Групповая проектная работа «Зерно успеха»; 3 класс


Проектная работа о бережном отношении к хлебным растениям, о том, как выращивают пшеницу, о борьбе с болезнями растений и значении хлеба в наше время.           

Цель проекта: Сформировать у детей бережное отношение к зерновым культурам Кубани, следить за качеством продуктов употребляемых в повседневной жизни, умение соотносить полезность своих поступков относительно состояния растительного мира в своем городе и Краснодарском крае. 

Задачи проекта: 

  • формировать умение работать в группе;
  • прививать умение использовать в работе современные технологии;
  • расширять кругозор учащихся по данной проблеме;
  • формировать бережное отношение к хлебу в повседневной жизни;
  • познакомить учащихся с основами науки экология.

Ход проекта: Прежде чем выбрать данную тему наша группа учащихся  проанализировала текущие проблемы выращивая зерновых культур в крае. Из-за постоянного увеличения объема выращивания зерновых культур, с каждым годом проблема увеличения болезни семенного материала становится все более актуальна. В ходе проведенных опытов ученикам была представлена информация о том, как можно сохранить семенной материал от различных вредителей, болезней. Благодаря проведенным практическим работам, мы убедились, что существует целый микромир, способствующий сохранению качества зерновых культур. Так же было изучено, как важно правильно применять питательные элементы для почвы и  грамотно подбирать удобрения для качественного урожая.   

Эксперимент-наблюдение:
В сентябре месяце группа учащихся наблюдала за употреблением хлебных изделий в нашей столовой. Участники проекта выяснили, что хлеб в нашей школе не всегда используется экономично. Мы решили проводить в школе классные часы по теме: «Хлеб - наше богатство»,  в ходе которого постарались объяснить учащимся, насколько долог и сложен процесс выращивания, переработки зерна и изготовления хлеба.   

Результаты наблюдений:
Хлеб занимает особое место в нашем питании. Без хлеба невозможно представить пищевой рацион как здорового человека, так и тех, кто нуждается в диетическом питании. К тому же хлеб обладает довольно редким для пищевых продуктов свойством – он никогда не надоедает, что позволяет включать его в рацион повседневно. 
Хлеб – важный и наиболее доступный источник ценного растительного белка, содержащего ряд незаменимых аминокислот (метионин, лизин).    

В пшеничном хлебе белка содержится больше, чем в ржаном (соответственно 8,6 и 5,6%).
Особенно много в хлебе углеводов (в ржаном 40 – 43%, пшеничном 42 – 52%); жиров в нем мало – от 0,6 до 2,9%.
Хлеб – существенный источник витаминов группы В. Он служит повседневным поставщиком растительной клетчатки. Наконец, хлеб – источник необходимых организму минеральных веществ, а именно калия, кальция, магния, натрия, фосфора, железа.

Непросто приходит хлеб на наш стол. Хлебный каравай начинается с зернышка. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен. И для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук.

Путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить ее для посева семян. Пословица гласит: «Весенний день – год кормит». Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.

Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Для посева нужны средние, нормальные зернышки. Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе – сентябре, а убирают в июне – июле, они дают большой урожай.

На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях.
Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны.

Потом зерно на машинах везут на элеватор, где сохраняют его от холода, от сырости, от вредных жучков.

Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни.
Из пекарни на специальных машинах готовый хлеб везут в магазины.

Из магазинов хлеб попадает к нам на стол в виде огромного многообразия хлебобулочных изделий (более 100 сортов хлеба, печенье, кексы, булочки, пирожки, праздничные куличи, сухарики и т.д.)  

По теме данного проекта мы посетили следующие экскурсии:

  • Экскурсия на кафедру защиты растений Кубанского государственного аграрного университета;
  • Экскурсия в Фитопатологические лаборатории для научно-исследовательских работ НИР.

Посетив кафедру фитопатологии, энтомологии и защиты растений, мы познакомились с доцентами кафедры Смоляной Н.М. и Анцуповой Т.Е. Они рассказали нам о специальности защитника растений и предложили принять участие в настоящих опытах.

Известно, что жизнь растений начинается с зародыша, т.е. с прорастания.  В семени кроется вся сила будущего растения и будущего урожая, поэтому нужно помочь вырасти им здоровыми и сильными. Таким образом, чтобы понять здоровье семени или зерна, надо его проанализировать. Это мероприятие называется фитоэкспертиза. Фито – растение, экспертиза – анализ.

Для проведения фитоэкспертизы существуют определенные требования, описанные в методике. 

В каждую чашку Петри предварительно протертой дезинфицирующим раствором на дно выкладывается стерильные, фильтровальные диски. Они смачиваются дистиллированной водой.

Анализируется 100 семян в трехкратных повторностях. Повторности необходимы, для объективности результатов. Раскладываются в 2 чашки по 33 семени, а в одну 34, чтобы вообщем получилось 100 семян. Для выкладывания надо рассмотреть семя и увидеть их строение. Найти бороздку, хохолок и зародышевую почку.

Семена выкладываются бороздкой вниз, зародышевой почкой вверх. Семена не должны касаться друг друга (в 6 рядов: 2 ряда – центральный по 7 шт., 2 – по 6шт., крайние ряды – 4 и 3 шт.)

Чашки Петри помещаются в термостат или в помещение с постоянной плюсовой температурой, мы поместили чашки в классе на окно. Каждый день мы смачивали фильтровальную бумагу дистлированной водой по 1 мл, чтобы семена могли набухать и расти. На третий день, мы определили энергию прорастания, т.е. способность семени формировать росток и корешок, размером до 1 см. 

На пятый день мы определяем всхожесть. Это способность семени образовывать ростки и корни длиннее 1 см.

Энергия прорастания и всхожесть – это показатели посевных качеств семян, по их значению определяется пригодность семенного материала к посеву. Для этого существует ГОСТ- Государственный стандарт. По ГОСТу всхожесть посевных семян не должна быть ниже 87% посевным качествам предъявляемый ГОСТ.

На седьмой день проводится определение поражаемости семян различными микроорганизмами. Для правильной диагностики необходимо обязательно знать строение и внешние признаки микроорганизмов. Помощь в определении патогенов могут оказать специалисты по защите растений.

В нашем опыте мы делали фитоэкспертизу семян озимой пшеницы сорта Дельта. Этот сорт выведен на Кубани в институте сельского хозяйства им. Лукьяненко П.П. В результате сорт подтвердил свою высокую энергию прорастания, всхожесть и соответствует посевным качествам предъявляемым ГОСТ.

Снижение энергии прорастания всхожести по отношению к энергии прорастания, связаны с гибелью семян, пораженных грибами и бактериями. На семенах нами обнаружено 5 видов микроорганизмов, которые различаются по цвету и строению микроорганизмов. 

Вывод: 

Таким образом, в результате фитоэкспертизы семян озимой пшеницы сорта «Дельта», нам удалось определить энергию прорастания – 98%, всхожести -95% и поражаемости – 47%.

Наибольшее количество грибов выявлено с розовым (физариум) и черным плесневением (альтернария).

Такие результаты,  говорят о необходимости для сохранения посевных качеств семян проведения защитных мероприятий или обеззараживания семян. Этим и занимаются агрономы по защите растений.

Много надо приложить труда, чтобы вырастить хлебные растения. Мы должны относиться к хлебу бережно. Всегда ли мы это делаем? Нередко бывает, оставляем недоеденный кусок хлеба, а то и выбрасываем его. Поступая так, мы теряем хлеб и проявляем неуважение к труду тех, кто выращивал его, заботился о том, чтобы он был у нас на столе.

Помните, что хлеб-это наше богатство. На Земле еще есть много людей,  которые голодают, которые не имеют даже куска хлеба.
Берегите хлеб!


Полный текст материала Групповая проектная работа «Зерно успеха»; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Новокрещенова Ольга Николаевна  O_Novok
24.04.2017 0 323 47
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0