Конспект + презентация к уроку математики "Сравнение чисел" для 4 класса


Патрахина Надежда Анатольевна

МБОУ СОШ № 5 г. Новый Уренгой, ЯНАО

Учитель начальных классов

Урок математики 4 класс

Тема урока: Сравнение чисел


Оборудование: 1. Интерактивный комплекс I-88WS с проектором и системой управления

2. Компьютер.


Цели урока:

1. Научить правильно читать, записывать и сравнивать многозначные числа.

2. Развивать познавательный интерес и умение рассуждать, делать выводы.

3. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки


Ход урока


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ


Учитель: - Сегодня математика продолжает ставить перед вами трудные задачи, на которые вы постараетесь найти ответы, рассуждая и делая выводы. Вы знаете, что математику легче изучать через интересные задания и игры.

- Сегодня я вам предлагаю провести очередной тур игры «Что? Где? Когда?» между знатоками 4а и 4б классов. В этом туре вы отвечаете на вопросы знатоков 4а класса. Для проведения игры, которая состоит из четырех раундов, вам необходимо разделиться по группам-командам.


  1. УСТНЫЙ СЧЕТ


Учитель: - Сначала убедимся, что вы готовы к испытаниям. Для этого проведем разминку в форме тестирования.


Тестовые задания

( * - правильный ответ)


    1. Назовите вариант ответа, в котором цифра 5 стоит в разряде десятков:

а) 250 *

б) 501

в) 205

г) 951 *


    1. Определите правильную запись числа шесть тысяч девять:

а) 6909

б) 609

в) 6009 *

г) 6090


    1. Назовите правильную запись числа 975 в виде суммы разрядных слагаемых:


а) 9+7+5

б) 900+70+5 *

в) 970+5

г) 90+700+5


    1. Назовите те выражения, значения которых содержат тридцать десятков (предлагается работа в черновиках):


а) 312 – 4 (308*)

б) 305 + 6 (311)

в) 297 + 5 (302*)

г) 270 +43 (313)



Учитель: - Ребята, вы удачно провели разминку, начинаем игру.



Вывод:

- С какими числами вы работали? (ответы учащихся);

- Сегодня мы продолжим работу с натуральными числами.



  1. РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ

    1. Постановка проблемы.


Учитель: - Внимание на экран. Сегодня задания вам предлагают знатоки 4а класса.

«Найти закономерность, заполнить «окошки» в таблице и ответить на вопросы»


Работа в группах


1-ый раунд



372




905



109,706,581,863


1. В чем выражена закономерность?

2. Какое самое маленькое число? Самое большое число?

3. Какие действия вы знаете и умеете выполнять с натуральными числами?

4. Какую операцию можно провести с данными многозначными числами?

5. Как вы думаете, как будет звучать тема урока?


СРАВНЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ

Учитель: - Для чего нужно уметь сравнивать многозначные числа? (ответы учащихся)

- Цель нашего урока: Вывести правило сравнения чисел и научиться его применять.

(ЗАПИСЬ в тетради числа, темы урока)


  1. Составление 1 алгоритма сравнения чисел


Учитель: - У нас есть первые финалисты по итогам первого раунда. Это команда … Продолжаем игру. Посмотрите на доску и определите, какое задание вам предлагается выполнить


Фронтальная работа

2-ой раунд

(запись на доске)


42

347

75326

420

5489

6421

- Каким способом можно сравнивать числа?

- На какие знания вы опирались при сравнении чисел? (ответы учащихся)

Учитель: - Я предлагаю вам вывести алгоритм сравнения чисел.


Составление 1 алгоритма

- Чтобы сравнить два числа мы должны сделать первый шаг:

1 алгоритм

Определи место расположения числа в натуральном ряде числе и ответь на вопрос.

Когда его называют при счете?










Д А НЕТ ДА НЕТ






Меньше

Больше

Больше

Меньше





Учитель: - Ребята, следующие шаги, вы узнаете, сыграв в игру «Продолжи фразу…»


1) – Число 45 по сравнению с числом 90 будет располагаться раньше или позже? (ответы учащихся)

- Действительно раньше? (ответы учащихся - Да)

- Значит, оно по сравнению с числом 90 будет больше или меньше? (ответы учащихся)

2) – А по сравнению с числом 17 оно будет располагаться раньше или позже? (ответы учащихся)

- Значит, оно будет больше или меньше? (ответы учащихся)

3) – Число 100 по сравнению с числом 75 будет располагаться раньше или позже? (ответы учащихся)

- Точно позже? (ответы учащихся - да)

- Значит, оно будет больше или меньше? (ответы учащихся)

4) – А по сравнению с числом 170 оно будет позже? (ответы учащихся)

- Значит, оно будет больше или меньше? (ответы учащихся)


Вывод: Вы проговорили правило сравнения натуральных чисел с помощью алгоритма. В дальнейшем вы еще не раз будете составлять алгоритмы.


Учитель: - Прочтем это правило в учебнике на стр.28.

- Для закрепления правила вам предлагается сравнить числа


  1. Закрепление применения 1 алгоритма.






Индивидуальная работа


I вариант II вариант


  1. 350

841 725

74 740

654 326


Взаимопроверка в парах, сравнение с правильными ответами.


4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Закрыли глазки. Вдохнули глубоко. Задержали дыхание, выдохнули. (повторяется 3 раза). Подняли руки вверх, потянулись. Опустили руки на парты.

Зафиксировали взгляд на тренажере и повторили упражнения для глаз. (3 раза)


4) Составление 2 алгоритма сравнения чисел


Учитель: - По итогам 2-х раундов наибольшее количество баллов набирает команда … Начинаем 3-ий раунд.


3-ий раунд


Учитель: - В закодированных числах знатоки 4а класса поставили следующие знаки.

Правы ли они?


*** > ****

8***<3***


Восстановите запись и объясните, на какие знания вы опирались при сравнении чисел?


Вывод: - Многозначные числа можно сравнивать и поразрядно. Для этого сначала нужно определить одинаково ли число цифр в записи натуральных чисел.


  1. -Сравните количество цифр в записи 1-ой пары чисел.

Одинаково ли оно? (ответы учащихся - нет)

-Значит, больше то число, в записи которого больше цифр.

  1. -Сравните количество цифр во второй паре. Одинаковое? (ответы учащихся - да)

-Какое число будет больше? (ответы учащихся - то, у которого цифра в первом несовпадающем разряде будет больше)


2 алгоритм


Одинаково ли число цифр в записи натуральных чисел?



Н ет Да






Больше число, в записи которого больше цифр

Больше число, у которого больше цифра в первом несовпадающем разряде



- Вы получили еще один алгоритм сравнения натуральных чисел. Оба алгоритма однозначны. Прочтите правило в учебнике на стр.28.


- Как вы считаете, справились ли вы с заданием знатоков 4а класса?


  1. РАБОТА НАД ЗАДАЧЕЙ ПО УЧЕБНИКУ

Учитель: - Разгадав анаграмму, вы узнаете следующее задание.



ШЕРИ ЧАДУЗА

(реши задачу)


Учитель: - Повторим алгоритм решения задачи на пропорциональное деление

  1. Чтение условия задачи и усвоение ее содержания.

  2. Анализ задачи и составление краткой записи в виде таблицы, под руководством учителя.



Изготовили за час (производительность)


Время работы


Всего деталей (выработка)


Р.

?

на ? больше

70

Уч.

?

42


а) О каких величинах говорится в задаче?

(о времени работы рабочего и ученика, о количестве вытачиваемых деталей рабочим и учеником, об изготовлении за час)


б) Уточним, какие числовые значения соответствуют этим величинам.


  1. Поиск решения задачи.


- Можно ли сразу узнать, на сколько деталей за 1 час больше вытачивает рабочий, чем ученик? (Нет, так как мы не знаем, сколько за 1 час вытачивает рабочий и сколько за 1 час вытачивает ученик)


- Можно ли узнать, сколько изготавливает деталей рабочий за 1 час (Да, нужно его выработку разделить на время его работы)


- Ученик за 1 час? (Да, нужно его выработку разделить на время его работы)


- Зная производительность рабочего и ученика, можно ли ответить на вопрос задачи? (Да, для этого из большего числа вычтем меньшее)


4. План решения


  1. Узнаем, сколько за 1 час изготавливает деталей рабочий (действие - деление)

  2. Узнаем, сколько за 1 час изготавливает ученик (действие - деление)

  3. Узнаем, на сколько больше деталей изготавливает рабочий, чем ученик (действие - вычитание)


5.Решение задачи самостоятельно



6.Составление выражения к задаче.

7.Сравните с выражением в учебнике. В чем разница?


Вывод: Чему мы учились, решая задачу? (ответы учащихся)


  1. РАБОТА НАД ЗАДАНИЯМИ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ И СООБРАЗИТЕЛЬНОСТИ


Учитель: - Знатоки 4а класса вступают в последний раунд игры против вас. 4-ый раунд определит сильнейшую команду. Они предлагают продолжить высказывание.


4-ий раунд

(блиц-опрос)


1. Один ослик вез 10кг сахару, а другой ослик – 10кг поп-корма. У кого поклажа была тяжелее? (одинаковая)

2. В первом ряду ребята поставили 6 солдатиков на расстоянии 5см один от другого, а во втором ряду – восемь солдатиков на расстоянии 3см один от другого. Какой ряд длиннее? (первый)

3. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули, и наконец, вытянули репку. Сколько пар глаз увидели эту репку? (6 пар глаз)

4. Среди трех футбольных мячей красный мяч тяжелее коричневого, а коричневый тяжелее зеленого. Какой мяч тяжелее: зеленый или красный? (красный)

5. В ведро входит с литров воды, а в кастрюлю – в 7 раз меньше. Сколько литров входит в кастрюлю? На сколько объем ведра больше объема кастрюли? (с : 7, с – с : 7)


7. ИТОГ УРОКА

Учитель: - С какими способами сравнения натуральных чисел вы познакомились на уроке? Назовите алгоритмы сравнения чисел.

- Для успешного усвоения нового материала мы использовали игру «Что? Где? Когда?», подведем итоги игры.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Правило стр.27, №123 стр.27.

Творческое задание: придумать 2 пары закодированных чисел.
















Список литературы:


1. Моро М.И. Математика. 4кл.: в 2ч. / М.И. Моро. - М.: Просвещение, 2006.

2. Епишева, О.Б., Крупич, В.И. Учить школьников учиться математике/ О.Б.

Епишева, В.И. Крупич. - М.: Просвещение, 1990. - 128с.: ил.

3. Истомина, Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных

классах / Н.Б. Истомина. - М.: Просвещение, 2003. - 64с.: ил.

4. Рудницкая, В.Н. Контрольные работы в начальной школе по математике/

В.Н. Рудницкая. - М.: Дрофа, 2006. - 224с.: ил.

5. Средства обучения математике в начальных классах/ сост. М.И. Моро. - М.:

Просвещение,2001. - 144с.: ил.





Слайд 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 (МБОУ СОШ № 5) УРОК МАТЕМАТИКИ 4 КЛАСС Тема урока: Сравнение чисел Разработала: Учитель начальных классов Патрахина Надежда Анатольевна г. Новый Уренгой, ЯНАО 2011 г.
Слайд 2
1. Назовите вариант ответа, в котором цифра 5 стоит в разряде десятков: а) 250 б) 501 в) 205 г) 951 2. Определите правильную запись числа шесть тысяч девять: а) 6909 б) 609 в) 6009 г) 6090 3. Назовите правильную запись числа 975 в виде суммы разрядных слагаемых: а) 9+7+5 б) 900+70+5 в) 970+5 г) 90+700+5 4. Назовите те выражения, значения которых содержат тридцать десятков б) 305 + 6 а) 312 – 4 в) 297 + 5 г) 270 +43
Слайд 3
I тур Найдите закономерность и заполните пустые «окошки» 10972 100908, 200706, 62185, 9986 900005
Слайд 4
II тур Определите, какое задание вам предлагается выполнить 42 347 75326 420 5489 6421
Слайд 5
Сравнение чисел Определи место расположения числа в натуральном ряде чисел и ответь на вопрос. Когда его называют при счете? Да Меньше раньше? Нет Больше Да Больше позже? Нет Меньше
Слайд 6
III тур Восстановите запись и объясните, на какие знания вы опирались при сравнении чисел? *** > **** 8***
Слайд 7
Сравнение чисел Нет Одинаково ли число цифр в записи натуральных чисел? Больше число, в записи которого больше цифр Да Больше число, у которого больше цифра в первом несовпадающем разряде слева
Слайд 8
Анаграмма ШЕРИ ЧАДУЗА РЕШИ  ЗАДАЧУ
Слайд 9
Изготовили за час Время работы (производительность) Р. ? Уч. ? на ? больше Всего деталей (выработка) 7ч 70 6ч 42
Слайд 10
IV тур Блиц-опрос 1. Один ослик вез 10кг сахару, а другой ослик – 10кг поп-корма. У кого поклажа была тяжелее? 2. В первом ряду ребята поставили 6 солдатиков на расстоянии 5см один от другого, а во втором ряду – восемь солдатиков на расстоянии 3см один от другого. Какой ряд длиннее? 3. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули, и наконец вытянули репку. Сколько пар глаз увидели эту репку? 4. Среди трех футбольных мячей красный мяч тяжелее коричневого, а коричневый тяжелее зеленого. Какой мяч тяжелее: зеленый или красный? 5. В ведро входит с литров воды, а в кастрюлю – в 7 раз меньше. Сколько литров входит в кастрюлю? На сколько объем ведра больше объема кастрюли?
Слайд 11
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Правило стр.27, №123 стр.27. Творческое задание: придумать 2 пары закодированных чисел.
Слайд 12
Список литературы: 1.Моро М.И. Математика. 4кл.: в 2ч. / М.И. Моро. - М.: Просвещение, 2006. 2. Епишева, О.Б., Крупич, В.И. Учить школьников учиться математике/ О.Б. Епишева, В.И. Крупич. - М.: Просвещение, 1990. - 128с.: ил. 3. Истомина, Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах / Н.Б. Истомина. - М.: Просвещение, 2003. - 64с.: ил. 4. Рудницкая, В.Н. Контрольные работы в начальной школе по математике/ В.Н. Рудницкая. - М.: Дрофа, 2006. - 224с.: ил. 5. Средства обучения математике в начальных классах/ сост. М.И. Моро. - М.: Просвещение,2001. - 144с.: ил.

Полный текст материала Конспект + презентация к уроку математики "Сравнение чисел" для 4 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Патрахина Надежда Анатольевна  НадеждаПатрахина
15.11.2011 0 20734 4014

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК