Конспект урока математики "Деление с остатком"; 3 класс


8

 

Конспект урока математики 3 класс

Тема урока: «Деление с остатком». (1 урок по теме)

Цель: раскрыть конкретный смысл деления с остатком; закреплять внетабличные случаи умножения и деления.

Задачи урока:

Образовательные: формировать представление о приёме деления с остатком путём исследовательской работы; познакомить с правилом деления с остатком; формировать практические навыки деления числа с остатком; продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта; формировать навыки анализа задачи, умений решать задачи.

Развивающие: развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения; развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий; развитие культуры речи и эмоций учащихся.

Воспитательные: в целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности и коллективизма, наблюдательности и любознательности, развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра; формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать сохранять цели и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности и сложность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей.

Коммуникативные: развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника; учить понимать возможности различных позиций и точек зрения; развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

Познавательные: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы; развитие познавательных интересов; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; умения выделять главное; учить сравнивать данные; определять общие признаки, классифицировать, решать задачи моделированием; соотносить результаты, полученных на модели, с реальностью (с текстами).

Личностные: формирование понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности; развитие познавательных интересов, учебной мотивации; формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению математики через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Тип урока: формирование первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Целеполагание и мотивация.

  3. Актуализация опорных знаний.

  4. Первичное усвоение новых знаний.

  5. Осознание и осмысление учебного материала.

  6. Первичное закрепление.

  7. Контроль и самопроверка.

  8. Объяснение д/з. Подведение итогов, рефлексия.

 

 

I. Организационный момент.

- Признаком хорошего настроения является улыбка. Улыбнитесь мне и друг другу.

- Я желаю, чтобы такое настроение сохранилось до конца урока. Всем большой удачи!

- Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания.

Эпиграф: «Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит». М. В. Ломоносов

II. Целеполагание и мотивация.

- Ребята, сегодня мы работаем по группам.

Повторить правила работы в группах и инструкцию (на столах).

- Каждая группа – это солнышко с номером внутри у вас на столах. Наша задача – сделать так, чтобы каждое солнышко сияло множеством лучиком. За каждое верно выполненное задание вы будете приклеивать лучики к солнышку. В конце урока мы посмотрим, члены какой группы работали дружно и активно.

- Число, классная работа.

- Минутка чистописания.

Количество букв в слове БУРАТИНО умножьте на число крыльев у орла.  (8•2=16).

Взаимопроверка у членов группы.

ЛУЧИКИ ЗА КАЖДУЮ ТЕТРАДЬ, проверить у 1-2 детей.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась.

Ты – молодец!

III. Актуализация опорных знаний.

«Весёлые примеры».

Перед вами задания. Вам необходимо быстро решить примеры и найти ответы на доске.

1 группа:

Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40)

Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку? (54:9 =6)

Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12 • 3 = 36)

2 группа:

Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50)

Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 2 таких тетради? (23 • 2 = 46)

Продолжительность урока уменьшить в число дней недели без выходных. (45 : 5 = 9)

3 группа:

У рыбы с усами 3 зуба. Умножьте на число гномов у Белоснежки. (3 • 7 = 21)

Половину рубля уменьшить в число хвостов у 10 котов. (50 : 10 = 5)

Самое маленькое двузначное число увеличьте в 4 раза. (10•4=40)

4 группа:

Число пальцев на двух руках увеличьте в 5 раз.  (10•5=50)

Количество месяцев в году разделите на число голов Змея Горыныча. (12:3=4)

Самое большое двузначное число уменьшите на число хвостов у 10 котов.  (99-10=89)

Ребята в группах устно решают.

- А теперь найдите ваши ответы на доске.

ЛУЧИК за каждый правильный ответ.

- Молодцы, с заданием справились, но на обратной стороне карточек есть еще задание. 

Продолжают работать в группах.

(на обратной стороне карточки даётся ещё одно задание)

Задание по группам:

Выписать в тетрадь ответы.

ЛУЧИКИ (на экране правильные ответы по группам)

III. Целеполагание.

- Что необходимо было знать для выполнения этого задания?

- Выполняя это задание, к какому арифметическому действию мы сегодня больше всего склоняемся.

- Назовите тему урока?

(ДЕЛЕНИЕ)

- Молодцы, значит, вы легко найдете значения этих частных:
(у доски 4 человека)

10:5

9:3

24: 3

27: 9

17:2 

13 : 3

9: 2

21 : 5

- Вы смогли полностью выполнить задание? (Нет)

- Почему? В чём было затруднение?

- Чем похожи примеры и чем отличаются?

(в таблице умножения нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое).

Какой возник вопрос? (познакомиться с новым приёмом деления)

(ЛУЧИКИ по 1, дети садятся)

IV. Первичное усвоение новых знаний.

- А если все же попытаться разделить, опираясь на практические действия?

- Можно ли разделить 8 конфет поровну между 2 детьми? Как можно записать наши действия? 8: 2 = 4 (к.). Запишите.

- Давайте проверим с помощью наглядности. Каждому ребенку даем сначала по одной конфете, потом еще по одной и т.д.

- Рассмотрим второй случай. Можно ли разделить поровну эти же 8 конфет между тремя детьми?

- Каждому ребенку даем сначала по одной конфете, потом еще по одной. Мы видим, что у нас осталось 2 конфеты и три ребенка.

- Как вы думаете, а куда записать оставшиеся две конфеты?
В математике принято количество оставшихся предметов записывать так: 8:3=2(ост.2) (учитель проговаривает) (на доску вывесить).

 

- Что важно знать при делении? (таблицу умножения).
Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов. (1-2 ребенка)

- Так какая тема урока? (Деление с остатком)

Открыть вторую часть темы. На доске высвечивается тема урока.

- Умеем ли мы с вами делить? (да) А делить с остатком? (нет)

- Давайте определим цель урока.

- При делении с остатком необходимо придерживаться алгоритма.

- Назовите компоненты действия деления.

Давайте вместе составим алгоритм.

1. Находим наибольше число в делимом, которое можно разделить без остатка.

2.Данное число делим на делитель. Записываем результат.

3. Вычитаем разделившееся число из делимого. Это остаток.

ФИЗМИНУТКА «У оленя»

Продолжим.

- У вас на столах лежат шаблоны сарафанов. Осталось приклеить пуговицы и карманы. Вот этим вы сейчас и займётесь. На парте у вас лежат шаблоны двух сарафанов, пуговицы и карманы.

- Посчитайте количество пуговиц.(9)

- Разделите поровну 9 пуговиц на 2 сарафана и приклейте.

- Что заметили? (поровну разделить не удалось).

- Разделите 5 карманов поровну на 2 сарафана и приклейте.

- Какое действие вы выполняли? (деление). Что заметили? (поровну разделить не удалось).

- Как вы думаете, что такое 1 сарафан и 1 карман? (остаток).

V. Осознание и осмысление учебного материала.

- Вы выполняли сейчас практическую работу. Как записать ваши действия математическим выражением?

(Записать в группах. Проверить на экране. ЛУЧИКИ 2)

Прочитать.

VI. Первичное закрепление.

- У нас на доске остались примеры. Давайте попробуем их решить.

- Не забывайте, что при делении с остатком нужно придерживаться некоторых правил, то есть выполнять алгоритм. (Дети комментируют).

Каждой команде по ЛУЧИКУ.

VII. Контроль и самопроверка.

Самостоятельно № 2 с. 26. Взаимопроверка в группах. На экране.

VIII. Объяснение д/з. Подведение итогов, рефлексия.

- Домашнее задание вы можете выбрать самостоятельно. Вот два варианта. Давайте откроем рабочую тетрадь и посмотрим на задание. Все ли понятно? 1) составить 5 своих примеров с остатком; 2) р. т. с. 31 № 81, 82.

У вас на столах лежат таблички. Поставьте знак +, если вы ваш ответ да, знак – если ваш ответ нет.

Поставьте знаки «+» - да, «-» - нет.

 

Новая тема мне понятна.

 

 

Я хорошо понял(а) алгоритм.

 

 

Я знаю, как пользоваться алгоритмом.

 

 

Я сумею найти частное и остаток

 

 

В самостоятельной работе у меня всё получилось.

 

 

Я понял (а) алгоритм деление с остатком, но в самостоятельной работе допустил ошибки.

 

 

Я доволен(а) своей работой на уроке.

 

 

На уроке я учился(ась) учиться:

 

 

- У кого получилось 7 плюсов? 6? 5? У кого меньше, не расстраивайтесь, мы еще продолжим изучать деление с остатком, и у вас все получится.

- Итак, какую тему мы начали изучать сегодня на уроке?

- Как выполнить деление с остатком?

- Поняли ли вы алгоритм?

- Давайте посмотрим, какие солнышки у вас получились!

Домашнее задание: 1) составить 5 своих примеров с остатком; 2) р. т. с. 31 № 81, 82.


 

 


Полный текст материала Конспект урока математики "Деление с остатком"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ракова Ольга Ивановна  Olejik
21.01.2019 0 437 39

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0