Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Разговор с внуком, или какие народы живут на Урале"

Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Разговор с внуком, или какие народы живут на Урале"

Образовательный ресурс (конспект, презентация, интерактивный тест по изучаемой теме) может быть использован при изучении национально-региональных, этнокультурных особенностей Уральского региона (в том числе Челябинской области) в рамках предмета «Окружающий мир» в 3-4 классах УМК «Школа России», «Школа 2010», «Школа XXI века», «Гармония» и др., а также в системах развивающего и коррекционного обучения на внеклассных мероприятиях.

Название УМК: образовательный ресурс может быть использован при изучении национально-региональных, этнокультурных особенностей Уральского региона (в том числе Челябинской области) в рамках предмета «Окружающий мир» в3-4 классах УМК «Школа России», «Школа 2010», «Школа XXI века», «Гармония» и др., а также в системах развивающего и коррекционного обучения на внеклассных мероприятиях.

Цель: знакомство с национальным составом Уральского региона, с особенностями быта башкир, татар и русских народов в старину.

Задачи
Предметные: познакомить учащихся с национальным составом Уральского региона, с особенностями быта башкир, татар и русских народов в старину; продолжить работу по формированию   таких понятий, как: страна, край (регион), административный центр – город; учить находить на физической карте России Уральский регион; учить находить на карте Челябинской области родной город (Кыштым) и областной центр -город (Челябинск).

Метапредметные: развивать способность обучающихся принимать и сохранять учебную цель и задачи; развивать способность к саморегуляции поведения; развивать умение самостоятельно искать средства решения поставленной задачи; развивать умение сотрудничать со сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Личностные: воспитывать интерес к профессиям (в частности, к профессии «археолог»);воспитывать интерес к образу жизни народов, населяющих родной край; воспитывать уважение к культуре народов разных национальностей; формировать осознание своей этнической принадлежности.

Раздаточный материал: для проведения организационного момента – карточки с написанными буквами («Р», «О», «С», «И», «Я»; карточки раздаются вразброс, общее количество карточек равняется количеству учащихся в классе); распечатка географической карты Челябинской области (для работы в парах); распечатка итогового теста (по количеству учащихся).

Техническое и программное обеспечение
При индивидуальной и групповой работе требуется техническое обеспечение: компьютер (ноутбук), компьютерная мышь.При фронтальной работе рекомендуется использовать к вышеперечисленному оборудованию мультимедиа проектор, звуковые колонкии экран. Рекомендуемые программы: PowerPoint   2007 / 2010 / 2013. 

Ход внеклассного мероприятия
I.    Организационный момент
- Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
•    Игра на развитие внимания «Облака»
- Посмотрите, ребята, на свою парту. У каждого из вас лежит карточка, на которой написана буква. Перед тем, как сесть на своё рабочее место, мы поиграем с вами в игру «Облака».  Послушайте правило игры: на экране будет проплывать облако с написанной буквой; тихо должны сесть те ребята, у которых совпадёт буква с вашей карточкой на парте. (На облаках написаны буквы «Р», «О», «С», «И», «Я»)
Слайд № 2

Ученики слушают инструкцию к игре; соотносят свою букву, написанную на карточке, с буквой на экране; в соответствии с требованием должны ТИХО сесть на своё рабочее место.  

II.    Сообщение темы классного часа
-Давайте, ребята, вспомним, какие буквы встретились нам в игре. (Учитель выслушивает ответы детей.)

•    Игра «Составьте слово»
- В хоровод наших букв я добавлю ещё одно облако с буквой «С».  Переставьте буквы местами, и у вас получится слово.
-Какое слово у вас получилось? (Получилось слово «Россия»).
-Что обозначает это слово? (Это название страны, в которой мы живём).
Слайд № 3

-Сегодня, ребята, на классном часе мы побываем в гостях у маленького Егорки. Егор – любознательный мальчик, и каждую минуту он задает дедушке Матвею разные вопросы. И вот однажды внук спросил дедушку: какие народы живут в нашем крае? Этот вопрос и будет темой нашего классного часа. 
Слайд № 4

Ученики слушают инструкцию к игре; выполняют задание в соответствии с требованиями; закрепляют название нашей страны. 

III.    Работа по формированию понятий «страна», «край», «административный город»
•    Знакомство с названием края (региона) «Урал»
-Чтобы ответить на вопрос Егорки, дедушка Матвей сначала предлагает вам посмотреть на карту нашей Родины. Наша страна – Россия занимает огромную территорию. (Учитель показывает указкой границы России). Наш край, где мы живём, находится возле Уральских гор. (Учитель показывает на карте протяженность Уральских гор). Название гор подсказывает вам название нашего края, региона.
-Как называется наш край? (Наш край называется –Урал.)

Слайд № 5
•    Знакомство с административными центрами –городами Урала
-В Уральском округе находится 140 городов; давайте прочитаем названия административных центров, которые являются наиболее крупными городами Урала.
-Какой из этих городов является нашим областным центром? (Наш областной центр – это город Челябинск.)

Слайд № 6
•    Работа с картами Челябинской области
-У вас на парте лежит карта Челябинской области. Помогите Егорке найти на карте название своего города и города Челябинска. (Работа в парах.)
Слайд № 7

•   Проверка (фронтальная)
Вывод: наш город, как и город Челябинск, расположен в южной части Урала, поэтому в разговоре взрослых можно часто услышать, что мы живем на Южном Урале.
•    Акцентуация внимания на главном вопросе классного часа
- Вот мы и подошли к главному вопросу, который задал Егорка дедушке: какие народы живут в нашем крае.    Ученики знакомятся с географической картой России, соотносят название Уральских гор с названием края (региона), в котором живут;учатся находить на физической карте России Уральский регион.

Ученики читают названия административных городов Урала.
IV.    Знакомство с национальным составом Уральского региона, 
с особенностями быта башкир, татар и русских народов в старину
•    Знакомство с понятием «археолог»
-Когда Дедушка Матвей был молодым, то он работал археологом.
-Кто из вас знает, что обозначает слово «археолог»? (Учитель выслушивает ответы детей.)
Слайд № 8

- Археолог – это учёный, который изучает человеческую историю по вещественным источникам. К вещественным источникам относятся орудия труда, посуда, украшения, предметы искусства, остатки строений и другие предметы, некогда созданные человеком. Работа археолога связана с постоянными раскопками, походами, экспедициями, исследованиями, которые помогают сделать великие открытия и по крупицам воссоздать все этапы жизни людей от момента зарождения человечества. 
Когда дедушка Матвей работал археологом, он побывал во многих местах Урала.

•    Рассказ о первом человеке на Урале
-Очень интересное исследование проводил дедушка Матвей в республике Башкортостан. Вместе с другими учёными - археологами он обнаружил в районе озера Карабалыкты, недалеко от деревни Ташбулатово, древнейшую стоянку первобытного человека. Там же был найден целый скелет древнего человека. По останкам скелета ученые воссоздали его облик. 
А в пещере Шульган-таш, на берегу Белая (Агидель), учёные обнаружили наскальные рисунки первобытного человека. Здесь изображены фигуры мамонтов, лошадей и носорогов. Картинки свидетельствуют о том, что древние люди, населявшие когда-то наш край, видели этих животных в непосредственной близости.
Слайд № 9

•    Физминутка «Наскальные рисунки»
-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Наскальные рисунки». Выполняем упражнения в соответствии с рисунком.
Слайд № 10

•    Общие сведения о национальном составе Урала
-Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, здесь проживают не только русские, но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие.
-В Челябинской области больше всего проживает русских, башкир и татар. О людях этой национальности нам расскажет дедушка Матвей.
Слайд № 11

•    Рассказ о башкирских народах
-В давние-давние времена жил да был кочевой народ. Кочевой народ с места на места кочевал, лучшие места искал. Было у кочевого народа много скота, а животным нужны просторные степи, богатые травами, да реки с чистой водой. 
Там, где жили кочевники, травы и воды мало. Решили они поискать лучших мест. 

Долго-долго шли кочевники, устали. Задумались аксакалы: что делать? Куда идти, на запад или на восток, на север или юг? Аксакалы – это старшие, самые умные люди. И вдруг, они увидели стаю волков. Вожак стаи, самый умный волк, подошёл к аксакалам. Волчий вожак встал впереди каравана и повёл его дальше. 

Долго шли люди за волком, пока не дошли до благодатной земли, богатой реками и озёрами с чистой водой, степями с зелёной травой, лесами да горами. Дойдя до этого места, волчий вожак исчез. 

Посоветовавшись между собой, аксакалы кочевого народа решили: «Нам не найти земли прекраснее этой. Остановимся же здесь и сделаем её своим становищем». И стали жить они на этой земле, красоте и богатству которой нет равной на свете. Поставили юрты, стали разводить скот: коней, овец, коз, коров, верблюдов. 

С тех пор этот народ стал называть себя «башкортар», то есть людьми, пришедшими за главным волком. Потомки «башкортов» и в наши дни на Урале живут, их башкирами зовут.

Летом башкиры по степи кочевали, дома-юрты с собой брали. Юрта – это дом. Из реек юрту собирали, войлоком покрывали. В юрте в стужу тепло, в жару прохладно. Внутри юрты, в центре - очаг, согреть и накормить семью он рад. Лежанки да сундуки, на полу тёплые ковры. Башкиры на коврах пьют и едят, на стульях они не сидят.

Зимой башкиры жили в аулах, в деревянных домах. Аулы строили в долинах рек или около густых лесов. В реках башкиры ловили рыбу. В лесах они охотились, собирали ягоды, грибы и мёд диких пчёл. 
Слайд № 12

•    Рассказ о татарском народе
-Не только башкир привлёк наш благодатный край. Поселились на землях Урала татары. По традиции татарские села располагались на берегах рек. Традиционным жилищем татар была изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад избы украшался многоцветной росписью.
Татары трудолюбивый народ. Они занимались ремёслами и торговлей. Татарских детей с ранних лет учат уважать старших и не обижать младших. Татары очень гостеприимны, гостей сладким чак-чаком, шербетом, мёдом и душистым чаем угощают, переночевать предлагают.

Слайд № 13

•    Рассказ о русском народе
Русские люди Урал заселяли, лес корчевали, строили избы. Хлеборобы распахивали землю, сеяли рожь да овёс. Осенью собирали урожай. Русские мастеровые люди добывали руды, работали на заводах.Военные строили крепости. Купцы торговали.
Слайд № 14

Так и живут рядом башкиры, татары и русские. Каждый народ разговаривает на своём языке, своим богам молится, носит свою национальную одежду. Народы Урала свои обычаи соблюдают, о дружбе не забывают.
Слайд № 15

V.    Закрепление     
•    Заключение
- В нашем крае, как и во всей России, живут разные народы.
Сильна великая держава
Сынами, дочерьми своими.
России не померкнет слава,
Пока мы вместе и едины! 

Автор: Сырейщикова Алёна Евгеньевна  Лучистая
31.01.2018 0 419 2

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0