Конспект урока литературного чтения "Загадки, пословицы и поговорки"; 2 класс


2 класс

Тема: Загадки, пословицы и поговорки

Тип: урок открытия новых знаний, предназначен для 2 класса, программа "Школа России».

Цели урока: ознакомить детей с русскими народными загадками, пословицами, поговорками; отрабатывать навыки чтения, развивать речь учащихся; развивать логическое мышление, умение группировать слова и явления.

Задачи:
-познакомить с русскими народными пословицами и поговорками;
- развивать умение анализировать народные пословицы и поговоркам, обогащать словарный запас;

-воспитывать умение высказывать своё мнение.

Планируемые результаты:

Предметные: относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству; осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами, дают полные ответы на вопросы учителя, по содержанию прочитанного; запоминают пословицы и поговорки.

Личностные: оценивают поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: учатся составлять план урока и работать по нему, высказывать свои мнения при работе с пословицами и поговорками
Познавательные: осознанно и произвольно высказываются; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; классифицируют пословицы и поговорки по определённым критериям.

Коммуникативные: выразительно читают и пересказывают пословицы и поговорки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок-

Начинается урок!

В путешествие пойдём,

В необычную страну попадём.

Слушай, думай, наблюдай,

Страну нашу отгадай!

2. Проверка домашнего задания

- На прошлых уроках мы говорили об устном народном творчестве.

- Как вы объясните название – УНТ?

- Какие жанры УНТ вам знакомы?

- Объясните слова «потешка», «прибаутка».

Чтение потешек и прибауток на с. 20-21.

 Речевая разминка

Летит птица —

Не крылата, не перната,

Носик долгий,

Голос тонкий.

Кто ее убьет,

Тот человеческую кровь прольет.

Прочитайте текст хором медленно. (Дети читают.)

Какие слова непонятны?

Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: сердито, весело, скороговоркой).

Прочитайте по памяти. (Текст закрыть.)

Определите жанр текста. (Это загадка.)

Кто знает отгадку? (Это комар.)

Как вы догадались?

3. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Вы отгадали загадку. Как вы объясните, что такое загадка? (Ответы детей.)

Загадка — это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Сегодня мы будем работать с загадками, пословицами, поговорками, различать их, распределять по группам.

- К какому разделу литературного чтения мы отнесём загадки, пословицы и поговорки?

Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно потешает, поет, развлекает, веселит, учит.

- Может быть, вы мне поможете, подскажете, какие жанры произведений относятся к устному народному творчеству?

- Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.

- Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?

- Все эти произведения называются фольклором.

- Что такое “фольклор”? (Спросить у детей) Обратимся к словарю (Устное народное творчество, в переводе с английского обозначает “народная мудрость”, “народное знание”).

- Как вы понимаете эти три ключевых слова:

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.

Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.

Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать. 

4. Изучение нового материала.

Чтение загадок на с. 24-25.

(Дети читают по очереди, остальные - отгадывают).

Как вы думаете, могут ли быть к загадке «Без окон, без дверей полна горница людей» разные отгадки. Например, арбуз, огурец, тыква, подсолнух, кабачок, баклажан?

Работа по учебнику с. 24-25.

Разбейте загадки по темам:

животные;

сад и огород;

книга, письмо.

- Сейчас вы будете загадывать загадки, читая их на карточ­ках. Ответы я запишу в кроссворды, тогда в выделенных
столбиках по вертикали мы прочитаем названия новых для нас жанров фольклора, и поговорим о них на сегодняшнем уроке. Детям раздаются карточки с загадками. По ходу отгадывания они объясняют свои догадки. На доске - два кроссворда:

 

Загадки к кроссворду:

1. Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня.

2. Днем спит, ночью летает, мышек хватает.

3. Рассыпался горох на 77 дорог, он тает, никто его не под­бирает.

4.Без него плачется, а как появится, от него прячемся.

5. Среди двора стоит копна, спереди вилы, а сзади метла.

6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

7. Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.

8. Всякому мальчику по чуланчику.

9. Лежит.- молчит, пойдешь - заворчит, кто к хозяину идет, она знать дает.

 10.Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.

11.Кто зимой на окнах узоры рисует?

12.Скатерть бела всю землю одела.

13.Растет она вниз головой. Не летом растет, а зимой, но солнце ее припечет, заплачет она и умрет.

14.Я маковой росинкой упала на тропинку, остановила вас-закончила рассказ.

15.Человечки черные, умные ученые. Друг за другом встали в ряд, молча с нами говорят.

16.Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита.

17.Избушка нова - жильца нет, жилец появится - изба раз­валится.

18.Конь стальной овса не просит, а пашет и косит.

Ответы: 1.Крапива. 2. Сова. 3. Град. 4. Дождь. 5. Корова. 6. Морковь. 7. Арбуз. 8. Перчатки. 9. Собака. 10. Петух. 11. Мо­роз. 12. Снег. 13. Сосулька. 14. Ягода. 15. Буквы. 16. Книга. 17. Яйцо. 18. Трактор.

Ключевые слова: Поговорка. Пословица.

5. Физкультминутка.

6. Продолжение изучения нового материала.

Пословицы и поговорки – это еще одна большая часть УНТ.

Пословица – это жанр фольклора, краткое изречение, заключающее    в себе поучение.

Пословица   советует, наставляет, предупреждает. Люди часто используют их   в речи. От этого речь становится яркой, образной.

Чтение введения в тему на с. 26.

- Как вы думаете, почему здесь написано, что «поговорка – цветок, пословица - ягодка»? Что значит слово «цветок»?

- Как вы думаете, почему здесь написано, что «поговорка – цветок, пословица - ягодка»? Что значит слово «цветок»? (Ответы детей.)

Учитель. Сейчас я прочитаю стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы и поговорки. Подсчитайте, сколько их там встретится.

Ну, кто из вас не согласится,

Что без труда   мечта мертва;

Что дело мастера боится;

Что жизнь дана нам для добра;

Что друг не тот, кто медом мажет,

А тот, кто правду прямо скажет;

Что долог день до вечера,

Коли делать нечего;

Что сам себя лишь тот погубит,

Кто других совсем не любит?

Где растяпа да тетеря,

Там не прибыль, а потеря

И, конечно, без   труда

Не вытащить и рыбку из пруда.

Помни! Тот, кто хочет много знать,

Тот не должен долго спать.

Согласитесь: лень и плут до добра не доведут.

Сколько пословиц вы насчитали? 

Назовите те, которые вы запомнили. Каков их смысл?

Поговорка – это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым, обиходным. Например, стучать зубами – замерзать, заморить червячка – перекусить, за двумя зайцами погнался – делаешь два дела сразу.

7. Закрепление изученного материала.

Прочитайте пословицы и поговорки на с. 26—27. (Дети читают и объясняют, в каких ситуациях их можно употребить.)

Какие пословицы вы знаете? (ответы детей)

- Какие поговорки вы знаете? (Работать спустя рукава, толочь воду в ступе, лежать на печи и т. п.)

Игра «Назови пословицу по предметам»

- Друзья мои! Я вижу, что пословицы и поговорки вы знаете. А можете ли вы назвать пословицу по предмету? Будьте внимательны! 

ЛОЖКА (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой) 

КНИГА (С книгой жить – век не тужить.) 

ИГОЛКА (Куда иголка, туда и нитка) 

ШИЛО (Шила в мешке не утаишь) 

ЯБЛОКО (Яблоко от яблони недалеко падает) 

КАМЕНЬ (Под лежачий камень вода не течёт) 

ПЕРО (Что написано пером – не вырубишь топором) 

Работа в парах «Собери пословицу». Работа над пословицей «Одна голова хорошо, а две лучше».

Труд человека кормит а товарища выручай.

Не спеши языком лень портит.

Сам пропадай от того и наберёшься.

Глаза боятся торопись делом.

С кем поведёшься а руки делают.

8. Объяснение домашнего задания.

Задание 4 с. 27.

9. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на уроке?

- Что такое пословица?

- Что такое поговорка?

- Хочется завершить наш урок такой поговоркой: «Сделал дело – гуляй смело!».

 

 

 

 

 


Полный текст материала Конспект урока литературного чтения "Загадки, пословицы и поговорки"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ракова Ольга Ивановна  Olejik
14.01.2019 0 877 29

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0