Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, 2 класс


Восхищение красотой природы, ее охрана и рациональное при¬родопользование — неразрывные звенья в цепи экологического вос¬питания.
«Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффек¬ту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете буду¬щего. Только при таком воспитании подрастающего поколения ... будущее человечества окажется в серьезных руках», — писал про¬фессор М. Камшилов.
Цель экологического образования — развитие экологичес¬кой культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Эко¬логическая культура — часть общей культуры личности. Поэтому нуж¬но различать внутреннюю экологическую культуру (мотивы, потреб¬ности, способности, интересы, ценности, привычки, чувства, эмо¬ции) и внешнюю (поведение, поступки, взаимодействие).
В соответствии с этим основные задачи экологического образо¬вания следующие:
воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
формирование знаний о природе;
развитие сопереживания к бедам природы, потребности бо¬роться за ее сохранение.
Концепция общего среднего экологического образования рас¬сматривает его как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы науч¬ных и практических знаний, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружа¬ющей социально-природной среде и здоровью.
Дошкольный и младший школьный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребе¬нок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формиру¬ются основы нравственно-экологических позиций личности, след¬ствием которых является взаимодействие ребенка с природой, его повеление в природе.
Младшие школьники обладают наглядно-образным типом мыш¬ления, поэтому в 1—2-х классах знания детям даются с опорой на наглядность (через наблюдение и рассматривание иллюстраций), поисковую опытническую деятельность; а в 3—4-х — на тексты учебников, энциклопедий, художественную литературу (с опорой на представления). Дети сами составляют «цепи питания» животных, опираясь на полученные знания об особенностях образа их жизни в разные сезоны и в разных природных зонах; пишут творческие сочинения «Путешествие капельки» (о круговороте воды в приро¬де) и т.д.
Очевидно, что процесс развития экологической культуры не прост и длителен. Именно поэтому экологическое образование че¬ловека надо начинать с самого раннего возраста.
Проблема экологического образования сегодня волнует всех: уче¬ных, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
В основу программы положены принципы:
краеведения;
«позитивного центризма»;
природосообразности;
научности и доступности понятий;
«спирали»;
междисциплинарная интеграции содержания.
Принцип краеведения (изучение природы родного края) позво¬ляет:
формировать понятия на основе непосредственного наблюде¬ния и изучения предметов и явлений окружающей природы;
использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности (деятельностный подход), так как «не в количестве знаний заключается образование, а в пол¬ном понимании и искусном применении того, что знаешь» (А. Дистервег);
создавать благоприятные условия для самовыражения, орга¬низации коммуникативного общения, в котором каждый ре¬бенок имеет возможность проявить свою индивидуальность (что в значительной степени стимулирует его саморазви¬тие).
Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания. В педагогике этот принцип называется «позитивным цен¬тризмом» (по Н. Виноградовой), когда в содержание программы от¬бираются наиболее актуальные для ребенка этого возраста знания. Причем педагогический процесс будет эффективен и успешен толь¬ко при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма, т.е. при опоре на принцип природосообразности.
При отборе содержания учитывается научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубля¬ются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, ко¬торые превращаются в знания. Таким образом, естественнонаучные знания формируются по схеме: «представления — понятия — зна-ния». Данная последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания. Кроме того, необходимо, чтобы реализовывался принцип «спирали», когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя естественнонаучные представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования.
В программе материал расположен по разделам.

Раздел 1. Развитие элементарных естественно - научных представ¬лений
Педагоги обеспечивают условия развития у детей пред¬ставлений о физических свойствах окружающего мира в соответ¬ствии с их возрастными возможностями.
Педагоги обеспечивают условия для развития у детей геогра¬фических представлений в соответствии с их возрастными возмож¬ностями.
Рассказывают о земном шаре, атмосфере.
Знакомят с различными природно-климатическими зона¬ми, условиями жизни на Земле.
Знакомят с разными видами ландшафта.
Развивают представления детей о природных богатствах недр Земли.
Педагоги создают условия для развития у детей элементар¬ных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях.
Раздел 2. Развитие экологической культуры детей
Педагоги создают условия для развития у детей биологичес¬ких представлений.
Знакомят детей с развитием жизни на Земле.
Предоставляют ребенку возможность осваивать предлагае¬мую информацию в доступной форме.
Обеспечивают условия для развития у детей эмоциональ¬но-положительного отношения к живой природе.
Создают условия для творческой самостоятельной деятель¬ности детей.
Педагоги знакомят детей с природными особенностями че¬ловека.
Педагоги обеспечивают условия для развития у детей эколо¬гического сознания. Знакомят детей с различиями живого и неживого.
Рассказывают о взаимосвязи и взаимодействии живых орга¬низмов в природе, способствуя формированию понимания ребен¬ком того, что Земля — наш общий дом, а человек — часть природы.
Знакомят детей с проблемой загрязнения окружающей среды.
Способствуют развитию у детей ответственного, бережно¬го отношения к окружающей природе.
Создают условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.
Приказом Минобразования России № 1235 от 19.05.98 г. определен Следующий обязательный минимум содержания началь¬ного общего образования по образовательному компоненту «Окру¬жающий мир» в разделе «Естествознание»:
Неживая и живая природа:
Природные явления. Тела и вещества. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, вода, их свойства. Кру¬говорот воды в природе.
Небесные тела: планеты и звезды. Земля. Луна. Солнце.
Земля, ее форма. Глобус. Карта. Смена дня и ночи. Времена года. Материки и океаны. Основные формы земной поверхности: равни¬ны и горы.
Основные типы естественных водоемов: океан, море, река, озеро, болото. Полезные ископаемые: нефть, природный газ, каменный уголь, песок, глина, железные руды. Их практическое использование.
Горизонт. Ориентирование. Стороны горизонта. Спо¬собы ориентирования на местности. Компас.
Погода. Термометр.
Живые организмы: грибы, растения, животные, человек. Свой¬ства живых организмов: питание, дыхание, развитие, размножение. Условия, необходимые для жизни растений и животных. Грибы съедобные и несъедобные.
Растения: мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Травы, кустарники, деревья. Дикорастущие и культурные растения. Почва, ее значение в жизни растений.
Животные. Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные.
Человек — часть природы. Основные системы органов человека, их роль в организме.
Здоровый образ жизни...
Связи между природными явлениями. Сообщества. Природные зоны. Растения и животные различных сообществ и природных зон...
Положительные и отрицательные воздействия человека на при¬роду. Меры по охране природы. Красная книга».
Программа построена с учетом естественного интереса детей к объектам окружающей природной среды, в том числе и к себе са¬мим как неотъемлемой части природы. В ней предусматривается ши¬рокое применение жизненного опыта детей, разнообразных сведе-ний о жизни растений и животных.
Программой предусмотрено проведение природоохранных акций — общественно-значимые мероприя¬тия, направленные на сохранение объектов природы. Мы предлага¬ем проводить с детьми следующие:
«Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев ко Дню земли);
«День цветов» (создание цветочных аллей);
«Майский букет» (выращивание цветов к Дню Победы);
«Лесная аптека» (сбор лекарственных трав);
«Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время);
«Чистое утро» (уборка территории);
«Возвращенный лес» (сбор макулатуры).
В работе по экологическому воспитанию используются занятия в кружках и клубах по желанию детей: «Юный эколог», «Юный путешественник» и др. Программный материал занятий и уроков служит как бы теоретической основой для самостоятельной дея-тельности в кружке, а занятия в кружке (клубе) способствуют ожив¬лению работы детей на занятиях (уроках). Кроме того, в кружке можно организовать сбор наглядного материала, составление кол¬лекций, которые с успехом используются на уроках. Опыты, постав¬ленные на занятиях в кружке, можно продемонстрировать или обсу¬дить их результат на уроке. Игровая форма курса обусловлена возрастными особенностями ребенка. Дети лучше усваивают учебный материал, когда они ак¬тивно вовлечены в учебный процесс и испытывают добрые чувства по отношению друг к другу.
Благодаря межпредметным связям дети целенаправленно пере¬носят знания с одних видов деятельности на другие. Такой метод познания позволяет воспринимать мир в его целостности. Усложнение содержания материала идет от возраста к возрасту последовательно «от простого к сложному». Например, в 1классе дети узнают о значении почвы в жизни растений и об отличии плодородной почвы от неплодородной. А в 3-м классе они подробно изучают состав почвы, ее образование, причины загрязне¬ния и меры по ее охране. Кроме того, программный материал построен «от ближнего к даль¬нему». Например, дошкольники изучают растительный и животный мир в пределах домашнего окружения и детского сада. Младшие школьники 1—2-х классов изучают природу родного края, а к 4-му классу постепенно начинают познавать природу земного шара по зонам и сообществам.
По мере совершенствования знаний и ручных навыков детей усложняется и содержание деятельности по уходу за растениями и I животными.
Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей, система работы в начальной школе должна сочетать¬ся с работой семьи в данном направлении, ведь именно семья дает детям первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к ак¬тивной деятельности в природе, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира.
Одной из самых эффективных моделей работы образовательного учреждения с семьей по типу общения дети — педагоги — родители является организация деятельности семейных клубов.
На занятиях семейных клубов важно не давать рецептов поведе¬ния в природе, а постепенно с помощью заданий и вопросов подво¬дить ребенка к собственным выводам и заключениям. В настоящее время в каждой семье есть книги, журналы, радио, телевизор и даже компьютер. В соответствии с этим, главное не количество информации, предлагаемой детям и родителям на занятиях в семейных клу¬бах, а степень ее новизны, актуальности и неординарной подачи.
Полный текст материала Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лескова Татьяна Юрьевна  Татьяна_Юрьевна_Лескова
31.01.2013 0 5659 795

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК