Конспект урока окружающего мира "Посмотри в своё зеркало"; 4 класс


Урок окружающего мира в 4 классе по программе «Школа 2100» «Посмотри в своё зеркало».

Скрипка Ирина Игоревна, учитель начальных классов. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №16, ЯНАО, Новый Уренгой

 

Цель: изучать признаки личности и создать проект “Музей моего Я”.

Задачи:

- закрепление знаний о врождённых и приобретённых/ сформированных признаках;

- изучить признаки личности;

- развивать общие учебные умения и навыки;

- развивать умение работать в группе

- воспитывать духовно-нравственные качества личности, как целеустремлённость, оценка и самооценка своей работы;

- развивать проектные умения и навыки.

Методы: проблемно-диалогический, поисковый, метод консультанта

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группе.

Ход урока

1.Приветствие гостей

2. Проблема

На доске табличка: «Музей моего Я»

- Ребята, посмотрите на доску. Несколько необычная запись. Не так ли?

- О чём будем говорить?

- Давайте подробно разберём каждое слово.

- Что такое музей?

(Музей это место, где хранятся, изучаются и выставляются для показа ценные произведенияискусства, предметы и документы, имеющие культурное, научное, историческое значение)

- Любой предмет может оказаться в музее? (Нет. Тот, который имеет определенную ценность – материальную, духовную)

- Что означает слово «моего»? (То, что принадлежит мне)

- Я - почему в данном случае местоимение Я написано заглавной буквы? (Называет каждого определенного человека, совершенно отличимого от других).

- В коробочке лежит предмет, который поможет справиться с задачей, которую я перед вами поставила. Может быть кто-то из вас попробует определить его на ощупь? (Несколько ребят подошли, попробовали, выдвинули предположения).

- Этот предмет может так сказать о себе:

Я молча смотрю на всех

И смотрят все на меня

Весёлые видят смех,

С печального плача я. (Зеркало)

- Но это не обычное зеркало. Оно является экспонатом нашего школьного музея.

- Какие вещи хранятся в музее нашей школы? (Те, которые имеют отношение к ВОВ). Зная это, можем предположить, кому принадлежало зеркало? (Солдату, участнику ВОВ, который прошёл всю войну).

- А сейчас обращу ваше внимание на еще один предмет.

(Показать театральную маску).

В старину театральную маску называли словом «личина», от слова «лик», «лицо». СЛАЙД №1 появляется запись:

Лик, лицо, личина, личность.

Слова «лицо», «личина», «личность» похожи? (Похожи.)

СЛАЙД №2 новая запись:

?

Лицо = личность.

- В чём разница выражений – «лицо человека» и «личность человека», какое отношение к местоимению Я?

- Что, по вашему мы увидим, глядя в зеркало (зеркало держу в руке)? Личность, …лицо, или то и другое? (Дети выдвигают предположения)

- Сейчас вы сможете проверить правильность ваших предположений

3.Актуализация знаний

Вспомните, какие признаки отличают одного человека от другого? (Врождённые (раскрыть, что это такое) и приобретённые признаки – сформированные в процессе жизнедеятельности (раскрыть, что это такое).)

От чего зависит, какими будут наши черты лица? (От того, какие у нас родители, потому что внешность определяется врождёнными признаками человека.)

А знаете ли вы, какими признаками, врождёнными или сформированными определяется личность человека? СЛАЙД №3 ( с данным вопросом)

(Выслушиваются, но не комментируются все предположения как верные, так и неверные)

а пока мы можем только записать в таблицу вопрос, на который необходимо ответить, чтобы решить проблему.

4. Работа над вопросом

- Чтобы найти точный ответ на данный вопрос предлагаю вам, посовещавшись, распределить карточки, лежащие в конвертах на две колонки. На одних карточках говорится о лице, на других – о личности человека

На левой створке доски появляется таблица

Черты лица

Личность

 

Работа по группам. Ученики объединяются в группы по 4–6 человек. Каждая группа получает по 2 листа, на листах написано по одной фразе:

У моего друга ямочки на щеках.

У моей мамы голубые глаза.

У моей сестры на носу веснушки.

У моего папы родимое пятно на щеке.

Мой друг очень ответственный человек.

Моя сестра любит хвастаться.

Мой брат всегда заступается за слабых.

Я всегда выполняю свои обещания.

Ученики совещаются в группах, и представители вывешивают фразы в таблицу Черты лица, Личность

Посмотрите на фразы, в которых говорится о личности человека. Человек с рождения обладает данными качествами? (Нет)

- Что вы можете ответить на вопрос: «Личность – врождённые признаки, или сформированные в процессе жизнедеятельности?» СЛАЙД №3

Дети: Качества личности формируются в процессе жизни

- Что же тогда скрывается за словом “личность” - внешний облик или его внутренний мир? (карточки внешний облик и внутренний мир на доске – их перевернуть)

Внутренний мир. (Прикрепляют слова “Внутренний мир”рядом со словом личность)

5. Формирование понятия «сознание» - внутреннее зеркало

- Кто из вас желает посмотреть в зеркало и рассказать, что в нём увидел?

(Ребёнок говорит о том, что видит своё лицо, стены, одноклассников и пр., т. е то, что окружает)

- То есть в зеркале отражается всё то, что происходит вокруг.

(Слайд, с несколькими ситуациями, на которых разные ситуации, в которых оказались люди)

- Что происходит во внутреннем мире этого человека, а этого? (Дети высказывают предположения).

- А могу я сказать, что внутренний мир, как и зеркало, отражает всё, происходящее вокруг? (Да)

- Однако наше «внутреннее зеркало» - сознание, утроено гораздо сложнее, чем обычное стекло, покрытое тонким слоем алюминия или серебра. Потому что благодаря нему мы мыслим, принимаем решения, управляем своим поведением, желаниями. (Рядом с карточкой «Личность» учитель прикрепляет карточку «Сознание – внутренне зеркало человека»).

- Ребята, а помните, в самом начале урока мы говорили о том, что вещи, хранящиеся в музее, несут определённую ценность. Какова же значимость данного зеркала (учитель держит зеркало в руке)

(Благодаря ему мы прикасаемся к великому прошлому не только солдата, участника ВОВ, но и всей нашей страны).

- Чтобы более глубоко прочувствовать это страшное и великое прошлое, я переедает это зеркало вашим товарищам (ребёнок берёт в руки зеркало, смотрит в него и произносит слова)

Дети выступают:

1-й ученик:

- Порой немецкие командиры приходили в ужас от упорства, отваги и героизма простых русских солдат. Один из немецких офицеров говорил: «Когда идут в атаку мои танки – земля дрожит под их тяжестью. Когда идут в бой русские – земля дрожит от страха перед ними».

2-й ученик:

- Один из пленных немецких офицеров долго заглядывал в лица русских солдат и, в конце концов, вздохнув, сказал: «Теперь я вижу тот русский дух, про который нам много раз говорили».
Диалог 3-го и 4-го учеников:

- Всё горит: дома, заводы, земля. Металл плавится.

- А люди?

- Люди? СТОЯТ НАСМЕРТЬ!

 

-Удивительно, казалось бы, обычное зеркальце – ничем неприметный экспонат музея, помогло нам увидеть картины Великого прошлого нашей страны. (СЛАЙДЫ № 4, №,5, №6, №7, №8)

-Ребята, прочитайте слова на табличках, которые лежат в конвертах у вас на партах.

Беззаботность, воля, выносливость, отвага, равнодушие, самоконтроль, безволие, трусость, решительность, ответственность, упорство, безнравственность.

- Что они называют? (Качества личности)

- Как думаете, какие из них помогли советским солдатам одержать победу?

(дети совещаются, прикрепляют на доску таблички с названиями тех качеств, которые, на их взгляд, помогли солдатам одержать победу. Затем следует коллективное обсуждение каждого качества. Возможно, дети прикрепят на доску отрицательные качества, - поэтому после совместного обсуждения с учителем, принять решение убрать лишние таблички.)

6.Итог урока.

- Посмотрите, что у нас получилось? Экспозиция тех качеств, из которых складывается личность. (На доске под табличкой «Музей моего Я» таблички, на которых написаны названия положительных качеств личности).

- Вчитайтесь внимательно, задумайтесь, может ли человек, как и музей, быть хранилищем ценностей, но не материальных, а духовных – качеств воистину значимых?

7. Рефлексия.

- Обратитесь к своему сознанию – (внутреннему зеркалу) и задумайтесь, сформированы ли у вас все эти качества? (Нет)

- А что для этого нужно для того, чтобы их сформировать либо развить? (Трудиться над собой)

- Я верю в то, что вы станете людьми, достойными Великого подвига наших предков.

Источники:

  1. Вахрушев А.А. Окружающий мир. (Человек и человечество). 4 кл.: учеб. для общеобразоват.

учреждений: в 2 ч. Ч2/ А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецов, Е.В. Сизова, С.В. Тырин. – 4-е изд., перераб. М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013.

  1. Харитонова, Н.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 4 класс. В 2 ч. Ч. 2/

Н.В.Харитонова, Е.В. Сизова. Е.И. Стойка. – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс; Школьник, 2016.

3. school2100.com/pedagogam/lessons/

4. https://topwar.ru/

 

 

 

 


Полный текст материала Конспект урока окружающего мира "Посмотри в своё зеркало"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Скрипка Ирина Игоревна  Ира1301
02.02.2019 0 233 4

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0