Статья "Речевая зарядка на уроках чтения"


Речевая зарядка на уроках чтения.

Чтение – сложный психофизиологический  процесс, где участвуют    различные анализаторы:  зрительный, речевой, речеслуховой; в основе его лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей  сигнальной системы.  

           Чтение более сложно, чем устная речь, процесс начинается  со зрительного восприятия, различия  и узнавания  букв, затем соотнесения букв с соответствующим звуком,  и осуществляется  воспроизведением звукопроизношения образа слова  его прочитывания  и вследствие  соотнесения звуковой формы  слова  с его значением осуществляется  понимание читаемого.

             В процессе чтения две стороны:  техническая (соотнесение зрительного образа написанного слова  с его произношением)  и  смысловая,  которая является основной  целью чтения. 

Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава. Правильность чтения у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) формируется медленно. 
Чтение учащихся характеризуется: 
1. Большим количеством ошибок(замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов). 
2. Их стойкостью. 

В свою очередь нарушение правильности чтения затрудняет выработку беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста. Наиболее результативным периодом для воспитания правильного чтения являются 1-4 классы, когда учащиеся от побуквенного восприятия слов переходят к слоговому, а затем к чтению целыми словами. 

Одним из эффективных приёмов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка. 
Речевая зарядка-это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста. Термин подобран исходя из того ,что чтение является одним из видов речевой деятельности, а слово зарядка, семантически определяется как подготовка к действию. 

Задачи речевой зарядки: 
Установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов.

  1. Дифференциация сходных единиц чтения.

  2. Накопление в памяти слогов и слов, схватываемых сразу, без побуквенного чтения.

  3. Слияние в единый процесс восприятия и осмысления слов.

4.Совершенствование произносительных навыков учащихся, так как прочтение слогов и слов предполагает четкость их артикулирования.

С первого класса урок чтения начинаю с речевой зарядки, которая состоит из обучения учащихся правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произнесению звуков, слогов, слов, выражений. Начинать нужно с дыхательных упражнений, ибо правильное дыхание – основа речи.

Речевая зарядка состоит из нескольких этапов упражнений.

1 группа – “Мы дышим!” (дыхательные упражнения)

2 группа – “Разомнём язычок!” (артикуляционные упражнения)

3 группа – “Произнеси верно!” (произнесение сочетаний звуков)

4 группа – “Учимся скороговорить!” (проговаривание скороговорок)

Речевую зарядку провожу в начале урока, и занимает она 5-7 минут.

На первом этапе при выполнении дыхательных упражнений необходимо решить следующие задачи: научить учащихся выполнять элементы правильного дыхания.

Например. Вдох носом, выдох через нос.

Вдох носом, задержка дыхания, выдох через нос.

Вдох носом, выдох через нос по порциям.

На втором этапе речевой зарядки – при выполнении артикуляционных упражнений – важно показать, как правильно “разогреть” мышцы языка, губ, щёк, чтобы обеспечить им наибольшую подвижность при чтении.

Упражнение “Чищу зубы”. Приоткрыть рот и кончиком языка “почистить” верхние зубы с внешней и внутренней стороны, двигая язык слева направо и наоборот.

На третьем этапе - “Произнеси верно!” - необходимо добиться отчётливого произнесения слогов, слов. Это закладывает базу для произнесения скороговорок, трудных слов, встречающихся в тексте, и служит дополнительным способом повышения мотивации для работы по совершенствованию техники речи. Учащиеся могут произносить звуки, сочетания звуков, характерные голосам животных, птиц, явлениям природы и др. Необходимо использовать и такие упражнения, где бы у учеников была не только слуховая, но и зрительная опора при произнесении слогов, слов. Колот Г.Ф.


Полный текст материала Статья "Речевая зарядка на уроках чтения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Колот Галина Фёдоровна  innakuznietsova73
06.12.2018 0 901 53

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0