Урок окружающего мира по теме "Лекарственные растения" 4 класс


Пояснительная записка
Преподаватель Шевченко Галина Валерьевна
Предмет Окружающий мир 4 класс (УМК «Школа XXI века»)
Тема урока « Лекарственные растения»
Раздел «Ты и твоё здоровье»
Цель: Познакомить с лекарственными растениями своей местности;
Задачи:
Образовательная:
 расширение кругозора учащихся
Воспитательная:
 воспитание бережного отношения к природе родного края
 воспитание уважения к мнению товарищей
Развивающая:
 развитие речи учащихся, кругозора, познавательного интереса
 развитие творческих способностей младших школьников
 формирование умения работать с текстовой информацией, словарями, справочниками
 формирование умения работать в группе сверстников.

Образовательное учреждение: МОУ СОШ №1 ст.Полтавская Краснодарского края
Авторский медиапродукт: презентация к уроку Power Point слайда.
Тип урока: урок изучения нового.
Средства обучения: презентация, толковые и орфографические словари, раздаточный материал для проверки домашнего задания, выполнения самооценки, гербарий «Лекарственные растения», конверты с заданиями для групповой работы, материалы для проектной работы

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">Данный урок составлен для проведения в 4 классе по предмету «Окружающий мир» (УМК «Школа XXI века»), в разделе «Ты и твоё здоровье», после ознакомления учащихся с различными видами заболеваний (грипп, аллергия), с домашней аптечкой.
Объем материала предполагает использование как на одном, так и на нескольких уроках, в зависимости от подготовки класса, особенностей развития детей, с учётом санитарных правил и норм (7 – 10 мин)
Организация работы детей в группах позволяет развивать умение работы в коллективе, воспитание уважения к мнению товарищей. Формирование групп осуществляется учителем, обращается внимание на соотношение групп по интеллектуальным и коммуникабельным способностям, межличностным отношениям.
Проверка домашнего задания в виде теста позволяет проверить материал, изученный ранее, направлена на развитие умения работать с заданиями тестового характера, развитию у учащихся умения проверять и оценивать свою работу.
Работа в группах с материалами «Домашней энциклопедии» направлена на поисковую деятельность учащихся, самостоятельное изучение нового материала, развитие познавательной активности учащихся, умение работать с большим объёмом информации.
Упражнение «Пишем грамотно» осуществляет межпредметную связь с уроками русского языка, закрепляет знания учащихся о написании слов с изученными орфограммами.
«Литературная страничка» знакомит детей с произведениями кубанских поэтов, на этом этапе можно продолжить отрабатывать навык выразительного чтения, предложить учащимся творческую работу (придумать стихотворение, сказку о лекарственных растениях.)
Викторина «Узнай растение» позволяет развитию анализировать, сравнивать изученный материал. На этом этапе урока формируется умение классифицировать растения по группам: деревья, кустарники, травы.
Работа с различными видами словарей направлена на развитие умения учащихся находить необходимую информацию в энциклопедиях, словарях, отработка умения работать с электронными справочниками, словарями. Возможно использование словарей и справочников в сети Интернет.
Слайды «Проверь себя» тоже можно варьировать, применяя различные способы проверки (самопроверка, взаимопроверка, контроль учителя и т.п.).
Занимательный материал можно предложить решить как в парах, так и в группах учащихся, предложить для самостоятельного решения в группе продленного дня. </SPAN>

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">Ресурсы
Египетские пирамиды http://megalife.com.ua/interest/23164-izvestnye-mesta.html
Иван Грозный http://ricolor.org/history/mn/ivgr/i_g/
Петр 1 http://www.pravmir.ru/printer_3540.html
Календула http://show.7ya.ru/private.aspx?RubrID=88343
Душица http://lekarstven-travi.ru/shop/Zveroboy-2.html
Чистотел http://www.womaninternet.ru/edcontent2/idc/14/id/753
Шиповник http://www.odintsovo.info/white/photo.asp?div_id=477
http://www.artgide.com/cliparts/1876-.html </SPAN>

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">Дуб http://maskas.ru/maska/dyb/comments/
http://foxclan.spybb.ru/viewtopic.php?pid=39 </SPAN>

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">Липа http://med.autotp.ru/kovaleva/g8d51.htm
Зверобой http://www.argo-moscow.ru/article_info.php?article
Можжевельник http://www.drevo-poznaniya.ru/tag/juniperas-macropoda/
Толковый словарь Ожеговаhttp://d-pankratov.livejournal.com/155452.html
Толковый словарь Даля http://www.ozon.ru/context/detail/id/3830174/
Портрет Ожегова http://lot493862.vipseller.ru/
Портрет Даля http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/dal/dal_image002.shtml
Лес http://clipart.wiisports.ru/pict/les-1/
Цикорий http://www.green-drugstore.ru/cikorij-obyknovennyj/
Крапива http://img3.narodnaya-medicina.com/posts/tag/экземе
Подорожник http://www.silaprirody.ru/podorozhnik.html
Одуванчикhttp://www.lechim-travami.ru/oduvanchik/
Лопух http://lekarstven-travi.ru/shop/Lekarstvennyie-travyi/Lopuh-bolshoy.html </SPAN>

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">Фармацевтhttp://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=7253
http://www.photosight.ru/photos/1255887/
Звуки леса http://www.yugzone.ru/brainmusic/download_mp3/Sound_Of_Nature.htm
Слайд 4 Цветок http://animashky.ru/index/0-21?121-2
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Объявление темы и целей урока. Повторение особенностей групповой работы. Ознакомление с раздаточным материалом.
3. Проверка домашнего задания в виде теста. (слайды 2-3)
Прочитать вопросы и ответить «да» или «нет»
 Бледная поганка, подберёзовик, бледная поганка – это всё ядовитые грибы.
 У борщевика ядовиты плоды
 Осторожность надо соблюдать даже при общении с домашними животными.
 Чтобы не заболеть гриппом, можно заранее сделать прививку.
 Никакие лекарства нельзя принимать без разрешения взрослых. </SPAN>

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">1
2
3
4
5
Выполнение самопроверки, самооценка (прямоугольник закрашивается красным цветом, если работа выполнена без ошибки, жёлтым – с ошибкой )
4. Введение в тему урока (слайд 4 )
Здесь в зарослях лесных,
Где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила
Для всех умеющих
Их тайну разгадать.
М. Рязанов
Уже первобытный человек понял, что природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Первобытный человек, стремясь, избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить.
Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте.
На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений.
При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.
Русский царь Пётр Первый издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие “аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях.
(слайды 5-7)
Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений </SPAN>

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">5. Работа в группах. Работа с материалом энциклопедии «Домашний доктор». Рассматривание гербария лекарственных растений у каждой группы своё растение. После ознакомительного чтения от каждой группы один учащийся выходит к доске и показывает растение, рассказывает или читает информацию о нём (зависит от уровня подготовленности класса)
(слайды 8-13 )
Дуб.
Дуб применяется как лекарственное растение очень давно. Ванны из дубовой коры помогают при общем ослаблении организма. Неразбавленный отвар пригоден для полосканий при стоматитах, для укрепления десен.
Душица
Многолетнее травянистое растение высотой до 60 см. Растет на лугах, окраинах полей, у дорог, среди кустарников, на склонах гор. Обладает успокаивающим действием. Траву душицы используют как приправу вместо черного перца.
Календула.
Однолетнее растение. Как дикорастущее растение встречается редко. Обладает противовоспалительным, успокаивающим действием. Используют при детском диатезе, головокружении, кашле, при ожогах, ушибах, болезнях полости рта.
Чистотел.
Многолетнее травянистое растение высотой до 1 метра. Растет как сорняк в садах, огородах, на всей территории края. Сок чистотела применяют для выведения бородавок, мозолей, веснушек и лечения различных кожных заболеваний.
Шиповник
Кустарник высотой 100-150 см, с красно-коричневыми блестящими ветвями. Настой из плодов шиповника помогает при простудных заболеваниях, кашле </SPAN>

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">6.Словарная работа. Упражнение в чтении названий лекарственных растений (чтение по слогам, постановка ударения). Выделение орфограмм в правописании слов.
(слайд 14) </SPAN>

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">7. Литературная страничка. Чтение произведений кубанских поэтов о лекарственных растениях. (слайд 15)
Шиповник.
На зорьке румяной шиповник проснулся.
Он каждым листочком к заре потянулся.
А зорька к нему потянулась в ответ,
Бутоны окрасила в розовый цвет.
И в каждый бутон, как раз в серединку,
Вложила она голубую росинку.
Заденешь случайно шиповник плечом,
Окатит тебя он душистым дождем.
Татьяна Голуб
Крапива
Убегает торопливо
в глубину двора крапива.
Удивляется пырей:
-Ну зачем в такие дали?
А крапива:
-Чтоб детей
Ненароком не ужалить.
Владимир Нестеренко </SPAN>

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">8. Викторина «Узнай растение» Предлагается описание липы, можжевельника, зверобоя. (слайд 16-19) </SPAN>

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">Листья этого дерева имеют форму сердечка. Люди любят это дерево. Его душистые цветы привлекают пчёл. В старину из древесины этого дерева делали ложки, блюда, веретена. А из лыка плели лапти. А чай из его цветков помогает при простуде. (липа) </SPAN>

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">В старину это растение считалось травой от девяносто девяти болезней. Специальным царским указом его везли из Сибири в Москву. Но растёт оно и у нас на юге. Народная молва наделили траву «страшной силой» - дескать, косит всякое зверьё направо и налево. Отсюда и название растения.(зверобой) </SPAN>

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">В древности, когда человек сбивался с пути и блуждал без еды и питья, он мог поддерживать свои силы шишечками этого кустарника. Его семена образуются в шишках с сочными чешуйками, похожими на синие ягоды с голубым налётом. Этот кустарник прекрасное средство для дезинфекции. В наше время ему нашли прекрасное применение – очищать, оздоровлять воздух в больших и малых городах. </SPAN>

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">9. Классификация лекарственных растений: деревья, кустарники, травы.
Этот вид работы можно организовать в группах, по рядам или в парах. Для опоры можно использовать иллюстрации растений, их названия. В сильном классе дети самостьятельно справляются с данным заданием.
(слайд 20) </SPAN>

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">1.__________ 1.__________ 1.__________
2.__________ 2.__________ 2.__________
3.__________ 3.__________ 3.__________ </SPAN>

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">10. Словарная работа. Введение термина «фармацевт». Работа с толковыми словарями В.И.Даля, С.И.Ожегова. Упражнение в использовании электронных словарей «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» (слайды 21-24) </SPAN>

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">11. Упражнения для снятия напряжения. Слушание звуков леса. Словесное рисование. (слайд 25). </SPAN>

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">12. Проектная работа в группах. Каждая группа получает конверт, в котором находится рецепт (с применением лекарственных растений), иллюстрации лекарственных растений, сюжетные картинки.
Задача каждой группы: составить рекламный лист для каждого рецепта.
Завершение работы – защита готовых рекламных буклетов.
(слайды 26-30)
1 группа.
Отвар из 1 чайной ложки корней цикория на 500 мл воды
варят 10 минут, настаивают 2 часа, процеживают.
Применяют для теплых полосканий при зубной боли.
Из корней цикория готовят напитки, кофе </SPAN>

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">2 группа
Компресс из измельченных листьев подорожника накладываю на мозоли на ночь, затем можно сделать ванночку для ног. </SPAN>

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">3 группа
Настоем лопуха 2 раза в неделю мажут волосы для их быстрого роста и укрепления </SPAN>

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">4 группа
Настой из листьев одуванчика – прекрасное средство от веснушек.
2 столовые ложки кипятят 10 минут. Холодным настоем протирают кожу 2-3 раза в день. </SPAN>

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">5 группа
Свежие листья крапивы прикладывают к ранам для их заживления.
Засахаренные корни употребляют при кашле. Из молодых побегов и листьев готовят салаты, супы. Нежные соцветия заваривают в качестве чая </SPAN>

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">13. Закрепление усвоенного материала. Вставить пропущенные буквы в названиях лекарственных растений. (слайд 31-32)
П __Д__РОЖНИК
Ц__КОРИЙ
Л__ПУХ
КР__ПИВА
__ДУВАНЧИК
ЗВ__Р__БОЙ </SPAN>

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">Самопроверка и самооценивание. </SPAN>

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">Закрепление усвоенного материала. Найти в кресс - кроссворде названия лекарственных растений. Проверка в парах. (слайды 33-34) </SPAN>

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">Д К Л О П У Х
У Р И Р Ю Ц Д
Ш А П Д Г Ы У
И П А В П Г Б
Ц И К О Р И Й
А В Ч М Я Т А
Ш А Л Ф Е Й З </SPAN>

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">14. Домашнее задание по выбору (слайд 35)
 Составить страничку домашней энциклопедии лекарственных растений
 Придумать сказку, стихотворение, сделать рисунок о лекарственных растениях Краснодарского края </SPAN>

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">Ресурсы
Египетские пирамиды http://megalife.com.ua/interest/23164-izvestnye-mesta.html
Иван Грозный http://ricolor.org/history/mn/ivgr/i_g/
Петр 1 http://www.pravmir.ru/printer_3540.html
Календула http://show.7ya.ru/private.aspx?RubrID=88343
Душица http://lekarstven-travi.ru/shop/Zveroboy-2.html
Чистотел http://www.womaninternet.ru/edcontent2/idc/14/id/753
Шиповник http://www.odintsovo.info/white/photo.asp?div_id=477
http://www.artgide.com/cliparts/1876-.html </SPAN>

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">Дуб http://maskas.ru/maska/dyb/comments/
http://foxclan.spybb.ru/viewtopic.php?pid=39 </SPAN>

<SPAN style="FONT-SIZE: 10pt">Липа http://med.autotp.ru/kovaleva/g8d51.htm
Зверобой http://www.argo-moscow.ru/article_info.php?article
Можжевельник http://www.drevo-poznaniya.ru/tag/juniperas-macropoda/
Толковый словарь Ожеговаhttp://d-pankratov.livejournal.com/155452.html
Толковый словарь Даля http://www.ozon.ru/context/detail/id/3830174/
Портрет Ожегова http://lot493862.vipseller.ru/
Портрет Даля http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/dal/dal_image002.shtml
Лес http://clipart.wiisports.ru/pict/les-1/
Цикорий http://www.green-drugstore.ru/cikorij-obyknovennyj/
Крапиваhttp://img3.narodnaya-medicina.com/posts/tag/экземе
Подорожник http://www.silaprirody.ru/podorozhnik.html
Одуванчикhttp://www.lechim-travami.ru/oduvanchik/
Лопух http://lekarstven-travi.ru/shop/Lekarstvennyie-travyi/Lopuh-bolshoy.html
Фармацевтhttp://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=7253
http://www.photosight.ru/photos/1255887/
Звуки леса http://www.yugzone.ru/brainmusic/download_mp3/Sound_Of_Nature.htm
Слайд 4 Цветок http://animashky.ru/index/0-21?121-2</SPAN></P>

Полный текст материала Урок окружающего мира по теме "Лекарственные растения" 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шевченко Галина Валерьевна  shegava
05.05.2009 2 45428 4956

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 2
avatar
2 bs9699 • 21:35, 12.12.2014
Исчерпывающий, готовый к работе материал.Спасибо!
avatar
1 fazermazer • 14:51, 28.02.2011
Спасибо большое за работу. Она учит наших детей самим добывать себе знания из разных источников.