Конспект урока по литературному чтению по теме "« Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка» 3-й класс


Урок по литературному чтению (система Л.В. Занкова) на тему:

« Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка» 3-й класс


Капитонова Лариса Николаевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ «Гимназия № 75»


«Детская книга – это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян»

Д.Н.Мамин - Сибиряк


Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»


Цели: отрабатывать навык правильного выразительного чтения, формировать умение анализировать поступки героев с целью выявления мотивов поступков; воспитывать любовь к природе, к животным. Развитие у детей навыков исследовательского поиска. Формирование умений делать осознанный выбор.


Предмет исследования: водоплавающие птицы


Методы исследования: «Подумать», «Спросить у другого человека», «Понаблюдать (фото, рисунок)», «Получить информацию из книг, журналов, газет».




Оборудование: портрет Д.Мамина – Сибиряка, выставка рисунков учащихся, книга Д.Мамина – Сибиряка «Алёнушкины сказки».


Выставка рисунков учащихся на тему «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!»


Бывают мгновения, когда человек в самом, казалось бы, привычном и часто встречающемся, вдруг обнаруживает чудесное, необыкновенное, как бы открывает для себя заново что – то , как будто видит впервые. Именно это и происходит «на наших глазах».

Вы- маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений , из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять её, украсить и подарить молодому поколению.


Подготовка к восприятию:


  • Наступление зимы – время перемен не только в жизни людей, но и в жизни растений, животных и птиц. Все растения впадают в глубокий сон. Приникли к земле пожухлые травы. Перелётные пернатые подались на зимовку, туда, где больше солнца и длиннее день. Сначала улетели кукушки. За ними улетели стрижи, ласточки, мухоловки, горихвостки, трясогузки и журавли. Последними из птиц улетают утки и чайки. Когда воды затянутся льдом, им нечем будет кормиться.




  • Что же гонит птиц с «милой стороны»?

( Зимняя бескормица)


  • О том, какие изменения происходят в природе с наступлением зимы, мы узнаём не только из рассказов и стихов, но …

- Догадайтесь, о каком жанре литературы идёт речь в этих строках?


Добро и зло в стране чудес –

Как и везде – встречаются,

Но только здесь они живут на разных

берегах.

Здесь по дорогам разные истории

скитаются

И бегают фантазии на тоненьких

ногах.


( но и из сказок)


Например , из сказок Дмитрия Наркисовича Мамина – Сибиряка.

(учитель показывает портрет)

Мамин – Сибиряк написал много произведений для детей. Одна из его книг называется «Алёнушкины сказки», из которой мы прочитаем сказку «Серая шейка».



Чтение и анализ текста

  1. Чтение учащимися текста вслух по цепочке.

  2. Беседа.


  • Как ведёт себя Утка, когда сталкивается с трудностями и опасностью?

( Она спасла жизнь своей дочери. Утка всё время думает о судьбе Серой Шейки, которая не сможет лететь вместе со стаей на юг, она плачет и печалится, она даже решает остаться с ней зимовать.)

  • А Селезень? ( Он предпочитает не тревожить себя грустными мыслями. Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса её съела, всё равно ей суждено погибнуть зимой.)

  • Вы согласитесь, что Утка и Селезень представляют две разные жизненные позиции? ( Утка – самоотверженная и заботливая, умеющая любить и сочувствовать. Селезень – эгоистичный и равнодушный, не способный ни на какую жертву ради близких.)

  • Какая из позиций ближе каждому из вас?

  • Как объяснить слова автора: «Оказывалось как – то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умён и всегда лучше всех»? ( В этой фразе есть и ирония , и горькая жизненная правда – если не помогать другим, не болеть душой за других, философствовать о том, что полезно, а что вредно, стараться не тревожить себя понапрасну, - есть возможность выглядеть умным и рассудительным обывателем)

  • Можно ли утверждать, что автор – хороший психолог, то есть человек, который умеет анализировать переживания других людей ? ( НЕ важно, что в сказке речь идёт не о людях, переживания персонажей вполне человеческие!)

  • Кого вам больше жалко – старую Утку или Серую Шейку?

  • Можно ли сказать, что автор – тонкий наблюдатель жизни природы? ( Отметить детали пейзажных описаний и подробности поведения птиц перед отлётом.)


Вопрос на засыпку (исследование)


Почему утки не тонут?

Не зря говорят: «Как с гуся вода». У всех водоплавающих птиц, в том числе уток, на спине возле хвостика есть железа, вырабатывающая жир. А он, как известно, отталкивает воду. Ведь даже иголка, если её намазать жиром, будет лежать на поверхности воды. Утка нажимает клювом на железу, выдавливает жир и натирается им. Такая смазка делает оперение непромокаемым и сохраняет в нём воздушную прослойку, что тоже помогает держаться на плаву.


Словарно – лексическая работа.


Озабоченный вид – поглощённый заботами, выражающий беспокойство, заботу.

Верста – русская мера длины равная 1,06 км

Поросль – молодой лес, а также побеги растений от корней , пней или семян.

Рок – неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже боги.

Роковой день – неизбежный, в данном случае, драматический.

Улетавший косяк – стая птиц.

Сажень – старая мера длины, равная 2м 13см


Мораль: Не теряй веры

Будь сильным и мужественным

Не плыви по течению

Имей активную жизненную позицию.

Без борьбы не сдавайся

Не теряй воли к жизни.


Судьба бывает горькой и жестокой,

Но воли к жизни не теряй!

Не унывай, не падай духом,

И вкрадчивым речам врагов не доверяй.

Плыть по течению- удел безвольных.

Борись! Хоть в целом мире ты один.

Лишь сердцем храбрых, духом сильных

Не уничтожит страх, не сломит жизнь!


  • Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идёт на бой!

В. Гёте.

  • Нет, лучше с бурей силы мерить,

Последний миг борьбе отдать,

Чем выбраться на тихий берег

И раны горестно считать.

А. Мицкевич

  • . . . борьба есть условие жизни:

жизнь умирает, когда оканчивается борьба.

В. Г. Белинский


  • . . . люди умные и энергичные борются

до конца, а люди пустые и не куда не годные подчиняются без малейшей борьбы всем мелким случайностям своего бессмысленного существования.

Д. И. Писарев


  • Будь разумен, укрепляй свой дух в борьбе.

Лишь бездарный покоряется судьбе.

Абай Кунанбаев


  • Истинное мужество обнаруживается во время бедствия.

Вольтер



  • Пусть покинет меня всё, только бы не покинуло мужество.

М. Фихте

  • Уменье жить придёт само собою:

Лишь верь в себя, так жизнь возьмёшь ты с бою!

В. Гете

  • Не тот мужествен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху.

К. Ушинский

  • Что бы не случилось, не теряй бодрости.

Л. Н. Толстой


Домашнее задание

Подумать, какие смысловые части выделяются в этих главах 1,2.


Работа по рядам:


1.Собери картинку.

2.Что вы знаете об этой птице?


1. Разгадайте кроссворд.

2.Вспомните пословицы в которых говорится о ключевом слове кроссворда.



1. Выполните опыт.

Смазать иголку жиром и поместить в стакан с водой.

2. Обоснуйте свой ответ, как он связан с водоплавающими птицами.

Дополнительный материал

Пословицы:


У страха глаза велики.

На всякую беду страху не напасёшься.

Бой отвагу любит.

Кто назад бежит, тот честью не дорожит.



  • Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идёт на бой!

В. Гёте.


  • Нет, лучше с бурей силы мерить,

Последний миг борьбе отдать,

Чем выбраться на тихий берег

И раны горестно считать.

А. Мицкевич

  • . . . борьба есть условие жизни:

жизнь умирает, когда оканчивается борьба.

В. Г. Белинский

  • Будь разумен, укрепляй свой дух в борьбе.

Лишь бездарный покоряется судьбе.

Абай Кунанбаев



  • . . . люди умные и энергичные борются

до конца, а люди пустые и не куда не годные подчиняются без малейшей борьбы всем мелким случайностям своего бессмысленного существования.

Д. И. Писарев



  • Истинное мужество обнаруживается во время бедствия.

Вольтер



  • Пусть покинет меня всё, только бы не покинуло мужество.

М. Фихте


  • Уменье жить придёт само собою:

Лишь верь в себя, так жизнь возьмёшь ты с бою!

В. Гёте

  • Что бы не случилось, не теряй бодрости.

Л. Н. Толстой

  • Не тот мужествен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху.

К. Ушинский

  • Мужество в несчастье – половина беды.

Плавт


  • Статую красит вид, а человека – деяние его.

Пифагор





1 З

И

М

А









2 У

Т

К

А





3 С

А

Ж

Е

Н

Ь




4 С

Е

Л

Е

З

Е

Н

Ь




5 К

О

С

Я

К



6 В


Е

Р

С

Т

А









7 В

О

Ж

А

К

8 К


Р

Ы

Л

О






  1. Суровое время года которое нужно было пережить Серой Шейке?

  2. Водоплавающая птица ?

  3. Старая мера длины, равная 2м 13см ?

  4. Самец утки ?

  5. Стая птиц ?

  6. Русская мера длины равная 1,06 км ?

  7. Тот кто ведёт за собой других ?

  8. Что было повреждено у Серой Шейки?


Выделенный ряд

Храбрость, присутствие духа в опасности ?














Полный текст материала Конспект урока по литературному чтению по теме "« Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка» 3-й класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Капитонова Лариса Николаевна  Boss1363
27.09.2010 2 29119 1794

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 2
avatar
2 творчество • 18:32, 09.11.2010
Просмотрев ваш конспект, я решила им воспользоваться и оказалось очень удачно!!!
avatar
1 1973nat • 20:46, 28.09.2010
Спасибо большое за возможность познакомиться с Вашим конспектом урока. Материалом из конспекта можно пользоваться, прподавая по любой программе. Обязательно возьму для своей работы: вопросы на засыпку, словарно-лексическую работу.