Урок математики "Понятие об умножении"; 2 класс (любая программа)


Урок по математике

на тему: «Понятие об умножении»

(объяснение нового материала)

2 класс

Учитель: Рыжкова О. В.


Цели урока:

- познакомить учащихся с действием умножения, названием компонентов действия умножения;

- научить заменять пример на сложение с одинаковыми числами умножением, научить читать пример на умножение;

- организовать работу на уроке по ознакомлению учащихся с таблицей умножения на 2, с действием деления;

- способствовать развитию логического мышления учащихся, речи и творческих способностей;

- способствовать воспитанию активной, инициативной личности;

- способствовать развитию умения учащихся работать в группе.


Тема по самообразованию:

«Групповые формы работы на уроках математики с целью определения индивидуальной траектории развития школьников».


Оборудование: тема урока (перевернута), рисунки – острова действий, доклады учащихся, индивидуальные листы, таблица, ученые и даты, компоненты действий + - х, рисунки к примерам, примеры и равенства, набор из 10 пар перчаток для каждой группы, формула умножения, текст задачи, листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши задачи к д/з.


На доске: дата, тема урока, II 3, таблица, ученые и даты, компоненты действий, рисунки, примеры и равенства, примеры х на 2, формула, кластер.


Ход урока


I. Организационный момент


1. Наука математика как большой океан, в котором встречаются разные материки, большие и маленькие острова. С двумя материками мы уже знакомы – это сложение и вычитание (рисунки – на белой доске), есть еще два.

Сегодня на уроке мы оправимся на третий материк.


2. Наша задача – узнать название этого математического действия, понять его смысл и связь с одним из математическим действием, научиться записывать примеры, читать их.


3. Вы сегодня работаете в группах, а значит в течение всего урока вы должны помогать друг другу, меняться работами, советоваться между собой.


II. Подготовка к восприятию нового материала


1. Для начала мы вспомним ваши доклады на тему «Развитие счета».

- Какие числа появились сначала и с чем это связано? (краткий пересказ учащихся).

- Как было удобнее считать человеку: по одному или пятерками?


2. Посчитайте число точек на рисунке, группируя их по 5 (индивидуальные листочки).


Сосчитай число точек на рисунке, группируя их по 5:


У человека две руки по пять пальцев, всего…. десять. А значит и считать можно и это удобно по 10.

Как удобнее сосчитать число маленьких клеток в фигуре?




























































































3. Устный счет


- А теперь попробуем вычислить результат в примерах на сложение (примеры на доске).


2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 =

5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 =

7 + 7 + 7 + 7 =

12 + 12 + 12 =

10 + 11 + 12 + 13 + 14 + 15 =


4. Представьте, что мы записали бы эти примеры в тетради, длинные примеры на строчке? Удобно ли складывать числа в такой записи?








III. Объяснение нового материала.


1. Математика – рациональная наука, для нее приемлемы удобные вычисления и короткие записи.


В таких случаях действие, называется оно УМНОЖЕНИЕ (тему урока – представить).


2. Умножение связано с действием …… (сложения).

Но не каждый пример на сложение можно записать примером на умножение.


Посмотрите на примеры устного счета, один пример отличается от других. Какой и чем?


Последний пример нельзя заменить умножением (стирается).


Значит, умножение связано со сложением одинаковых чисел, слагаемых.


3. Стираются ответы и пишутся примеры на умножение по вопросам учителя (Какое было слагаемое? Сколько раз брали это слагаемое?) + ответ.


Умножение обозначается знаком Х. Его ввел английский ученый У. Оутред в 1631 году.

Знак . ввел немецкий ученый Г. Лейбниц в 1698 году.


4. Таблица. Чтение записи.


5. В жизни люди ежедневно пользуются в вычислениях действием умножения. Например: при покупках, ремонте, путешествии на автомобиле и т. д. (символы).

Поэтому и вам предстоит изучение умножения.


6. – Как называются компоненты действия умножения?....


Выберите из набора карточек названия действий сложения и вычитания (по 1 ученику).


Прочитать названия компонентов действия умножения. Порядок?

В каком действии 1 – ое и 2 – ое число называются одинаково?


IV. Закрепление нового материала


1. Работа на индивидуальных листочках.


Выберите примеры, которые можно заменить умножением. Запишите пример на умножение. Не забывайте советоваться друг с другом.


4 + 4 + 4 =

50 + 50 + 50 + 50 =

23 + 2 + 3 + 23 =

19 + 91 =

4 + 6 + 8 =

6 + 6 + 6 + 6 =


Проверка (на доске – примеры).


2. Работа в группе.


По рисунку составить пример на сложение, заменить его умножением (для каждой группе свой рисунок на доске, запись примера крупно на листах формата А – 4): цветы, морковки, листочки, яблоки.


Презентация (один ученик от группы). Проверка учениками других групп.


3. Составление равенств. К примеру на сложение найти пример на умножение (на доске).

7 + 7 + 7 + 7 + 7 = 7 х 5 5 х 7

6 + 6 + 6 + 6 + 6 = 6 х 5 5 х 6

3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 3 х 5 5 х 3


4. Через несколько уроков мы будем знакомиться с таблицей умножения на 2. Сейчас мы попробуем ее составить. Помогут нам перчатки (каждой группе 10 пар).


Составляя первый пример, задайте себе такой вопрос: «Сколько перчаток в одной паре перчаток? Возьмите пару печаток и посчитайте…. В одной паре перчаток ровно две перчатки. 2 х 1 = 2 (на доске).


Чтобы решить второй пример, задайте вопрос: «Сколько перчаток в двух парах?»

В дух парах перчаток четыре перчатки.

2 + 2 = 2 х 2 = 4

И т. д. С таблицей умножения на два мы и начнем изучение таблицы умножения через несколько уроков.


5. Вывод.


Итак, действие умножение можно записать в виде формулы:

а + а + а = а х n,

где а – слагаемое,

n – количество слагаемых.


V. Задание по группам. Решение задачи (текст напечатан для трех групп). /Большие листы и фломастеры).


1. Инструктаж


Задача. У жука 6 лапок. Сколько лапок у трех жуков?


1 - выполнить рисунок к задаче

2 – составить решение задачи в виде примера на сложение

3 – записать решение задачи умножением

4 – составить и записать свою задачу на умножение, решить ее (отдельные листочки для текста и решения)


2. Самостоятельная работа групп (5 минут)


3. Презентация. Оценка работы группы.


VI. Итоги урока


1. Работа с кластером (на белой доске)


2. Работа групп


VII. Домашнее задание


1. Составить 5 примеров на сложение одинаковых чисел, заменить его умножением, вычислить результат (в тетради).


2. Дополнительно: решить задачи на умножение.


А) Сколько ног у двух лошадей?


Б) Сколько дней в 4 неделях?


В) За час машина проезжает 50 км. Какое расстояние проедет машина за 2 часа?



Слайд 1
Математика сложение вычитани е
Слайд 2
Цели урока Название Связь Запись Чтение
Слайд 3
Устный счет Вычисли: 25 + 38 = 19 + 19 = 36 + 17 = 63 38 53 Задача 1. Сторона квадрата 6 см. Чему равен периметр этого квадрата? 6 + 6 + 6 + 6 = 24 (см) Задача 2. Периметр квадрата 20 см. Чему равна сторона квадрата? 5 + 5 + 5 + 5 = 20 (см) Задача 3. На решение задачи Витя Малеев затратил 15 мин. И столько же минут - на решение уравнений, а на решение примеров – столько минут, сколько на решение задачи и уравнений вместе. Сколько времени затратил Витя Малеев на выполнение всех заданий? 15 + 15 + 15 + 15 = 60 (мин) = 1 (ч)
Слайд 4
Счет 2+2+2+2+2+2+2= 5+5+5+5+5+5= 7+7+7+7= 12 + 12 + 12 = 10 + 11 + 12 + 13 + 14 + 15 =
Слайд 5
Умножение 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 2 7 = 14 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 5 6 = 30 7 + 7 + 7 + 7 = 7 4 = 28 12 + 12 + 12 = 12 3 = 36 Х - английский ученый У. Оутред в 1631 году. Знак ввел немецкий ученый Г. Лейбниц в 1698 году
Слайд 6
Использование умножения в жизни
Слайд 7
Компоненты действия умножения 5 3 15 множитель множитель произведение =
Слайд 8
Замените умножением 4+4+4= 4 3 = 12 50 + 50 + 50 + 50 = 50 4 = 200 23 + 2 + 3 + 23 = 19 + 91 = 4+6+8= 6+6+6+6= 6 4 = 24
Слайд 9
Равенства 7+7+7+7+7= 7 5 5 7 6+6+6+6+6= 6 5 5 6 3+3+3+3+3= 3 5 5 3
Слайд 10
Задачи У жука 6 лапок. Сколько лапок у трех жуков? 6 + 6 + 6 = 6 3 = 18 (л.) На один диск DVD можно записать 4 фильма. Сколько фильмов можно записать на 4 таких диска? 4+4+4+4=4 4 = 16 (ф.) У одного цветика-семицветика 7 волшебных лепестков. Сколько волшебных лепестков у трёх таких цветов? 7 + 7 + 7 = 7 3 = 21 (л.) Винни – Пух заготовил для себя на зиму 8 горшочков мёда по 2 кг каждый. Сколько килограммов мёда заготовил Винни – Пух? 2+2+2+2+2+2+2+2=2 8 = 16 (кг)
Слайд 11
Таблица умножения на 2
Слайд 12
Слайд 13
Формула умножения a+a+a=a n где a – слагаемое, n – количество слагаемых
Слайд 14
Итог урока Что узнали о действии умножения?
Слайд 15
Цели урока Название Связь Запись Чтение
Слайд 16
Математика сложени е умножени е вычитание деление
Слайд 17
Оцените свои знания, полученные на уроке 1 9 10 2 3 4 8 5 6 7
Слайд 18
Домашнее задание Тетрадь стр. 54 – 55 Придумать задачу на умножение (рисунок, решение сложением и умножением)
Слайд 19
Спасибо за урок

Полный текст материала Урок математики "Понятие об умножении"; 2 класс (любая программа) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рыжкова Ольга Викторовна  RygkovSM
15.02.2015 0 5151 762

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК