Урок истории по программе "Школа 2100" «Мастера печатных дел»


Элла Анатольевна Колесникова учитель нач.классов МОУ «Куйбышевская СОШ» Среднеахтубинского района Волгоградской области , стаж 18 лет, 1 кв.категория.

Конспект урока истории в 3 классе по программе «Школа 2100»

ТЕМА: «Мастера печатных дел»
ЦЕЛЬ:

1.Сформировать представления учащихся о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья.
2. Развивать устную речь, воображение.
3. Воспитывать любовь к истории.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент. Сообщение темы урока.
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут В.А. Давайте начнём урок истории с четверостишья. (Записано на доске)
Начинаем мы опять
По истории шагать.
Чтобы всё понятным стало
Потрудились мы немало.
-Тема сегодняшнего урока: «Мастера печатных дел» (НА ДОСКЕ)
-Сегодня мы узнаем о появлении первой печатной книге на Руси, книгопечатании.
-Ребята, сегодня мы с вами соберём свои книги. Посмотрите, у вас на партах лежат обложки от книг. Чего же не хватает? (листов) Правильно.
-Но получит их тот, кто будет работать на уроке активно. Правильно отвечать на вопросы.
-А в конце урока мы посчитаем, у кого листов в книге больше.

2.Проверочное тестирование.
- И, прежде чем перейти к новой теме, давайте проведём тестирование. Перед вами лежат карточки по вариантам, в которых записаны вопросы, и предложены 3 варианта ответов. Вы должны внимательно прочитать вопрос. выбрать ответ, и обвести его в кружочек. В верхнем правом углу подпишите свои фамилии.
-Внимание! Любое исправление будет считаться за неправильный ответ, поэтому выбираем ответ только один раз и обводим ручкой.

ВАРИАНТ 1.
1. Какой монгольский хан привёл свои войска к реке Угра?
а)Мамай,
б)Батый,
в)Ахмат.
2. Около какой реки происходила Куликовская битва?
а)Угра,
б)Дон,
в)Волга.
3.Сражение на Куликовом поле состоялось:
а)8 сентября 1380 года,
б)летом 1380 года,
в)осенью 1480 года.

ВАРИАНТ 2.
1. Зависимость Руси от Орды закончилась:
а) в 1480 году,
б) в 1380 году,
в) в 1242 году.
2.При каком князе Русь полностью освободилась от зависимости орды?
а) Иван Калита,
б)Дмитрий Донской,
в) Иван Ⅲ
3. Объединение разрозненных княжеств на Руси – эта задача стояла при правлении:
а) Дмитрия Донского,
б) Ивана Калиты,
в) Ивана Ⅲ.

(После выполнения работы)
- Ребята, на доске находятся правильные ответы по вариантам. Проверьте себя. Помните, что исправлять ничего нельзя!
- Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки. Вы получаете первые листочки от своей книги.

3. Повторение. Проверка домашнего задания.
- Теперь давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.
Итак, что было задано на дом? (Ответы детей)
- Расскажите, какие перемены произошли во времена Ивана Ⅲ. (2 уч-ка) (Получают листочки от книги)
- Расскажите о Москве времён Ивана Ⅲ от имени иноземного купца, приехавшего по делам в Москву. (2 уч-ка)
(Получают листочки от книги)

-Молодцы все ребята, которые подготовили домашнее задание.
А сейчас подведём итог и узнаем, о чём именно пойдёт речь на этом уроке.
-Для этого надо разгадать кроссворд. За каждый правильный ответ вы будете получать листочек от книги.
У вас будет 3 подсказки: (НА ДОСКЕ)
1. Открыть первую букву.
2. Посмотреть в учебнике.
3. Спросить у учителя.

ВОПРОСЫ:
1.В помощь князю Дмитрию Ивановичу Сергий отправил этого богатыря.
(Пересвет)
2.Один из городов в северо-восточной части Русских земель. (Тверь)
3. Название монастыря около города Радонежа в середине ⅩⅣ века.
(Троицкий)
4. Город, который при Иване Калите стал центром княжества. (Москва)
5. Название поля, на котором происходила битва с войском Мамая. (Куликово)
6. Кто переселялся в Москву вместе с ремесленниками, надеясь жить под надёжной защитой? (Купцы)
7. Крепость, обнесённая дубовыми стенами. (Кремль)
8. Татарский воин, участвовавший в единоборстве, перед битвой на Куликовом поле. ( Челубей)
9. Правитель орды, который привёл своё войско на Куликово поле.(Мамай)
10. Как называется мешок, кошель с деньгами, который носили на поясе?
(Калита)
11. Как назвали князя Дмитрия Ивановича после победы на Куликовом поле?
(Донской)
12. Кто благословил Дмитрия Донского на борьбу с врагом? (Сергий)
13. Как называется главный храм Руси? (Успенский)
-Итак, какое слово у нас получилось в выделенных клетка? (Первопечатник)

4. Работа над новой темой.
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в первую московскую типографию. Вспомните, какой год считается годом рождения книгопечатанья? (1445 год)
-Откройте учебник на странице 56. Рассмотрите, какие были книги. Это были редкие, дорогие книги.
Для того, чтобы узнать, кто же являлся первопечатником, откройте учебник на странице 82. О ком сегодня будет речь на уроке? (Об Иване Фёдорове)
(Вывешивается на доске иллюстрацию)
-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 83. Этот памятник был установлен в 1909 году в городе Москве.
-Чтобы лучше запомнить материал, будем с вами работать по следующему плану:
1. Кем являлся Иван Фёдоров?
2. Что происходило с Московским государством?
3. Какая книга стала первенцем типографии?
4.Что позднее напечатал Иван Фёдоров?
5.В каком столетии в России стало больше грамотных людей и почему?
6. Кого обучали чаще всего?
7. Кто был автором первой русской азбуки?
8.Кто был автором «грамматики»?
9. Кто автор букваря, напечатанного в конце века?
1)Настоящее имя Ивана Фёдорова - Иван Федорович Московитин. Точная дата его рождения неизвестна – около 1510 года. Родился он в городе Львове на Украине.
Долгое время жил Иван Фёдоров в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Часто заходил к живущим в Москве немцам, от которых узнал о печатных станках и буквах-литерах, с помощью которых в немецких землях печатались книги.
И вот Иван Фёдоров загорелся желанием самому научиться книгопечатанью. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов!
2) Московское государство не могло отставать от своих соседей. Русь развивалась. И по велению царя Ивана Грозного в 1553 году начал строиться особый дом для типографии около стены Китай-города. Только через 10 лет типографию открыли, и в ней начали работать первые русские печатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславович.
3) Прочитайте в учебнике на стр. 82 материал, и ответьте на третий пункт плана.
-Какого числа начали писать книгу «Апостол» (19 апреля 1563 году)
-В каком году её выпустили? (1 марта 1564 года)
-Сколько времени ушло на печатанье этой книги? (1 год)
-Книга была заключена в тяжёлый переплёт из досок, обтянутых кожей. В книге нет ни одной опечатки! Шрифт ровный, чёткий. Заставки в книге в виде трав и веток.
Рассмотрите иллюстрацию на стр. 82 учебника, а также на доске. (Вывешивается на доску)
На доске вывешивается дата: Первая печатная русская книга «Апостол»
1 марта 1564 года

5. Физминутка
На зарядку солнышко поднимет нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «два».

<font size="2"> 6. Продолжение новой темы.
-Найдите ответ на 4-ый пункт плана на стр. 83 учебника.
-Как он был составлен?
Букварь Иван Фёдоров напечатал уже за 2 месяца. По нему дети учились долгое время грамоте.
-А теперь, ребята, прочитайте текст на стр. 84-85, и найдите ответы на следующие пункты плана:
5.В каком столетии в России стало больше грамотных людей и почему?
6. Кого обучали чаще всего?
7. Кто был автором первой русской азбуки?
8.Кто был автором «грамматики»?
9. Кто автор букваря, напечатанного в конце века?
(Дети читают, но ещё не отвечают на эти вопросы) </font>

<font size="2"> 7. Закрепление изученного.
- А теперь давайте проверим. Как вы усвоили тот материал, который прочитали.
Для этого сядьте по группам.(Садятся по 4 человека) Выберите капитана. И подготовьте ответ на вопрос, который достанется вашей группе.
(Вопросы из плана)
1 группа готовит ответ на 5-ый пункт плана и т.д.
Ответы детей, получают листочки из книги. </font>

<font size="2"> 8. Итог урока.
-Что нового узнали?
-Кто является первопечатником?
-Как называется первая печатная книга?
А теперь посчитайте свои листочки. Поднимите руки, у кого их больше четырёх. Вам можно за работу на уроке поставить оценку 5.
Поднимите руки, у кого их больше двух, но меньше пяти. Вам можно поставить оценку 4.
А остальным ребятам нужно ещё поработать. Чтобы составить свою книгу.
На перемене подойдите, чтобы скрепить ваши листочки в книге.
В ней вы можете записать те знаменательные даты и события, о которых вы узнали сегодня. </font>

<font size="2"> 9. Домашнее задание.
Ответить на вопросы учебника на стр. 86.</font>

Полный текст материала Урок истории по программе "Школа 2100" «Мастера печатных дел» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Элла Анатольевна Колесникова  ehlla
25.03.2009 1 17614 2880

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
1 Светас • 10:52, 15.10.2010
Уроки по программе ОС "Школа 2100" строятся с использованием проблемно-диалогической технологии.Учитель создает на уроке ситуацию, когда дети сами или с помощью учителя формулируют тему и основной вопрос урока. Тест является репродуктивным заданием, а авторы учебника ориентируют учителя на выполнение заданий продуктивногохарактера. Урок хорош с точки зрения традиционки, а по "2100" - извините...
[Материал]