Конспект урока по КБНС с применением ИКТ "Культура коряков: праздники, традиции"; 1 - 4 классы


Конспект урока предназначен для учителей начальных классов при проведении уроков КБНС и окружающего мира при ознакомлении детей с жизнью и бытом народов Крайнего Севера.

Цели:

  • формирование у детей познавательных действий об объектах окружающего мира: о малой родине и Отечестве ,представление о социокультурных ценностях нашего народа
  • продолжить знакомство детей с культурой ,обычаями ,традициями народов Севера
  • приобщение к системе культурных ценностей родного края

Ожидаемый результат:
Продолжить следовать правилам и традициям предков. 

Ход урока
Орг.момент
-Ребята ,давайте посмотрим на карту России и найдем наш Камчатский край .Где он находится?
-Покажите наше село .Как оно называется по-корякски?
(Вэемлэн)
-Кто живет в селе ?Люди каких национальностей?
(Коряки ,ительмены ,чуваши ,хакассы ,русские)
-Преимущественно в нашем селе живут коряки-нымыланы (береговые).Вы это знаете.

У каждого народа своя культура ,свои традиции и обычаи ,которые. сформировались и сложились в результате длительного отбора на протяжении многих веков. В них проглядывается  исторический путь развития народа, стремления и чаяния. Жизнь северных народностей отличается от жизни остальных территорий  нашей необъятной России.

Послушайте стихотворение о нашей Камчатке
Гляжу,любуясь со скалы
Суровой красотой Камчатки.
Кружа вверху,парят орлы,
К подножью жмутся куропатки.
В распадках гордые березы
Корнями встали на гранит.
Здесь коронуются морозы,
Здесь песня севера звенит.
Кедрач венком вечнозеленым
Украсил голову горы.
Я не бывал таким влюбленным
В родимый край до сей поры.
Вперед,мой друг,моя палатка,
Нам снова в даль ,нам снова в путь!
Я чувствую: опять Камчатка
Волной вливается мне в грудь!
Север один ,но народов, населяющих его бескрайние просторы  много. Есть что то общее, но и различия есть.
Отличаются и праздники, песни, танцы т.д.
Сегодня мы с вами вспомним корякские праздники.
-Какой самый главный национальный праздник нашего села?
(Ололо )
-Что вы знаете об этом празднике?
-В какое время года его празднуют?
(Поздней осенью ,когда выпадет первый снег)
-Где устраивают праздник?
(В доме того охотника ,который убил нерп у, медведя ,барана)
-Что охотники делают на празднике?
(Они из веток и травы мастерят фигурки нерп, медведей ,баранов ,столько ,сколько добыли животных)
-Мы бывали на Ололо  все ,и вы все видели своими глазами как все происходит.
-Что вам больше всего нравится в празднике?
(Угощение и танцы .Можно танцевать до утра корякские танцы под бубен)
Чем угощают хозяева праздника гостей?
(юколой,толкушей ,рыбными блюдами)

Видео (фрагмент начала праздника)
-Праздник готовится задолго до него! Это очень нелегкий труд! Начинается работа еще весной, продолжается все лето.

Бабушки собирают коренья, иван-чай, собирают шикшу, сушат икру .Осенью идет промысел на морзверя. Чтоб приготовить толкушу-главное угощение праздника, надо столько потрудиться!!!

Ведь в него входит около 10 компонентов !После вкусного ужина все готовятся к основному действию- охотники заносят дерево удачи. Все радуются, песнями и танцами под бубен встречают охотников с деревом. Они ставят дерево на почетное место и все начинают танцевать и веселиться еще больше. Мужчины вешают фигурки животных на дерево. Женщины морскую траву. Веселье может продолжаться всю ночь. Фигурки не забывают кормить-поить и  относиться к ним как к живым, тем самым как бы извиняясь перед ними ,что пришлось их убить.
Утром выносят дерево из дома ,провожают с бубном, отправляя снова всех животных на волю, чтоб не переводились в природе!
Вот так весело проходит наш любимый праздник Ололо.

-Сейчас одна из учениц станцует танец нерпы.(Танец)
-Какие еще праздники вы знаете?
-Праздник первой рыбы.
-Да, северные люди устраивали такой праздник. Заманивали рыбу в наши реки и море. Вся жизнь наших предков зависела от количества рыбы в реках ! Сушили, солили, квасили на зиму. Надо было и семье заготовить и собакам.

Видео (фрагмент обряда )
На всех праздниках устраивали состязания .Сейчас мы узнаем кто из вас самый сильный, ловкий, выносливый.

Игры-состязания:
- перетягивание палки
-метание чаута
-прыжки через нарты
Наши предки на праздники надевали самую лучшую одежду, сшитую из шкур.
-Как называется эта одежда?
(кухлянка, малахай ,торбаза..)
-Чем украшали одежду?
(бисером, кожей, мехом)
-Раньше по одежде узнавали кто ее шил, у каждой мастерицы была своя манера шитья, по шву даже определяли хозяйку изделия.
-Рассмотрите вещи ,которые сшила бабушка вашего одноклассника.
-Посмотрите-все вещи украшены бисером,орнаментом.Как мастерицы старались чтоб вещь не только теплой  была,но и выглядела красиво,независимо от того мужская или женская одежда.

-Наш урок закончен.
Что вам больше всего понравилось?
-А сейчас мы под бубен станцуем корякский танец!!!
Итог урока.


Полный текст материала Конспект урока по КБНС с применением ИКТ "Культура коряков: праздники, традиции"; 1 - 4 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Наянова Светлана Николаевна  Публикатор
08.09.2017 0 169 8
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0