Разработка урока по окружающему миру на тему "Грибы"; 2 класс


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №413

г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА








Начальная школа











Разработка урока окружающего мира

на тему «Грибы»

2 класс






Работу выполнила Чинги Т. А.,

учитель начальных классов









г. Санкт-Петербург

2014 г.

Цели Знакомство с самостоятельным царством грибов. Определение съедобных и несъедобных грибов.

Учебные материалы

Учебник «Мы и окружающий мир» (2 класс) (авт. Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков); муляжи грибов, хлеб с плесенью


1. Определение темы урока

Учитель (включает слайд с изображением леса и звуковой записью птичьих голосов) Давайте пофантазируем. Представьте, что мы отправились в лес в солнечный летний день. Лес — это большой дом. Кто в нем живет?

Дети. Птицы, звери, насекомые.

У. Что еще можно увидеть в лесу?

Д. Деревья, кустарники, травы, цветы, грибы и ягоды.

У. А как будем вести себя, ведь мы пришли в гости?

Д. Не кричать, ничего не ломать, не срывать.

У. Мы взяли с собой корзинки. А для чего?

Д. Собирать грибы или ягоды.

У. Что мы будем собирать, вы узнаете, отгадав загадку. Стою я в чаще лесной целый день на ножке одной.

Д. Это гриб.

У. Скажите, а грибы — это растения?

Д. Высказывают свои мнения.

У. Сегодня на уроке мы это точно узнаем, вы расскажите, что знаете о грибах и узнаете много нового.

2. Новый материал

У. (слайд с разными видами грибов) Грибы знакомы всем. Однако то, что мы называем грибом — это его плодовое тело, орган размножения. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит из тонких белых нитей — грибницы. Как паутинки, они оплетают корни деревьев, поселяются в пнях. С помощью нитей грибницы происходит всасывание воды и минеральных солей. Грибницы отдельных видов могут занимать значительную площадь, поэтому опытные грибники найдя один гриб, обычно ищут вокруг него другие. (Слайд с изображением семейств лисичек, опят). Размножаются грибы спорами. Примером может служить гриб-дождевик, который представляет собой округлое белое тело с мясистым содержанием. Созревший гриб-дождевик темнеет, сморщивается и при раздавливании «взрывается» облачком темного дыма, состоящего из спор. Споры, попадая в благоприятные условия, прорастают. (Слайд)

Многие крупные грибы имеют плодовое тело с характерной шляпкой на ножке, они так и называются — шляпочные грибы.

Ребята, как вы думаете, почему подберезовик имеет такое название?

Д. Он растет под березами.

У. Интересной особенностью многих грибов является их способность к росту и развитию только в тесном сожительстве с корнями других растений. Отмечено, что деревья, лишенные тесной связи с грибами плохо растут и развиваются. Поэтому неопытные грибники, вырывая грибы «с конями» портят не только грибницу, но и наносят вред растущим рядом деревьям. У каждого гриба есть свои любимые места обитания, а у некоторых, как у белого, их даже несколько.

3. Работа с иллюстрациями учебника.

У. Грибы вкусны и питательны. Человек всегда употреблял их в пищу. Но не все грибы съедобны. Среди них есть несъедобные и даже ядовитые. Давайте откроем учебник, рассмотрим иллюстрацию. (Рассматривают) Как же отличить съедобный гриб от несъедобного?

Д. Надо знать.

У. Часто несъедобные грибы очень похожи на съедобные. На иллюстрации учебника изображены пары таких грибов. Давайте рассмотрим отличия. (Дети сравнивают грибы и находят отличия). А вы хорошо знаете грибы? Давайте проверим.

4. Физкультминутка.

У. Мы шагаем по лесу. Я называю гриб, а вы приседаете, если это съедобный гриб, а если несъедобный, проходите мимо, т.е. не приседаете. (Один ученик выходит с корзинкой, выбирает из муляжей грибов названные съедобные грибы)

Мухомор, масленок, бледная поганка, боровик, опята, рыжик, ложноопенок, подосиновик.

5. Работа с муляжами, стихами о грибах.

У. Итак, что же оказалось у нас в корзине? (Ученик достает из корзинки муляж гриба, подготовленные заранее учащиеся рассказывают о грибе стихотворение)

1. Называют меня люди

Часто боровик.

Потому что знают люди-

К бору я привык.

Нравятся мне сосны,

Ели я люблю,

Со многими деревьями

Я вообще дружу.

2. Под соснами, на кочке,

Гриб в малиновом платочке,

Подосиновиком звать.

Меня любят собирать.

Я люблю тепло и влагу,

А от солнышка бегу.

Вот, наверно, потому-то

Я на юге не расту.

3. Точно желтые цыплята,

Разбрелись в бору маслята.

Снизу донышко под пленкой

Ободок на ножке тонкой.

Нас ищи в бору сосновом,

Или в ельнике ищи.

Среди веток и иголок

Шляпку бурую смотри.

А когда в бору сосновом

Хлынут летние дожди -

Заблестит грибная шляпка

Точно масло. Вот смотри!

4. Рядышком с иголками

Мы растем под елками.

Любим сосны мы и ели,

Шляпку плоскую имеем.

А под ней идут круги.

Среж-ка нас и не беги,

Когда увидишь на руке

Сок, оранжевый на вид.

Не бойся, он не ядовит.

5. Мы веселые ребята,

А зовут нас все — опята.

Так назвали нас не зря:

Мы на пне живем, друзья.

У. В нашей стране насчитывается свыше 100 видов съедобных грибов, однако в пищу употребляется чуть более 30 видов. (Слайд)

6. Исследовательская работа

У. Нужны ли в лесу несъедобные грибы? Зачем они растут в лесу?

Д. Высказываются.

У. Прочитайте текст из учебника на стр.148. (Дети читают, добавляют то, что не было названо) Сделаем вывод. Грибы ценят не только люди. Они очень нужны лесу и его обитателям. Грибы входят в рацион питания белок, оленей, лосей, сорок, насекомых. Некоторыми грибами лечатся животные. Поэтому никогда не сбивайте, не топчите их, т.к. кому-нибудь они пригодятся.

Грибы разрушают старые пни, упавшие веточки, листья, превращая их в вещества, необходимые растениям.

(Учитель демонстрирует хлеб с плесенью) Скажите, встречались ли вы с такой ситуацией? Что это?

Д. Это плесень.

У. Знает ли вы, что это тоже грибы? Среди царства грибов есть разные виды грибов. Многие из них используются в пище и медицине. Из особого плесневого гриба получают ценное лекарство — пенициллин. Гриб под названием дрожжи помогает выпекать вкусные булочки, есть кефирный гриб и гриб для изготовления сыра, хорошо утолит жажду настой чайного гриба. Но есть такие, что наносят вред. Их называют паразитами. (Слайд с изображением спорыньи, головни, трутовика)

Давайте попробуем ответить на вопрос, который я задала в начале урока: гриб — это растение? Прочитайте первый абзац статьи учебника.

Д. Грибы не растения, а самостоятельное царство живой природы.

У. Наша прогулка в лес подходит к концу. А теперь выберите и закончите любое предложение. На доске:

На уроке я узнал(а) …

После урока мне захотелось …

7. Домашнее задание

У. Домашнее задание выберите по желанию:

1. Составить рассказ о том, как вы ходили со своими близкими за грибами.

2. Составьте описание любого несъедобного гриба.



Использованная литература

1. Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир» (1-2 классы) «Учебная литература», 2010г.

2. Что такое. Кто такой. Академия педагогических наук СССР. Москва, «Педагогика», 1975г.

3. Популярная медицинская энциклопедия. Ред. Б. В. Петровского. Москва, «Советская энциклопедия», 1981г.


Полный текст материала Разработка урока по окружающему миру на тему "Грибы"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чинги Татьяна Анатольевна  tatyana9819
25.09.2014 2 4276 844

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 2
avatar
2 Валентина8386 • 19:15, 22.12.2014
Очень подробная и интересная разработка по теме "Грибы". Урок - путешествие поможет детям легко усвоить данную тему. Они научатся определять съедобные и несъедобные грибы. Такой нужный материал беру на заметку. Спасибо!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 iriffkinfrolova • 10:45, 30.09.2014
Прекрасный материал! Обязательно буду пользоваться в своей работе!