Конспект урока по математике во 2 классе по теме "Пересечение геометрических фигур" (Школа 2000)


Яннова Ирина Григорьевна,

учитель начальных классов

МОУ лицея им. В.Г.Сизова

г.Мончегорска

Мурманской обл.

Сценарий урока математики во 2 классе по теме «Пересечение геометрических фигур» (Школа 2000) (Деятельностный метод обучения + рефлексия на каждом этапе)

Цели: подвести к понятию «множество точек», формировать у детей учебную деятельность, формировать способности к анализу, контролю, рефлексии

Оборудование:

У каждого ученика карточки


С другой стороны




Набор геометрических фигур из прозрачной цветной плёнки, чтобы пересечение фигур было хорошо видно (2квадрата, 2 непрямоугольных треугольника, 2 прямоугольника)


1. Мотивация к учебной деятельности.

- Пусть доброе, внимательное отношение друг к другу сопровождает нас на этом уроке.

- Я приглашаю вас ребята сегодня в фигурное царство.

- Препятствия с геометрическими фигурами ждут вас снова впереди в этом путешествии. Согласны?

- Мы постараемся узнать новое о давно известном, а может даже попытаемся познать себя.


- Посмотрите внимательно на эти фигуры и выберите те, которые вы считаете, больше всего подходят вам, нравятся вам. (на доске )


-Поднимите руки, кто выбрал квадрат? Сядьте за стол с символом квадрата. Кто выбрал прямоугольник? Сядьте за стол с символом прямоугольника и т.д., ребята рассаживаются по группам.

- Вот какое определение дают психологи людям вашего знака.

(Квадрат - неутомимый труженик!

Трудолюбив

Вынослив,

Доводит начатое дело до конца

Чрезвычайно внимательны к деталям и подробностям


Треугольник –

Ставят ясные цели и всегда достигают их

Способны глубоко и быстро анализировать ситуацию

Уверенные люди


Прямоугольник –

Проявляют живой интерес ко всему происходящему

Легко усваивают всё новое)


- Вижу, что с такими ребятами можно отправиться в очередное путешествие

- Откройте свои тетради и запишите дату путешествия


2. Актуализация изученных способов действий

-В путешествии нам обязательно пригодятся знания, которые вы имеете, умения, которыми вы владеете, навыки, которые вы приобрели, при работе над темой «Пересечение геометрических фигур»


- Посмотрите на эти фигуры.


-Что вы заметили? (Все фигуры состоят из прямых линий. Все фигуры расположены на плоскости.)

-Какие задания вы можете предложить выполнить, используя эти фигуры? (Назвать фигуры). – Назовите. - Какого цвета луч? отрезок? прямая? У какой фигуры есть имя?

-(Начертить эти фигуры)

- Замечательно. А теперь обратите внимание на запись темы нашего урока. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР

- Если я попрошу вас начертить пересекающиеся фигуры, справитесь с заданием?

- Как будете чертить? (план: выбрать фигуры, подумать, как их расположить, чтобы они пересекались, начертить, обозначить место пересечения)

- Какая задача стоит перед вами сейчас? (начертить пересекающиеся фигуры) (выполняют)

- Справились? - Все справились?

- Какие фигуры пересеклись у Оли…., у…., у…..?

- Молодцы, каждый из вас начертил несколько фигур, и все они разные, и расположили их по своему усмотрению.

- Но какая фигура получилась у вас у всех при пересечении? (точка)

Линии пересекаются в одной точке



3. «Открытие» нового знания

- Мы путешествуем по удивительному царству геометрических фигур, их много, они все разные.

Возьмите карточку

- Что интересное заметили в расположении этих фигур? (они пересекаются)

- Какая задача перед нами перед вами сейчас будет стоять?(обозначить место пересечения)

- Обозначьте. (дети отмечают почти всегда две точки)

 - Поставьте красную точку так, чтобы она попала только в красный круг

– Теперь поставьте синюю точку так, чтобы она попала только в синий круг, но не в красный.
– Теперь зеленым цветом поставьте точку так, чтобы она оказалась одновременно и в красном круге, и в синем.
– Поставьте еще три зелёные точки таким же образом. Где они оказались? (в месте пересечения двух кругов).

-Как по-другому можно назвать это место? – общее для двух этих фигур

- Обведите место пересечения фигур.

- Спросите соседа по парте, что он сейчас делает

- Сколько ещё точек можно поставить в этом месте? (много)

- А в математике говорят множество. Множество точек можно поставить.

- НОВОЕ

- Что мы сейчас делали? (выделяли область, общую для фигур, место пересечения)

- В начале урока, вы чертили прямые линии и пересечением что было?

- А сейчас, что является пересечением? (множество точек)

- Что вы знали до этого про пересечение фигур?

- Что узнали новое?

Пересече́нием фигур может быть точка или множество точек, общих для двух или более геометрических фигур.

- Выполнили задачу этого этапа?

- Какие фигуры можно считать пересекающимися? (Фигуры, у которых есть общие точки)



4. Первичное закрепление.


№2 в учебнике – Прочитайте задание. Обсудите в паре, как будете выполнять задание.

- Взаимопроверка.

- Кому предложенное задание показалось трудным?

-Какие фигуры можно считать пересекающимися? ( Фигуры, у которых есть общие точки)

-Какие фигуры увидели при пересечении? (точка, отрезок, треугольник, четырёхугольник)

- За что вы можете себя похвалить на этом этапе путешествия?


5. Практическая работа Выявление места и причины затруднения


- Я уверена, что мы можем продолжить с вами путешествие дальше.

- Для дальнейшего путешествия нам понадобятся геометрические фигуры. Они лежат в конвертике. Достаньте их. Выберите для работы те фигуры, которые вы выбрали себе в начале урока.


- (Учащиеся 1-ой группы работают с треугольниками, 2-ая группа с квадратами, 3-я группа с четырёхугольниками)


- Расположить фигуры так, чтобы их пересечением была

точка,

(-Что ты сейчас делаешь?)

отрезок,

треугольник (Вы отлично выполняете задания!) Какие знания и умения понадобились для работы на этом этапе?


прямоугольник


ЗАДАНИЕ НЕ СМОГУТ СДЕЛАТЬ ДЕТИ ПЕРВОЙ ГРУППЫ, Т.К. У НИХ НЕ ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ

- Не получается? Как же быть? (Не решаемое задание.)

- Проблема, ребята Не получается расположить фигуры. Надо найти выход.

- Какая цель сейчас у нас? – Найти выход

- Давайте друзьям поможем. (нужны другие треугольники) Благодарим ученика, который подарил открытие

- Какие? (с углами, как у прямоугольника) (Для учителя: тема «Прямоугольный треугольник» по программе изучается позже))

- Переверните карточку, может треугольники такой формы нужны? Возьмите такие треугольники.

– Закончите выполнение задания. - Теперь превосходно!

ВЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ, ЧТО МОГУТ БЫТЬ НЕВЫПОЛНИМЫЕ ЗАДАНИЯ.

- Начертите пересекающиеся фигуры по выбору и обозначьте место пересечения.


ФИЗМИНУТКА


- Задание №8 в учебнике.

- Прочитайте задание про себя.

- Много заданий. Как выполнять надо? (пошагово) Давайте проанализируем задание.

- Озвучьте 1-ое предложение задания. (начертите прямоугольник со сторонами 3см и 4 см) Что для этого нужно сделать? Какие умения понадобятся?

- Как называются стороны прямоугольника? (длина и ширина)

- Почему, чтобы найти периметр прямоугольника достаточно знать длины двух сторон? (Противоположные стороны такие же)

- Озвучьте 2-ое предложение. (Найди его периметр) – Какие знания нужны для выполнения этого задания?

- Попробуйте закончить предложение: периметр - это ………..

- Спросите у ребят: Как….., если известны длины сторон?

- Ответьте: Чтобы………

- Что (Петя) понял из ответа (Маши)?

- АЛГОРИТМ Какой план действий предложите? 1. Начертить. 2. Найти периметр. 3. Сверить результат.


- Выполните эту часть задания. (чертят, находят самостоятельно периметр)

-

ПРОВЕРКА 14см 3+3+4+4; 3+4+3+4; 4+4+3+3; 4+3+4+3;

- Почему так много вариантов записи нахождения периметра? (от перестановки слагаемых сумма не изменяется)

- Вариант записи решения имеет несколько способов и вы можете использовать любой.

- У кого не было затруднений? Чем вызвано затруднение у других?


- А как вы думаете, зачем нам надо уметь находить периметр плоских поверхностей? Когда это может пригодиться в жизни? (Размеры скатерти для стола. Размеры ковра для пола …Гирлянды повесить вдоль стены, тесьмой украсить)


- Все задания из №8 мы выполнили?

- Озвучьте последнее задание. (Проведи диагонали и измерь их)

- Как провести диагональ? (Соединить вершины противоположных углов)

- Соедините. Измерьте. Сделайте вывод.(диагонали прямоугольника имеют одинаковую длину)

- ПЕТЯ согласен с ответом МАШИ? ОЛЯ согласна с ответом МАШИ?

- Из треугольников, с которыми вы сейчас работали, попробуйте собрать (сложить) прямоугольник.

- Докажите, что треугольники пересекаются. (имеют общие точки)

- Что является пересечением треугольников в данном случае? (отрезок) - Проведите пальчиком по диагонали.

- Подумайте, как не измеряя длину диагоналей, можно доказать, что их длина одинаковая.

(ПЕРЕВЕРНУТЬ) Выполните.


-Что открыли нового в известном?

- Известного математика Чарльза Доджсона, который известен больше как автор сказок о девочке Алисе. « Алиса подошла к дереву. Рядом с ней на ветке сидел Чеширский кот.

-Извините пожалуйста, Вы не подскажете как мне пройти?

-А куда ты хочешь попасть?- спросил кот.

-А мне все-равно куда,- ответила Алиса.

-Тогда все-равно и как идти, - сказал кот.»

-Как вы думаете, что хотел сказать этими словами кот? (высказывание учащихся)

-Конечно, очень важно знать цель своей работы.


- Путешествие подходит к концу. Наш путь к лицею.

- Обозначьте самые опасные места на дороге. ( самые опасные места на дороге – пересечение - перекрёсток)













- Чем это задание не похоже на предыдущие?(из реальной ситуации)




6.Итог урока


- ВЫПОЛНЕНИЕ КАКИХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОМОГЛО ВАМ ТАК ХОРОШО СПРАВИТЬСЯ С О ВСЕМИ ЗАДАНИЯМИ ВО ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВИЯ: работа по плану, проверка, практическая работа, тренировка


7. Домашнее задание разного уровня сложности (по выбору): 1)



2 )



Полный текст материала Конспект урока по математике во 2 классе по теме "Пересечение геометрических фигур" (Школа 2000) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Яннова Ирина Григорьвна  ирина55
21.02.2010 0 19520 1424

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0