые ответы на вопросы;

- составление устных рассказов учащимися по заданной теме, по картине, по наблюдениям;

- рассказывание художественных текстов, заученных на память;

- импровизация сказок; (Колобок, Теремок)

- диалоги;

- словесное рисование картин;

- письменные сочинения по вопросам; по картине.

 

К окончанию курса «Секреты слова» обучающиеся должны знать:

-многозначные слова, омоним, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения,

олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

- типы текстов.

должен уметь:

- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по образцу;

-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;

-быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

- распознавать типы текстов;

 

Результатом  работы по программе данного курса можно считать формирование у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать  в интеллектуальных викторинах и конкурсах.

 


 


 


Полный текст материала Статья "Приёмы развития связной речи у младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности "Секреты слова" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чепурко Марина Валентиновна  marisha9137
14.10.2018 0 448 19

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0