Методическая разработка урока математики "Деление суммы на число. Деление двузначного числа на однозначное"; 3 класс


Урок по математике изучения новой темы, с разными видами деятельности "Деление суммы на число. Деление двузначного числа на однозначное".

Урок изучения новой темы, на котором  учитель использует разные виды деятельности: средства обратной связи, сравнение с образцом, индивидуальная и фронтальная проверка. На каждом этапе урока идёт работа по формированию умения реально оценивать свои возможности.

Обоснование актуальности
Федеральные государственные стандарты второго поколения служат ориентиром новых подходов к обучению математики и перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирования коммуникативной культуры учащихся и развития умений работы с различными источниками и типами информации. В их основе:

  • Формирование совокупности универсальных учебных действий;
  • Новые требования к результатам обучения

1. Организация разнообразной учебной деятельности;

2. Учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого учащегося.
Главный ориентир– ФГОС. В основе оценка способности школьников решать учебно-познавательные задачи на основе предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий.

Принципы отбора содержания.
Основополагающим принципами при отборе содержания являются общедидактические принципы: научности, доступности, систематичности, связи обучения с жизнью и т.д.

Таким образом, с точки зрения современной педагогики дидактические принципы звучат так:

  1. Обучение на высоком уровне трудности;
  2. Ведущая роль теоретических знаний;
  3. Осознание школьниками процесса учения;
  4. Внедрение системы изучения успешности обучения и развития школьников;
  5. Обязательному усвоению всеми учениками подлежит лишь тот материал, который включён в образовательный минимум, определённый стандартами образования;
  6. Развитие всех учащихся, независимо от уровня их школьной зрелости.

2)    Цели и задачи раздела

Цель урока: Сформировать способность к делению многозначного числа на однозначное;  вывести алгоритм письменного деления многозначного  числа на однозначное.

Задачи:

  • познавательной (знания и предметные умения)
  • развивающей (способы деятельности, мыслительные операции)
  • воспитательной (ценностные ориентации и смыслы, вырабатываемые относительно данного предметного содержания)

Для достижения цели решаются следующие задачи:

  • Научиться использовать приёмы деления суммы деления на однозначное число,  двузначного числа на однозначное число
  • Научиться решать задачи изученных видов  и проверить умение решать задачи на нахождение суммы двух произведений;
  • Развивать процессы: логическое мышление, воображение, восприятие, умение применять логические операции (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение),  наблюдательность  и математическую  речь;
  • Формировать умение реально оценивать свои возможности на каждом этапе урока и на уроке в целом.
  • Формировать трудовое отношение, уважение друг к другу.

3)    Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.

Возрастные  особенности  учащихся  8-9  летнего  возраста:

Младший школьный  возраст является сензитивным для:

  • формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
  • развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
  • усиливается роль словесно – логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно – образным);
  • раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
  • развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
  • становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
  • усвоения социальных норм, нравственного развития;
  • развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Поэтому можно сказать, что применение активных форм и методов обучения и заданий творческого характера побуждает учащихся 3 класса  к самостоятельной работе в процессе деятельности. В процессе такого обучения учитываются индивидуальные особенности учащихся (черты характера, темперамент, психические особенности, ценностная направленность и др.).

Основная идея обновления образования, которое характеризуется переходом к профильному обучению  состоит в том, чтобы  оно было индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса, повышения его качества  в контексте профильной подготовки является разработка и внедрение метода проектов, основанного на самостоятельной исследовательской работе учащихся. 

4)    Ожидаемые результаты освоения раздела программы

После изучения темы ученик должен моделировать ситуации, иллюстрирующие действия деления. Выбирать рисунок, на котором правильно изображено правило деления, пояснять значение каждого числа в записи частного. Определять неизвестный компонент деления по двум известным, осуществлять самоконтроль результата, задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия. 

Кроме этого ученик должен понимать смысл деления, назвать  компоненты и результат действия деления, а также видеть взаимосвязь умножения и деления. 

Моделировать ситуации, иллюстрирующие действие деления (предметные, вербальные, графические и символические модели).

Выполнять деление двузначных чисел на однозначные, используя таблицу сложения и взаимосвязь компонентов и результатов арифметических действий.

  • Определять неизвестный компонент деления по двум известным.
  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
  • Осуществлять самоконтроль результата
  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  • Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем
  • Обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи 
  • Устанавливать соответствие предметной и символической модели
  • Допускать возможность существования различных точек зрения
  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • Формулировать собственное мнение и позицию 
  • Строить понятные для партнёра высказывания. 

5)    Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

Методы обучения: деятельностный подход в обучении, элементы методики развития критического мышления
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

6)    Система знаний и система деятельности:
Система знаний данного раздела включает в себя:

  • общенаучные знания;
  • фундаментальные знания из конкретной предметной области;

Система деятельности включает:

  • Познавательную деятельность. Техника мышления. Интеллектуальные мыслительные операции (анализ, обобщение и др.). Причинно-следственные связи. Наблюдение. Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы.
  • Преобразующая деятельность. Виды вопросов и методы их задавания. Методы решения этих задач. Действия в ситуации неопределенности. Техника выбора. Способы поиска новых путей решения проблем. Конструирование и моделирование. Метод проектов.
  • Общеучебная деятельность. Методы учения: организация учебного процесса, способы поиска информации, работа с литературой; навыки общения (способы слушать, задавать вопросы); методы взаимообучения (организация работы в группе, взаимооценка и др.).
  • Самоорганизующая деятельность. Способы самостоятельной постановки целей. Техника планирования. Виды деятельности. Осознание своего продвижения («решил сам», «догадался» и т. д.).

7)     Календарно-тематическое планирование по разделу

  1. Повторение материала 1-2 классов 
  2. Площадь фигуры. Таблица умножения чисел 8 и 9. Решение задач
  3. Измерение площади. Таблица умножения с числами 7,6,5,4,3,2. Решение задач.  
  4. Сочетательное свойство умножения. Решение задач 
  5. Смысл деления. Название компонентов
  6. Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления. Таблица умножения и соответствующие случаи деления
  7. Уменьшить в несколько раз. Таблица умножения и соответствующие случаи деления
  8. Деление любого числа на 1, само  на себя, деления нуля на число. Невозможность деления на нуль. Решение задач. 
  9. Увеличить в несколько раз. Уменьшить в несколько раз. Во сколько раз ?Решение задач. 
  10. Деление «круглых» десятков на 10 и на «круглые» десятки
  11. Порядок выполнения действий в выражениях. Табличные случаи умножения и деления. Решение задач.
  12. Единицы площади. 
  13. Площадь и периметр прямоугольника. Решение задач   
  14. Распределительное свойство умножения. Умножение двузначного числа на однозначное. Решение задач. 
  15. Деление суммы на число. Деление двузначного числа на однозначное. Решение задач.  
  16. Деление двузначного числа на двузначное. Решение задач. 

8)     Разработка урока (занятия кружка (факультатива, секции и т.д.) воспитательного мероприятия).

Тема "Деление суммы на число. Деление двузначного числа на однозначное "
1.    Организация начала урока – 
Учитель:
Добрый день, мои друзья,
Вот урок и начался,
Дан звонок
И вместе с вами 
Мы поедем по океану:
Задач, примеров и смекалок.
Открываем мы тетрадь и пишем Число,  Классная работа
Ученики открывают тетрадь и пишут Число,  Классная работа

2. Подготовка к усвоению нового. Актуализация знаний 

Учитель: Сегодня мы с вами будем плавать по океану знаний «Математика», заплывать будем на острова и получать сувениры. После того, как они  будут все собраны  они приведут нас в волшебный мир. Жители острова просто так не отдают сувениры, а только за определенные задания. Решить надо быстро, а самое главное – правильно. 
(Внимание детей на интерактивную доску)

1 уровень «Остров А» 
Учитель: Посмотрите на этот ряд чисел.   
(на доске записан следующий ряд чисел: 21,24, 27,30,33,36…)

Учитель: Как вы думаете, какое задание  нам надо выполнить на этом уровне?
(Учащиеся записывают в тетради ряд чисел и думают о том, что может это быть за задание). Предлагают варианты ответов, подняв руку.

Возможные варианты ответов учеников:

  • Здесь есть лишнее число, потому что ( объясняют  свой выбор).
  • Здесь есть закономерность,  и я  продолжаю  ряд чисел (39,42,45…)
  • Я разделила  числа на группы( объяснить, по какому принципу произведено деление). Учитель должен понимать на какие группы можно разделить числа:

Числа, которые можно разложить на множители в пределах таблицы умножения (21,24, 27) и которые нельзя разложить на множители (30,33,36)
(За активность, скорость и правильность выполнения дети получают «бонусы»- сувениры). 

2 уровень: «Остров К» 
Учитель: Посмотрите на -задания этого уровня и скажите,

  • что общего в этих заданиях?
  • Чем они различаются?

Соедини пары выражений.(устно)
(30 + 2) ∙ 4                       (40 + 8) ∙ 2
(21 + 34) ∙ 2                      30 ∙ 4 + 2 ∙ 4
40 ∙ 2 + 8 ∙ 2                      21 ∙ 2 + 34 ∙ 2

Решите примеры (письменно)
             (20+5) ∙ 4                             
             (40+2) ∙ 2 
             (30+9) ∙ 3    

Решите примеры (письменно)
23 ∙ 4
15 ∙ 6 
5 ∙ 14

Работа учащихся по группам. Учащиеся делают задания для проверки на дополнительных досках.
 После выполнения вопросы учителя: 

  • Какое задание для вас самое легкое, простое?
  • Какое задание самое сложное? трудное?
  •  С какого задания вы начнете решать?

-Выполните задания. Не забывайте, о правильности, быстроте и аккуратности.
(После выполнения)
Проверьте  с соседом по парте, как вы выполнили задания?

  • Как вы справились с заданием?
  •  Были ли затруднения?
  • Какие знания математики вам пригодились при выполнении заданий этого уровня?
  • Расскажите о правиле умножения суммы на число.  

Правило - Умножение суммы на число: чтобы умножить сумму на число, надо умножить на это число каждое слагаемое  и полученные произведения сложить

Дети, правильно выполнившие задание получают «Бонусы»- сувениры

  • Для чего нам необходимо знать это правило? 
  • В решении каких примеров оно нам помогает?
  • Определите основные  составляющие. Что необходимо помнить при   умножении двузначного числа на однозначное

Схема «Дерево»
Беседа об алгоритме правила («Дерево»)

4 Фиксация затруднений  Постановка проблемы
Учитель: А какие еще правила вы знаете, которые необходимы для решения выражений? 

Выполните по вариантам задание, которое предлагает Маша и медведь Расскажите друг другу, какие правила вы использовали при решении примеров на этом уровне.
(Учащиеся наталкиваются на примеры, которые раньше не решали)
Учитель: 

  • Что вас озадачило?
  • Что вы не знаете?
  • Как вы думаете, надо будет решать данные примеры? Почему вы так думаете?
  • Что нам предстоит узнать и чему научиться?
  • назовем тему нашего урока.

5.   Поиск способов разрешения проблемы
Учитель: 
Посмотрите на выражения: 
(6 + 20) : 2 = 
26: 2 = 
6:2+20:2=
20:2+6:2=

Учитель:  Кто что заметил? -Что общего?
Ученики предлагают варианты ответов.

Учитель:  Правильно, в каждом выражении есть суммы чисел
-Чем отличаются эти выражения? 
- Прочитайте выражение. 
- А как вы думаете, значение этих выражений будет одинаковым? 

Самостоятельная работа в тетрадях:
Учитель: 
(Проверка): Назовите значения данных выражений?
Почему разные результаты?
-Можете ли вы решить данные примеры иным способом?
Покажите на карточках цветах выше решение
 (Работа над выражением: (6 + 20): 2) 
 ( На карточках с рисунками цветов)
Все цветы складываются в одну коробку и далее раскладываются на 2 полоски.
На доске записывается решение, учащиеся записывают решение в тетради. 
Учитель: А есть ли другой способ решения этого выражения? Учащиеся предлагают свои варианты решения.
Делятся отдельно ромашки и маки на 2 группы. 6 : 2 + 20: 2 
Учитель: Почему решение разное, а ответы одинаковы?
-Можем ли мы поставить знак равенства между этими двумя выражениями?
- Какой вывод мы можем сделать?
-На какое правило похоже наша новое правило?
- Как разделить сумму на число?
Учащиеся предлагают свои варианты решения.
На доске высвечивается правило “Деление суммы на число”
Возвращаемся к решению примера, который вызвал затруднение.
А теперь вы смогли бы записать решение данного выражения? ( 48:2) 
 -А как найти значение другого выражения? 84:7
-Почему этот при мер не удается решить как предыдущий?
-Что их объединяет?
-В чем разница?
-Хотите проверить свои предположения?

5. Первичное закрепление 
Учитель: открываем учебник  стр. 105 № 331. Делаем записи решения в тетради.
54:9                     63:7                       42:7
(36+18):9           (49+14):7              (21+21):7
36:9+18:9           49:7+14:7             21:7+21:7 
Работа по рядам, для проверки три человека у доски. Класс не видит то, что пишут его товарищи. (Рекомендуется вызвать посильнее ученика).
- Посмотрите на столбики выражений. По какому принципу они составлены?
- Как это взаимосвязано с темой нашего урока?
- Запишите, используя это же правило еще 2 столбика для следующих выражений
36:4                48:6
-Объединитесь по 4 человека и запишите решение, использую разные числа, разные слагаемые
- Как бы вы назвали этот наш уровень? Почему?
- Какое правило вы использовали?
-Теперь вы бы смогли решить наш пример?(84:7) 
- Миша, персонаж нашего учебника записал  вот такие слагаемые: 30+4 и 40+ 8
-Согласны вы с его записью?
-Если нет, то , почему?
Какой можно сделать вывод?
-Миша выполнил еще одно задание: № 334.
По какому признаку Миша разделил выражения на две группы?
Вы берете любой столбик и решите его.
Что вы заметили?
Когда лучше применять 1 способ? А когда второй? От чего это зависит?
-На что мы должны обращать внимание?

Физ. минутка № 2 (двигательная)

4 уровень: «Две бабочки»
Учитель: Посмотрите на эти выражения. Какое задание вы бы предложили?
(36+6): 6
(34+8):6
(10+32):6
(24+18):6
(30+12): 6
(28+14):6

Если учащиеся будут затрудняться, учитель задает наводящие вопросы:
-Что общего в этих выражениях
-Чем они отличаются?
-Можно ли их разложить на 2 столбика? По какому принципу?

1 способ (слагаемые делятся на делитель)
(36+6): 6
(24+18):6
(30+12):6

2 способ ( можно разделить только сумму)
(34+8):6
(10+32):6
(28+14):6

Вывешивается чистая опорная схема (учащиеся дополняют ее надписями)
Учитель: Что нового узнали?
-Какие два способа деления суммы на число вы открыли?
Для чего нам необходимо знать правило деления суммы на число? Для решения каких выражений (деление двузначного числа на однозначное.)
-Давайте посмотрим на «ёлочку» и определим главные моменты. 
Составим алгоритм действий. Учащиеся предлагают свои алгоритмы, затем учитель подводит итог и высвечивается на интерактивной доске правило. 

Как разделить двузначное число на однозначное?

  1. Посмотреть на что? (Десятки и единицы)
  2. Для чего? Если делится на число, то представляем в виде разрядных слагаемых, если нет, то в виде удобных слагаемых из таблицы умножения).
  3. Делю каждое слагаемое.
  4. Складываю результаты. 

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Учитель: Предлагаю вам проверить  свои знания
-Даны 3 варианта заданий. Во время самостоятельной работы учитель подходит к слабым ученикам и задает наводящие вопросы.
-Как надо выполнять первое задание?

1 уровень  
72:6=(…+…):6=
84:7=(…+…):7=
52:4=(…+…):4=
-Как вы будете находить слагаемые?
-На что обратите внимание при выполнении второго задания?

2 уровень
(...+...):5=8+6
(...+...):9=9+5
(...+...):3=8+5
-Как вы будете рассуждать, чтобы решить 3 задание? 

3 уровень: 
Какие суммы делятся на 4
(составь с этими суммами выражение и реши)
24+4          20+8    16+12
24+5          20+9          23+5 
16+15          20+72         6+32 
19+9         15+13        21+7
-Решите в тетради задание по выбору 
(По окончании работы самопроверка по эталону, который находится на интерактивной доске.). 
- Как вы справились с заданием?
-Кто доволен своей работой?
-Кто считает, что может работать лучше? 

-Оцените свою работу при помощи трех лесенок: правильность выполнения задания, аккуратность и быстрота (двое детей оценивают себя у доски)

7. Итог урока 
Учитель: Как называется тема нашего урока?
-Что нового вы узнали на уроке?
Учитель:  Какое правило использовали при делении двузначного числа на однозначное? 
(на доске) дополните  слово. Учитель начинает, ученики продолжают.
Число двузначное 
Делю на однозначное 
Обращаю внимание 
Сначала на десятки 
Затем на единицы 
Правило применю 
Удобным способом разделю

Учитель: Наш урок подошел к концу.
-Сколько сувениров  вы собрали! 
Как вы думаете, для чего вам необходимы эти ключи?
Правильно, они открывают дорогу в страну знаний
-А теперь я попрошу вас воспользоваться 7 цветами  и дать оценку своей работы на уроке. Ученики подходят и наклеивают лучики на доску. 

Рефлексия: используется  приём «Радуга»

Красный лучик – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты.

Оранжевый лучик - Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. 

Фиолетовый лучик - Противоположность оранжевому лучику. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. 

Желтый лучик - Это – эмоциональная шляпа. Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. 

Зеленый лучик - Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» 

Синий лучик  - Это – философская, обобщающая шляпа. Здесь следует  обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели. За синей шляпой– последнее слово.
Голубой лучик – я узнал столько нового, но хочу знать больше, поэтому дома я просмотрю энциклопедию.

8. Домашнее задание


Полный текст материала Методическая разработка урока математики "Деление суммы на число. Деление двузначного числа на однозначное"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Назарян Нелли Эдуардовна  Публикатор
21.04.2018 0 474 7

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

На наш сайт поступил вопрос от родителя: "Мой ребенок учится в первом классе. Когда дети пишут прописи или просто работают в тетрадках, учитель заставляет выделять орфограммы в слове другим цветом шариковой ручки. Для написания одного слова ребенок несколько раз меняет ручки (синяя, зеленая). Правильное это обучение?". Ответ дает учитель математики, пользователь нашего сайта. 

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0