Урок-исследование по окружающему миру "Осенние изменения в природе" 2 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дедиловская средняя общеобразовательная школа»

администрации муниципального образования

Киреевский район








Урок по окружающему миру

2 класс




Тема урока:


«ОСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ОСЕНЬЮ».


УРОК - ЭКСКУРСИЯ


УМК « Школа России»

Автор А. А. Плешаков











Автор урока: учитель начальных классов

Корпачёва Светлана Анатольевна













2012г.

Обобщение урока: листопад (сбрасывание листвы), созревание плодов, распространение семян, образование зимующих почек – важные признаки подготовки растений к зиме.

Цель урока : выявить признаки подготовки растений к зиме на основе собственных наблюдений .воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы к уроку: папки для сбора растений, коробки для сбора семян, лупа, рабочие листы, лопатки.


ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Дети учатся:

  • Выявлять признаки подготовки растений к зиме

  • Проводить наблюдения за осенними изменениями в жизни растений

  • Фиксировать результаты наблюдений в таблицах рабочего листа в виде записей, рисунков

  • Следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии


  • Проводить самостоятельные наблюдения для нахождения информации и проверке гипотез об изменениях в природе.

УМЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА:


  • Определять признаки подготовки к зиме лиственных растений, кустарников, хвойных деревьев и трав

  • Определять цель и план наблюдения

  • Фиксировать результаты наблюдения и опыта в предложенной форме ( словесное описание, рисунок)

  • Следовать инструкции ( плану) проведения наблюдений

  • Выдвигать гипотезы

  • Собирать необходимую информацию и организовывать ее в виде схемы

  • Делать обобщения

ПОДГОТОВКА К ЭКСКУРСИИ:

Экскурсия проводится в сентябре, когда листья начинают желтеть и опадать. Необходимо выбрать участок смешанного леса или парка, наметить объекты наблюдения – деревья, у которых по – разному происходит листопад ( шиповник, дуб, береза, ель, сосна), травы

( одуванчик, лопух, бодяк, чертополох). Перед экскурсией учитель проводит инструктаж о бережном отношении к растениям: нельзя ломать ветви деревьев и кустарников, выдирать растения с корнем, обрывать с растения цветы.


1.Актуализация знаний. Мотивация.

Этап формулирования проблемы и постановка учебной задачи проводится в классе, для того чтобы дети выйдя на экскурсию знали цель исследования.

Учитель: на прошлом уроке мы познакомились с таким явлением как листопад. Что такое листопад? Какое он имеет значение?

Дети: Листопад – это одно из приспособлений лиственных деревьев к холодам. Листья испаряют много влаги, которую черпают из земли. Если бы дерево продолжало эту работу зимой, то оно бы замерзло.

Учитель : А какие еще признаки подготовки растений к зиме есть? Попробуйте сформулировать ваши предложения. Для ТОО, чтобы ваши предложения были разнообразными, у вас есть подсказки – начала предложений для формулировки гипотез.


Большинство растений --------------------------------------------------------------------------------

Плоды и семена ----------------------------------------------------------------------------------------------

Окраска листьев ----------------------------------------------------------------------------------------------

Семена растений ---------------------------------------------------------------------------------------------

Учители записывает предположения детей, вставляя слова и предложения.

В процессе выдвижения гипотез у детей могут возникнуть споры и возражения, но учитель записывает все догадки детей, чтобы усилить проблемность ситуации.

Учитель: Молодцы! Вы выдвинули много предложений о том, что происходит с растениями осенью, но не все согласны с правильностью некоторых предложений. Как можно проверить эти гипотезы?

Дети: Изучить, понаблюдать.

Учитель: Правильно, необходимо выяснить или собрать сведения о том, как растения готовятся к зиме. Какой будет цель нашего исследования?

Дети: Собрать факты о том, как растения готовятся к зиме и проверить гипотезы.

2.Исследования в малых группах

Учитель: Для того, чтобы собрать факты мы отправляемся в маленькое путешествие – экскурсию.

Вводная беседа

Придя на место экскурсии, учитель предлагает детям тихо постоять и послушать звуки природы. Затем дети отмечают какая погод( солнечная, пасмурная), состояние неба (безоблачное, с небольшими облаками, сплошь покрыто тучами).Изменился ли по сравнению с началом сентября внешний вид леса? Какие признаки осени вы наблюдаете?

Как называется это явление?

Учитель формирует группы детей и организует работу в них. Как только все группы закончили исследование, ученики поднимаются в класс для обмена информацией

3.Обмен информацией.

Дать возможность каждой группе представить отчеты. При обмене информацией учитель организует беседу по следующим вопросам: осень является временем созревания плодов и распространения семян. Почему в природе устроено так, что плоды и семена созревают осенью – ведь стало холодней, семена могут замерзнуть? Почему зеленые почки травянистых растений не замерзают?

После представления отчета группы учитель записывает на доске перечень признаков подготовки растений к зиме:

  • Сбрасывание листвы

  • Созревание плодов

  • Распространение семян

  • Образование зимующих почек

4. Организация информации

Для проверки и оценки выдвинутых гипотез необходимо уточнить признаки , характерные для всех групп растений , а какие относятся только к некоторым. В связи с этим необходимо провести классификацию растений и определить наличие в той или иной группе выделенных признаков.

Растения



Лиственные деревья хвойные деревья кустарники , травы


К каким группам растений можно отнести обнаруженные вами особенности подготовки растений к зиме?

5.Обобщение.

Учитель. Как вы теперь можете ответить на вопрос: как готовятся растения к зиме?

Учитель записывает со слов детей листопад, созревание плод, распространение семян, образование зимующих почек – важные признаки подготовки растений к зиме.

6.Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Молодцы! Нам осталось только сравнить полученные выводы с предположениями, высказанными вами в начале урока. Какие предположения вы смогли подтвердить, а какие смогли опровергнуть?

Учитель вместе с детьми исправляет ошибки в предположениях

Большинство растений ----------------------------------------------------------( увядает)

Плоды и семена ----------------------------------------------------------------- ( зреют)

Окраска листьев ----------------------------------------------------------------- (изменяется)

Семена растений -----------------------------------------------------------------(разносятся, сохраняются в плодах)

Что нового сегодня узнали на уроке? Каким способом получили новые знания?

Дети: с помощью собственных наблюдений







Явление

Объекты наблюд-я

Содержание рабочего листа

Группа 1.

Л истопад












Группа 2.

Распространение плодов и семян



















Группа № 3.

Сбрасывание листвы. Хвойные деревья.

1.Дерево, у которого значительная часть листьев опала.

2.Опавшие листья(листопаду предшествует изменение окраски

листьев)

3.Погодные условия





1.Травянистое растение с плодами и семенами (одуванчик, лопух, бодяг)

2.Кустарник

( шиповник)

3. Деревья (ольха,

сосна, дуб). Ветер

переносит семена на другое место в землю, где они будут зимовать под снегом

Плоды явл. кормом для животных зимой,

поэтому семена хорошо защищены.





1.Хвоя у ели и лиственницы.

2.Лист дуба ( осины

березы),

у хвои маленькая поверхность, испаряется мало влаги. Хвоя покрыта восковым налетом.

Зимой у хвои прекращается испарение. Это спасает её от замерзания.

Рабочий лист №1.

1.Посмотрите на дерево. Как оно называется?

-----------------------------------------------------

2.Зарисуйте каким образом опали листья с дерева.

3. Посмотрите опавшие листья. Зарисуйте.

Установите, какой цвет среди опавшей листвы.

4.Подумайте, что предшествовало листопаду

----------------------------------------------------------

5.Посмотрите на листья и определите, какой сейчас ветер.



Рабочий лист №2

1.Изучите, какие растения находятся на вашем участке (растения, деревья. кустарники)

-------------------------------------------------------

2.Соберите плоды с растений на вашем участке. Зарисуйте каждый плод. Опишите плод, в котором прячутся семена.

3.Посмотрите внимательно на землю: нет ли там семян?

------------------------------------

4.Подумайте, как они сюда попали?

5.Собранные плоды положите на ладонь и подуйте на них, имитируя ветер. Что произошло? -----------------------------------------

6.Какое это имеет значение для жизни растений

---------------------------------------------------------

7.Сделайте заключение о том, что происходит с семенами и плодами растений осенью




Рабочий лист № 3

1.Посмотрите на крону дуба и крону ели. Чем

Они различаются? ----------------------------- --

2.Подумайте, почему хвойные деревья не сбрасывают хвою на зиму. --------------------------

3.Для ответа на этот вопрос проведите наблюдение. Сравните лист дуба и хвоинку ели. Зарисуйте в натуральную величину лист и хвоинку. Что вы можете сказать о размере хвоинки ------------------------------------------







Литература:


А.А. Плешаков « Окружающий мир» ( 1 часть), издательство « Просвещение» Москва 2011г

Т.Н. Максимова поурочные разработки по курсу « Окружающий мир»,

« ВАКО» Москва 2012 г.

Наглядно- дидактическое пособие « Расскажите детям о деревьях»,

издательство « Мозаика- синтез» Москва 2008 г.

Атлас- определитель « От земли до неба», издательство « Просвещение» Москва 2006г.

В. Г. Труфанов « Уроки природы родного края» ( Тульская область),

Тула ОАО ИПО « Лев Толстой» 2009 г.

Н. Б. Шумакова Н. И. Авдеева Е. В. Климанова « Развитие исследовательских умений младших школьников», издательство « Просвещение» Москва 2011г.


Слайд 1
Осенняя экскурсия
Слайд 2
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Дедиловская средняя образовательная школа» Тема урока: « Осенние изменения в живой и неживой природе» Форма урока: экскурсия в парк Метод урока: исследование
Слайд 3
Цели: научиться выявлять признаки подготовки растений и насекомых к зиме на основе собственных наблюдений, воспитывать бережное отношение к природе. Планируемые результаты дети учатся : - Выявлять признаки подготовки растений и насекомых к зиме; - Проводить наблюдения за осенними изменениями в природе, в жизни растений и насекомых; - - фиксировать результаты наблюдений в таблицах рабочего листа в виде записей, рисунков; - - следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии; - - проводить самостоятельные наблюдения для нахождения информации и проверки гипотез об изменениях в природе.
Слайд 4
Слайд 5
Я хожу, грущу один:  Осень рядом гдето. Жёлтым листиком в реке утонуло лето. Я ему бросаю круг
Слайд 6
Группа I Рабочий лист №1. 1. Посмотрите на дерево. Как оно называется? ----------------------------------------------------2.Зарисуйте каким образом опали листья с дерева. 3. Посмотрите опавшие листья. Зарисуйте. Установите, какой цвет среди опавшей листвы. 4.Подумайте, что предшествовало листопаду ---------------------------------------------------------5.Посмотрите на листья и определите, какой сейчас ветер.
Слайд 7
Я люблю тебя, осень, за красу небывалую, За нарядные листья и тепло запоздалое, За страду урожайную, паутину летящую, За грибы и за дождик, за печаль настоящую, За лазурную просинь, за седые туманы И за плавно бегущие облаков караваны. Я люблю тебя, осень, и, как Пушкин, мечтаю – Красоту своей области я в стихах воспеваю.
Слайд 8
Группа II Рабочий лист №2 1.Изучите, какие растения находятся на вашем участке (растения, деревья. кустарники) ------------------------------------------------------2.Соберите плоды с растений на вашем участке. Зарисуйте каждый плод. Опишите плод, в котором прячутся семена. 3.Посмотрите внимательно на землю: нет ли там семян? -----------------------------------4.Подумайте, как они сюда попали? 5.Собранные плоды положите на ладонь и подуйте на них, имитируя ветер. Что произошло? ----------------------------------------6.Какое это имеет значение для жизни растений --------------------------------------------------------7.Сделайте заключение о том, что происходит с семенами и плодами растений осенью
Слайд 9
Возле дуба на тропинке Толстый желудь греет спинку, Ловит солнце на бока, Важно смотрит в облака
Слайд 10
Группа III 1.Посмотрите на крону дуба и крону ели. Чем Они различаются? ----------------------------- -2.Подумайте, почему хвойные деревья не сбрасывают хвою на зиму. -------------------------3.Для ответа на этот вопрос проведите наблюдение. Сравните лист дуба и хвоинку ели. Зарисуйте в натуральную величину лист и хвоинку. Что вы можете сказать о размере хвоинки ------------------------------------------
Слайд 11
С заданиями справились !
Слайд 12
Выводы: Ученики научились определять признаки подготовки к зиме лиственных растений, кустарников, хвойных деревьев и трав; определять цель и план наблюдения; фиксировать результаты наблюдения и опыта в предложенной форме ( словесное описание, рисунок); следовать инструкции ( плану) проведения наблюдений; выдвигать гипотезы; собирать необходимую информацию и организовывать ее в виде схемы; делать обобщения.
Слайд 13
Спасибо за внимание !

Полный текст материала Урок-исследование по окружающему миру "Осенние изменения в природе" 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Корпачёва Светлана Анатольевна  Светулик5110
26.01.2013 0 7482 1226

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК