Урок окружающего мира. Тема "Осенние месяцы", 3 класс


ГБОУ СОШ №160

Учитель начальных классов

Виноградова Е.Б.



Осенние месяцы.

Целевые установки урока.

Предметные результаты:

  • Находить признаки осенних явлений  природы и называть особенности жизни людей осенью, которые отразились в старинных названиях осенних месяцев;

  • Называть те черты в судьбе и произведениях художников, что особенно затронули внимание каждого из учащихся;

  • Иметь общее представление о художниках И.И. Левитане,

А.А. Пластове и главных темах их художественного творчества.

Метапредметные результаты:

  • Описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка;

  • Соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью со значением старинных названий осенних месяцев на языке народов своего края;

  • Составлять на основе народной загадки схему круглого года с чередованием сезонов;

  • Сочинять устный рассказ по картине;

  • Соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями природы и хозяйственной жизни на Руси.

Личностные результаты:

  • Осознавать важность умения проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде;

  • Понимать нравственный смысл и красоту старинных осенних обычаев взаимопомощи в труде;

  • Осознавать необходимость эмоционально-эстетического отношения к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества для развития своей личности.

Оборудование. Презентация; запись музыкального фрагмента, относящегося к осени, из цикла времена года П.И Чайковского; волшебный клубочек; предметы быта, украшенные хохломской росписью в осенней цветовой гамме, или их изображения; поделки из растительных природных материалов; куклы-неразлучники, ИКТ.

                                               Ход урока.

Актуализация знаний и умений

-Вспомним правила поведения на уроке. Мы с вами завершили изучение раздела  «Вселенная, время, календарь». Вы должны были подготовиться к тестированию. На выполнение заданий даю 6-7 минут. Задания на парте.(тесты)

  -Целеполагание

- Ребята мы сегодня с вами отправимся в гости. А будет сегодня нас сопровождать …Угадайте кто?

Что за зверь лесной, 
Встал, как столбик, под сосной, 
И стоит среди травы, 
Уши больше головы? (заяц)

-Ребята, а заяц пришел не с пустыми руками. Ребята вы сюрпризы любите? Вот зайчик приготовил для вас сюрприз. В конце урока самые активные , трудолюбивые дети получат сюрприз.

-А сейчас мы отправимся в гости.  Вы любите ходить в гости? Как себя нужно вести в гостях? Угадайте к кому? Слово предоставляется Айсун.

Долгие ночи, дождливые, темные,

И разрушенье – куда не взгляни,

Сыплются с дерева листья поблекшие,

В поле желтея, поникли кусты;

По небу тучи плывут бесконечные…

Осень докучная!.. Да, это ты! (слайд №1)

Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! 
(Сентябрь) (слайд№2)


Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
(Октябрь)(слайд№3)

Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!
(Ноябрь)(слайд№4)

-Сформулируйте тему  сегодняшнего урока. ( Осенние месяцы)

-Что бы вы хотели узнать на уроке? (откуда произошли названия осенних месяцев)

 -Что это такое?(годовой круг)

 -В каком порядке следуют друг за другом осенние месяцы? (плакат на доске)

 -А кто из вас знает, откуда к нам пришли современные названия месяцев?

  -В нашем языке, как и во многих других, названия месяцев происходят из латинского языка.

  -СЕНТЯБРЬ. Происходит от латинского: September. «Septem» - семь, так как это был 7-й месяц старого римского календаря. В то время год начинался с марта.

  -ОКТЯБРЬ. Происходит от латинского: October. «Оcto» – восемь. Это был 8-й месяц старого римского календаря. 

   -НОЯБРЬ. Происходит от латинского: November. «Novem» - девять, так как это был 9-й месяц старого римского календаря.

  -Но у славян были и  свои имена, связанные с "характером" месяца, его основными признаками.

 -Теперь я буду называть осенние месяцы их старинными русскими именами, а вы внимательно слушайте их звучание, вспоминайте, что вам известно об осенних явлениях природы и постарайтесь объяснить, о чем говорят эти старинные названия.

  -Хмурень, ревун, зоревник, дождезвон. Так называли какой месяц? Кто догадался?(Сентябрь) Объясните происхождение этих слов!

   -Позимник, листопад, грязник, хлебник, капустник, свадебник. Какой месяц  в старину так называли?(Октябрь)  Объясните происхождение этих слов!

 – Листогной, листокос, полузимник, бездорожник. Какой месяц  в старину так называли?(Ноябрь)  Объясните происхождение этих слов!(слайд№5)  Вам все понятно?Покажите сигнальные карточки.

Тренировочные упражнения.

-Откройте рабочие тетради. Задание на стр.36. Прочитай задание Никита.(Слайд №6)

Аналитический этап.

-Продолжаем наше путешествие. Вам все понятно? Покажите сигнальные карточки. -Красота осени всегда вдохновляла поэтов, художников, музыкантов.

Изображения осенних листьев и ягод можно увидеть на старинных изделиях древнего хохломского промысла  (на доске картина). Слайд №7

 -Какие краски использовали народные мастера?

-Откройте учебник с.54-55.

Звучат «Времена года» Послушайте П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь»

-Постарайтесь мысленно войти в картину ,прогуляться  вдоль берега реки. Почувствуйте запах осенней травы. Ощутите прикосновение воздуха. Какое оно. А теперь попробуйте постоять на крылечке вместе с ребятишками. Что вы  чувствуете?

-Попробуйте определить, в какие осенние месяцы мы могли бы наблюдать такие картины?

Физкультминутка

Ветер тихо клен качал,

Вправо, влево наклонял,

Раз – наклон,

Два – наклон, зашумел листвою клен

Аналитический этап

  -Посмотрите на с .54 вы видите  осеннюю куклу.

  -Почему такую куклу могли сделать только осенью? (К осени собирали урожай с полей; складывали на зиму в стога скошенную на корм животным траву.)

   -Какое имя можно дать этой кукле?

    -Как можно описать ее характер? (Щедрая, хлебосольная, гостеприимная, добрая, работящая)

  -Какие старинные названия осенних месяцев  рассказывают об изменениях в природе?

 (Сентябрь – хмурень, ревун, з дождезвон.

Октябрь – позимник,   грязник,.

Ноябрь – листогной, листокос, полузимник, бездорожник.)

-А о чем говорят названия октября «капустник», «свадебник». Давайте спросим об этом наш учебник. Послушайте. Учитель читает текст на с.56-57.

- Обратите внимание на двух кукол в нашем учебнике. Куклы связаны между собой. Одна символизирует мужчину, а другая – женщину. И назывались эти куклы свадебными. Их по другому называют «Куклы неразлучники».Эти куклы с секретом. Они могут двигаться навстречу друг другу. Тогда между ними остается место. Как вы думаете для чего? ( Для того, чтобы добавлять кукол младенчиков. Их добавляли столько, сколько детей родится в семье.)

- Вам все понятно? Покажите сигнальные карточки.

Выводы и обобщения

 -Назовите современные названия осенних месяцев.

 -Как называют их народными именами?

 -Что рассказывают эти названия?

 -Почему поэты и художники  воспевают осень?

  -Прочитайте выводы на стр. 57 учебника.

 - Обещанный сюрприз от зайчика. Отгадайте что принес зайчик?

Само с кулачок, красный бочок, 
Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко.( Яблоко)

http://periodika.websib.ru

http://ru.wikipedia.org

http://www.megabook.ru

http://museum.edu.ru


Полный текст материала Урок окружающего мира. Тема "Осенние месяцы", 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Виноградова Елена Борисовна  Альтаир9081
08.01.2014 0 3845 538

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК