План-конспект урока окружающего мира "Путешествие по Москве"; 2 класс


УМК «Школа России»

2 класс «Окружающий мир», Плешаков А.А.

Тема урока: «Путешествие по Москве»

Цель урока: познакомить с достопримечательностями Москвы; формировать представления о плане города, первоначальные умения, связанные с чтением плана; прививать чувство любви к своей стране.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить Москву на карте России; называть основные достопримечательности столицы; делать выводы из изученного материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова, рабочая тетрадь «Окружающий мир» А.А. Плешакова, сигнальные карточки, карточки с заданиями для групповой работы.

Ход урока:

I. Включение в деятельность

- Добрый день, дорогие друзья. А мы действительно друзья, т.к. только они могут так добро и ласково друг другу улыбаться. Улыбнитесь друг другу и мне. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей пришло, пошлите и им свои улыбки. Вы готовы совершать новые открытия? Тогда начнём. Я желаю вам успеха!

II. Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний

- Для успешной работы на уроке нам необходимо вспомнить предыдущий материал.

- У вас на столах лежат сигнальные карточки. Ваша задача состоит в том, чтобы показать квадрат того цвета, который указывает на правильный ответ данного вопроса.

Тест (презентация)

1. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

Глобус

Карта

2. Где на карте находится север?

Внизу

Слева

Справа

Вверху

3. Каким цветом на карте обозначена вода?

Жёлтым

Коричневым

Голубым

4. Какой город является столицей нашей страны?

Санкт-Петербург

Москва

Орёл

- Совершенно верно. Столицей нашей родины является город Москва.

III. Введение в тему урока

- Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

- Это слова великого русского поэта, А.С.Пушкина, который родился в Москве.

- Вот уже несколько минут урока мы говорим о столице нашей Родины. Можете ли вы назвать тему нашего урока?

- Давайте откроем учебник на странице 98 и посмотрим – сходится ли то, что мы сказали с тем, что написано в учебнике.

- Замечательно.

- Прочитайте, чему мы научимся на уроке, что узнаем.

- Давайте вспомним, что мы знаем о Москве.

IV. Открытие новых знаний

Зазвучала музыка из программы «Новости».

На экране двое детей.

1 ребёнок

- Добрый день, дорогие зрители.

2 ребёнок

- Мы рады вас приветствовать на нашем канале.

1 ребёнок

- В эфире выпуск новостей.

2 ребёнок

- Вот, что нам удалось узнать о Москве.

1 ребёнок

- Существует несколько версий, почему наша столица так названа. Одна из версий, что город получил имя от названия реки – Москва, а река получила своё название от потомков библейского Ноя. У Ноя было три сына Сим, Хам и Иафет. У Иафета был сын Мосох. После всемирного потопа Мосох со своим потомством поселился на реке, которая и получила имя Москва.

2 ребёнок

По другой версии название города состояло из корней «моск» (на древнеславянском языке – «кремень») и «ков» (то есть «прятаться»). Значит слово «Москва» означало «каменное укрытие» и от города это название перешло на реку.

1 ребёнок

И всё-таки большинство исследователей считает, что город получил своё название от реки. Слово «Москва» финского происхождения и относится к тем далёким временам, когда по берегам реки ещё обитали древние финские племена, оттеснённые в последствии на север славянами. Окончание «ва» в данном случае переводится как «вода», «река», а начало слова кто-то переводит как «медвед». И каждая теория имеет право на существование.

2 ребёнок

- А сейчас мы прервёмся на рекламную паузу.

- Пока длится реклама, мы выключим телевизор, потому что долгий просмотр телепрограмм вредит здоровью.

- Кто знает, кто и когда основал Москву?

- Давайте прочитаем на стр.98 первый абзац под картинкой.

- Кто же основал Москву?

- В настоящее время в центре Москвы установлен памятник Юрию Долгорукому. (Показываю)

- До нас дошло описание внешности князя: был он роста немалого, плотный, лицом белый, глаза небольшие, нос большой. Прозвище Долгорукий ему дано из-за того, что свои «долгие», т.е. длинные руки князь «протягивал» от Суздаля в разные концы Руси. Он стремился завладеть Новгородом, не прочь был прибрать к своим рукам Киев.

- Существует легенда и о месте строительства Москвы. Ехал Великий князь из города Киева в город Владимир. Дорога шла через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидел князь посреди болот огромного зверя. Было у чудесного зверя три головы, шерсть пёстрая, много цветов. В изумлении остановились князь и его спутники, глядя на это чудо. А зверь, явившись людям, исчез, словно растаял в тумане. Спросил князь ученого грека – предсказателя. Он растолковал это явление так: «Встанет поблизости сих мест град превелик, и распространиться вокруг него царство великое. А пестроты шкуры звериной значит, что сойдутся сюда народы разные».

- Это, конечно, сказка, но с большим смыслом. Ведь сбылось знамение, вырос великий город.

- Ну а теперь самое время отправится в путешествие по Москве. Что нам поможет сориентироваться и не заблудиться в городе? (Карта или план)

V. Физминутка

- Давайте мы с вами поищем план города Москвы у нас в классе (план распечатан и разрезан на части, каждая часть пронумерована сзади и приклеена под партой).

- Какие мы молодцы. Мы собрали с вами не карту, а план Москвы.

VI. Продолжение работы над темой

- Кто знает, что такое план города? Давайте прочитаем об этом на стр.98 в учебнике.

- Обратите внимание на план города. В верхнем правом углу изображён герб Москвы. На гербе изображён всадник с золотым копьём, победивший змея – дракона. Это святой великомученик – Георгий Победоносец. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьём, избавив царевну от смерти.

- Рассмотрим план города. Какие достопримечательности мы видим? (Цирк Никулина, Триумфальная арка, Мемориальный комплекс «Парк Победы», спортивный комплекс «Лужники», Детский музыкальный театр, Резеденция Деда Мороза).

- А знаете ли вы, что Москва – это самый большой город Европы? Ребята, мы чуть не пропустили интересный мультфильм. Давайте посмотрим? (Мультфильм о Москве).

- Что же является главной достопримечательностью Москвы? (Кремль и Красная площадь).

- Откуда она взяла своё название? Кто может сказать?

- Давайте об этом спросим наших гостей? (Когда-то на Руси словом «красный» называли не только цвет. Красный означало – красивый, главный, славный. Вот и решили люди московские назвать свою самую главную и самую красивую площадь – Красной).

- Приходилось ли вам бывать в Москве?

- Какие достопримечательности вы видели?

- Сейчас вы пересядете в соответствии с цветом карточек, которые лежат у вас на столах. Вы будете работать в группах.

- У каждой группы будет своё задание.

- На ваших партах лежат конверты. Возьмите их, рассмотрите содержимое.

Зелёный цвет – определить по контуру, какая достопримечательность Москвы изображена (Московский Кремль, большой театр).

Синий цвет – из данных достопримечательностей отобрать те, которые относятся к достопримечательностям Москвы (даны картинки: театр зверей имени Дурова, статуя Свободы, Эйфелева башня, улица Арбат, цирк на Цветном Бульваре).

Розовый цвет – в этих конвертах карточки с описанием достопримечательностей Москвы. Определите, о чём говорится в карточке.

1. Белоснежное здание, расположенное на холме, хорошо просматривается из разных точек. Здание имеет форму равноконечного креста. Центральный купол огромного размера. (Храм Христа Спасителя);

2. В коллекции этого музея насчитывается около 150 тысяч экспонатов. Картины знаменитых художников, скульптуры. Музей основал Павел Михайлович Третьяков. (Третьяковская галерея)

- Я думаю, для выполнения этого задания вам потребуется не больше двух минут.

- Давайте проверим нашу работу. Начнём с конверта зелёного цвета. Что вам необходимо было сделать?

- Проверим задание из синего конверта.

- А теперь, давайте проверим конверты розового цвета.

- Молодцы, вы со всеми заданиями справились.

- Ребята, вы слышите… (опять звучит музыка из программы «Новости»)

1 ребёнок

- Мы рады, что вы не переключили наш канал. И вернулись к нам после рекламы. Поинтересуемся у наших учителей, что они знают о достопримечательностях Москвы?

2 ребёнок

- Какой театр Москвы имеет мировую известность?

(Это Большой театр. Его основательницей считается императрица Екатерина II. Существует этот театр с 1776 года. Золотые украшения внутри здания придают ему сказочный вид дворца).

2 ребёнок

- Скажите пару слов о театре зверей имени Дурова.

(Театр зверей имени В. Л. Дурова находится в городе Москве и основал его в 1912 году, знаменитый дрессировщик и писатель, Владимир Леонидович Дуров. В настоящее время, улица, на которой находится здание театра, носит его имя).

2 ребёнок

- Что вы знаете о цирке на Цветном бульваре?

(Сейчас Московский цирк вмещает около 2000 человек, имеет просторное фойе, удобные гримерные и комфортные помещения для содержания животных. Руководит цирком с 1997 года Максим Никулин. В 1996 году цирку было присвоено имя «Московский цирк Никулина на Цветном бульваре»).

1 ребёнок

- Да, Соня, наши учителя рассказали много интересного о достопримечательностях Москвы. Спасибо за внимание, до новых встреч.



VII. Включение в систему знаний. Обобщение

- Мы с вами узнали сегодня достаточно много о столице нашей Родины. Давайте выполним задание №1 в тетради на странице 64. Его вы будите выполнять в парах. И если задание выполнено, поднимите руки домиком.

- Назовите достопримечательности столицы, о которых вы узнали.

- Когда вам пригодятся эти знания?

- Что нужно иметь, чтобы ориентироваться в незнакомом городе?

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности

- Какая цель урока перед нами стояла?

- Мы её достигли?

- Какая самая главная достопримечательность Москвы?

- На Красной площади находится Спасская башня Кремля. Откройте конверт номер 2, башня перед вами. И вы видите, что звёздочка на ней белого цвета.

Если вы остались довольны своей работой на уроке, то раскрасьте её в красный цвет. Если вы не очень довольны своей работой, то оставьте её белой. И, когда на следующем уроке вы отправитесь в путешествие по Московскому Кремлю, у вас будет возможность закрасить свою звёздочку в красный цвет.

IX. Информирование учащихся о домашнем задании

Дифференцированное домашнее задание

- У. Стр. 98-101, читать. ТПО, стр.64, №3.

Подготовить сообщение об одной достопримечательности Москвы (ТПО, стр.66, №5).

















Разгадать кроссворд:


1. Подземный транспорт в Москве.


2. Главный город страны, государства.

3. На ладонь он ляжет весь.

Не часы – а стрелка есть.

Он в дороге пригодится-

С ним нигде не заблудиться.

4. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

5. Театр (кого?) имени Дурова.

6. Чертёж местности.





М









О











С


К












В











А








Полный текст материала План-конспект урока окружающего мира "Путешествие по Москве"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гладкова Виктория Викторовна  Публикатор
05.05.2018 0 474 11

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

На наш сайт поступил вопрос от родителя: "Мой ребенок учится в первом классе. Когда дети пишут прописи или просто работают в тетрадках, учитель заставляет выделять орфограммы в слове другим цветом шариковой ручки. Для написания одного слова ребенок несколько раз меняет ручки (синяя, зеленая). Правильное это обучение?". Ответ дает учитель математики, пользователь нашего сайта. 

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0