Технологическая карта урока литературного чтения "И.А. Крылов "Лебедь, Рак и Щука"; 2 класс


Технологическая карта урока литературного чтения по ФГОС НОО 25.10

  • Класс:

  • Тема урока: И.А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»

  • Цели урока для учителя: создать условия для знакомства обучающихся с басней И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

  • Цель урока для обучающихся: знакомство с басней И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

  • Задачи урока для учащихся: расширять читательский кругозор детей; научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении; развивать навыки выборочного и выразительного чтения; воспитывать интерес к личности баснописца и жанру басни; формировать УУД (излагать и аргументировать свою точку зрения; планировать деятельность, воспитывать умение сотрудничать с товарищами; формировать навыки самоконтроля и самооценки)

  • Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.

Основные этапы и время организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Учебная ситуация, учебная задача, которая приведёт к достижению запланированных результатов

Ценностная нагрузка этапа урока

На формирование или развитие каких УУД направлено учебное действие

Оценочное задание и лист самооценки знаний и способов деятельности по данной теме

Результат (продукт) каждого этапа учебной деятельности учащихся

Создание учебно- познавательных мотивов

Смотивировать обучающихся к учебной деятельности. Актуализировать личностный опыт обучающихся, вывести на затруднение.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Он пойдет ребятам в прок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку пять!

 

Актуализация знаний

-Назовите героев “Сказки о рыбаке и рыбке”. (Золотая рыбка, старик, старуха)

-Название самой большой из рыболовных сетей, которой старик ловил рыбу. (Невод)

-Слова-ответы на вопросы записаны на доске.

ЗОЛОТАЯ РЫБКА

СТАРИК

СТАРУХА

НЕВОД

- Сейчас мы составим слово из букв этих слов, которое имеет непосредственное отношение к уроку.

  • Третья буква в слове “рыбка” Б

  • Третья буква в слове “старик” А

  • Первая буква в слове “старуха” С

  • Первая буква в слове “невод” Н

  • Седьмая буква в слове “золотая” Я

Значимость знаний; целеустремленность

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний

- моделирование.

Регулятивные:

- коррекция;

- саморегуляция

Прогностическое оценивание.

Учащиеся настроены добывать новые знания. Актуализируют полученные знания, работая индивидуально

Действие целеполагания

Зафиксировать цель и тему урока.

 

- Какое получилось слово?

- Ребята, сформулируйте тему нашего урока? (Познакомиться с новым жанром литературы и познакомиться с новым произведением.)

- Посмотрите на выставку книг, которую мы оформили к сегодняшнему уроку. Кто автор всех этих произведений.

-Сегодня мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова. Давайте прочитаем эпиграф к уроку. “Люблю, где случай есть, пороки пощипать…” И.А.Крылов.

Целеустремленность, творчество и содержание.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

В результате подводящего диалога ученики определяют тему урока, ставят цель на урок.

Обучающиеся определили тему и цель урока

Планирование и организация деятельности

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого составляется план выхода из затруднения.

- Посмотрите на портрет писателя, каким он вам представляется по характеру. (Добрый, умный и т.д.)

 

- В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, смотрит в даль, а вокруг него- лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные.

- Да это И.А. Крылов и его герои басен. Дедушка Крылов, как его часто называли. В литературе можно много назвать писателей, которые писали рассказы, повести, сказки и т.д. Но баснописцев известно очень мало. Иван Андреевич Крылов родился в семье армейского офицера. Семья была очень бедной, поэтому на достойное образование у родителей Крылова денег не хватало, но, несмотря на это, мальчик с детства любил читать, и как он сам позднее вспоминал главным его багажом и учителем был отцовский чемоданчик книг. Стремление к образованию было на столько сильным, что он сам овладел иностранными языками, математикой и стал высокообразованным человеком. За свою жизнь он написал более двухсот басен, обогатил русский язык, русскую речь, крылатыми, остроумными, образными выражениям, сравнениями. «Кукушка хвалит петуха…», «А Васька слушает да ест…», - говорим мы в подходящий момент, порой даже не думая, что слова эти впервые произнесли герои басен И. Крылова. Многие поколения детей зовут писателя «Дедушка Крылов. Он был автором комедий, журналистом и стихотворцем. Но широкую известность он получил как автор прекрасных басен.

 

1. Беседа о понятии учащимися литературного жанра «басня» по вопросам учителя.

- Кто знает, что такое басня?

Басня – небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить.

- На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди?

- Еще в басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки. Мы должны сегодня найти в басне мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басней И. А. Крылов.

 

Трудолюбие, внимательность по отношению к другим.

Познавательные: осознанное построение высказывания; структурирование.

Коммуникативные: аргументация собственного мнения.

В результате диалога выстраивается план действий на уроке.

Составляется план деятельности на уроке.

Осуществление деятельности по достижению поставленной цели

Обеспечить осмысление способов деятельности, с помощью которых будут получены новые знания. Зафиксировать новое учебное содержание при нахождении доли числа. Тренировать способности к самоконтролю и к самооценке.

3. Прогнозирование содержания басни.

- Что общего у этих героев басни? (Живут в воде.)

- Что делают герои басни? (Пытаются сдвинуть телегу с места.)

- Получится у них сдвинуть воз или нет?

- Предположите, что расскажет об этом И. А. Крылов в своей басне.

 

4. Чтение басни учителем

- Понравилась вам басня?

- Подтвердились наши предположения, о чем будет рассказываться в басне?

- Что заставило вас улыбнуться?

- Каким был ваш смех?

- Что узнали из басни?

Какое событие описывает Крылов?

- Есть ли незнакомые слова?

 

6. Словарная работа.

на лад- успешно

поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж

воз – колесная повозка или сани с кладью

впряглись - принялись за длительную, трудную работу

ныне – теперь, в настоящее время

 

- Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев? (Все живут в воде, должны быть друзьями.)

 

1. Чтение басни про себя с заданием:

- Найти слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.

-Коллективная фронтальная проверка

«Лебедь рвется в облака» - он стремительный, упрямый, быстрый.

«Рак пятится назад» - неповоротливый, нерасторопный, идет назад.

«Щука тянет в воду» - упрямая, только свое дело знает.

 

2. Работа над содержанием басни.

- Обратите внимание на действия, которые очень точно передают характер каждого героя?

- Какими словами описано усердие персонажей? (Из кожи лезут вон.)

- Есть ли в тексте слово, которое подсказывает, что воз можно было бы свезти? (Товарищи, поклажа легка.)

- Почему же «воз и ныне там»?

- Как надо читать эту басню? С каким настроением?

 

3. Выразительное чтение басни.

- Какое чувство вызывают у вас герои?

 

- Найдите в тексте слова, которые являются моралью (нравоучением). Объясните их смысл.

 

Трудолюбие, ценность знания, стремление к истине.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь определять главную мысль текста.

Рефлексивное оценивание.

Решение практической задачи (работа в группе и представление своих результатов).

Работа в группах: результат – составленная характеристика старинных мер длины.

Выполнение задания в рабочей тетради, проверка в группе

Рефлексивно оценочные действия

Организовать осмысление способов достижения цели. Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

оценить свою работу на уроке.

-С каким писателем сегодня познакомились?

-С каким жанром литературы познакомились? Что такое басня?

-Как называется нравоучение в басни?

 

- Что такое мораль басни?

- С какой целью пишут басни?

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли мы этой цели?

-Так какие же пороки любил “пощипать” И.А.Крылов? (глупость, лень и т.д.)

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (рефлексия своих действий, дети показывают изображение “веселого” или “грустного” человечка)

Нравственный выбор, внимательность по отношению к другим, ценность знаний

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

Личностные:

самооценка.

Ретроспективное оценивание.

Самостоятельная работа с последующей проверкой по образцу.

Оценка правильности выполнения работы.

Оценка работы группы и собственной деятельности каждого ученика на уроке, анализ полученных знаний


 


Полный текст материала Технологическая карта урока литературного чтения "И.А. Крылов "Лебедь, Рак и Щука"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бакунина Александра Сергеевна  bakunina35
28.10.2018 0 449 65

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0