Конспект урока по КБНС с применением ИКТ "Культура коряков: праздники, традиции"; 1 - 4 классы


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Лесновская основная общеобразовательная школа»















Конспект урока по предмету «Культура и быт народов Севера» с применением ИКТ «Культура коряков:праздники ,традиции»

1-4класс









Выполнила:

Наянова С.Н.

учитель нач классов

,








С.Лесная Камчатский край

С.Лесная

2016 – 2017учебный год

Конспект урока предназначен для учащихся 1-4 классов.

Цель: Цели :формирование у детей познавательных действий об объектах окружающего мира: о малой родине и Отечестве ,представление о социокультурных ценностях нашего народа .Продолжить знакомство детей с культурой ,обычаями ,традициями народов СЕВЕРА. Приобщение к системе культурных ценностей родного края

.

Ожидаемый результат:

Продолжить следовать правилам и традициям предков.



Ход урока

Орг.момент

-Ребята ,давайте посмотрим на карту России и найдем наш Камчатский край .Где он находится?

-Покажите наше село .Как оно называется по-корякски?

(Вэемлэн)

-Кто живет в селе ?Люди каких национальностей?

(Коряки ,ительмены ,чуваши ,хакассы ,русские)

-Преимущественно в нашем селе живут коряки-нымыланы (береговые).Вы это знаете.

У каждого народа своя культура ,свои традиции и обычаи ,которые. сформировались и сложились в результате длительного отбора на протяжении многих веков. В них проглядывается исторический путь развития народа, стремления и чаяния. Жизнь северных народностей отличается от жизни остальных территорий нашей необъятной России.

Послушайте стихотворение о нашей Камчатке

. Гляжу,любуясь со скалы

Суровой красотой Камчатки.

Кружа вверху,парят орлы,

К подножью жмутся куропатки.

В распадках гордые березы

Корнями встали на гранит.

Здесь коронуются морозы,

Здесь песня севера звенит.

Кедрач венком вечнозеленым

Украсил голову горы.

Я не бывал таким влюбленным

В родимый край до сей поры.

Вперед,мой друг,моя палатка,

Нам снова в даль ,нам снова в путь!

Я чувствую: опять Камчатка

Волной вливается мне в грудь!

Север один ,но народов ,населяющих его бескрайние просторы много. Есть что то общее, но и различия есть.

Отличаются и праздники ,песни, танцы т.д.

Сегодня мы с вами вспомним корякские праздники.

-Какой самый главный национальный праздник нашего села?

( Ололо )

-Что вы знаете об этом празднике?

-В какое время года его празднуют?

(Поздней осенью ,когда выпадет первый снег)

-Где устраивают праздник?

(В доме того охотника ,который убил нерп у, медведя ,барана)

-Что охотники делают на празднике?

(Они из веток и травы мастерят фигурки нерп, медведей ,баранов ,столько ,сколько добыли животных)

-Мы бывали на Ололо все ,и вы все видели своими глазами как все происходит.

-Что вам больше всего нравится в празднике?

(Угощение и танцы .Можно танцевать до утра корякские танцы под бубен)

Чем угощают хозяева праздника гостей?

(юколой ,толкушей ,рыбными блюдами)

Видео (фрагмент начала праздника)

-Праздник готовится задолго до него! Это очень нелегкий труд! Начинается работа еще весной, продолжается все лето.

Бабушки собирают коренья, иван-чай, собирают шикшу, сушат икру .Осенью идет промысел на морзверя. Чтоб приготовить толкушу-главное угощение праздника, надо столько потрудиться!!!

Ведь в него входит около 10 компонентов !После вкусного ужина все готовятся к основному действию- охотники заносят дерево удачи. Все радуются, песнями и танцами под бубен встречают охотников с деревом. Они ставят дерево на почетное место и все начинают танцевать и веселиться еще больше. Мужчины вешают фигурки животных на дерево. Женщины морскую траву. Веселье может продолжаться всю ночь. Фигурки не забывают кормить-поить и относиться к ним как к живым, тем самым как бы извиняясь перед ними ,что пришлось их убить.

Утром выносят дерево из дома ,провожают с бубном, отправляя снова всех животных на волю, чтоб не переводились в природе!

Вот так весело проходит наш любимый праздник Ололо.

Слайд 1-4 «Ололо в Кинкиле »

-Сейчас одна из учениц станцует танец нерпы.(Танец)

-Какие еще праздники вы знаете?

-Праздник первой рыбы.

-Да, северные люди устраивали такой праздник. Заманивали рыбу в наши реки и море. Вся жизнь наших предков зависела от количества рыбы в реках ! Сушили, солили, квасили на зиму. Надо было и семье заготовить и собакам.

Видео (фрагмент обряда )

На всех праздниках устраивали состязания .Сейчас мы узнаем кто из вас самый сильный, ловкий, выносливый.

Игры-состязания:

- перетягивание палки

-метание чаута

-прыжки через нарты

Наши предки на праздники надевали самую лучшую одежду, сшитую из шкур.

Слайд 5-8

-Как называется эта одежда?

(кухлянка, малахай ,торбаза..)

-Чем украшали одежду?

(бисером, кожей, мехом..)

-Раньше по одежде узнавали кто ее шил, у каждой мастерицы была своя манера шитья, по шву даже определяли хозяйку изделия.

-Рассмотрите вещи ,которые сшила бабушка вашего одноклассника.

-Посмотрите-все вещи украшены бисером,орнаментом.Как мастерицы старались чтоб вещь не только теплой была,но и выглядела красиво,независимо от того мужская или женская одежда.

-Наш урок закончен.

Что вам больше всего понравилось?

-А сейчас мы под бубен станцуем корякский танец!!!

Итог урока.




Полный текст материала Конспект урока по КБНС с применением ИКТ "Культура коряков: праздники, традиции"; 1 - 4 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Наянова Светлана Николаевна  Публикатор
08.09.2017 0 2881 90

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК