Урок окружающего мира по теме "Птицы зимой" для 2 класса


Тема : Птицы зимой.

Цель : Дать представление о зимующих птицах и их жизни зимой, познакомить с некоторыми мероприятиями по охране птиц зимой.
Пробудить интерес к урокам природоведения, активизировать мыс-
лительную деятельность учащихся, расширить их кругозор. воспи-
тывать любовь к природе.
Оборудование : «Птицы зимой» (видеокассета, картина), Чайковский
«(Времена года» (аудиокассета), рисунки с клювами птиц.

Ход урока

I. Начинается урок со стихотворения И.З.Сурикова «Зима»
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Пaдaem, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
Зимой все растения находятся в оцепенении, как бы спят. На прошлом
уроке мы говорили с вами о том, как зимуют растения.
1. Какие растения вы знаете ? (деревья, кусты, травы)
2. Какие виды деревьев вы знаете ?
3. Почему лиственные растения сбрасывают листву ?
4. Какие вечнозелёные растения вы знаете ?
5. Может ли мороз «убить» дерево ?
6. Как растения защищаются от мороза ?
II. Чтение стихотворения С.Есенина «Поёт зима — аукает...»
Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней ...
С изменениями в неживой природе связаны и изменения в живой природе.
Вы уже, наверное, догадались, что мы будем говорить сегодня о жизни
птиц зимой.
1. Почему осенью птицы улетают в тёплые края?
Чем питаются птицы ?
2. Как, называются такие птицы ? (Перелётные)
3. Видите ли вы сейчас каких-нибудь птиц ?
Как их называют ? (Зимующие)
4. Почему они не улетают на юг ?
5. Какой корм они находят ?
6. Знаете ли вы ещё каких-нибудь птиц, кроме перелётных и зимующих ?
(Кочующие)

III. Узнайте зимующую птицу и расскажите, что вы знаете о ней.
1. Я день-деньской стучу-стучу.
Я врач лесной. Я лес лечу.
2. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
(В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик ! Не робей !
Я бывалый ...
3. Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Это кто ? ...
4. Непоседа птица эта - одного с берёзой цвета.
5. Синяя косынка, тёмненькая спинка
Маленькая птичка. Звать её...

IV. Посмотрите на рисунки птиц и определите по клюву, чем они
питаются.
V. Музыкальная пауза.
Перенесёмся мысленно с музыкой Чайковского в лес. (Прослушивание пьесы «Декабрь» из цикла «(Времена года»)
Какие образы возникли в вашем воображении при прослушивании
пьесы ?

VI. а) Чтение рассказа «(Весне навстречу» по Скребицкому (учащимися)
б) Инсценировка рассказа «Клёст и Чиж». («(Вести из леса» Сладков.)
1. Чему радовался клёст ?
2. Почему у клеста птенцы выводятся зимой ?
3. Чем питаются кресты ?
в) Инсценировка рассказа «(Ворон и Тетерев» (Сладков.)
1. Как тетерев спасается от мороза ?
2. Какие ещё птицы зарываются в снег ?
Знаете ли вы, что птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза, конопли. Семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные семена. Птиц можно также кормить крошками белого хлеба. Крошки черного хлеба вредны для птиц. Обо всём этом хорошо знают мальчики из стихотворения Ладонщикова «Наши друзья».
Каждый день,
Когда встаём,
Мы с братишкою вдвоём,
Взяв крупы
И хлебных крошек,
На крыльцо бежим скорей.
Много ласковых
Хороших
Прилетает к нам друзей.
На кормушке сидя,
Птицы
Чистят клювики свои.
Тут и робкие синицы
И проныры воробьи.
Ждут нас так же терпеливо
И красавцы снегири...
Все привыкли -
Не пугливы,
Хоть руками их бери!
Охотно птицы едят творог, сливочный маргарин. Дятлы и синицы
любят калевать несолёные жир и мясо.

Вывод: Итак, зимой нами остаются много птиц. И, несмотря на то
что птицы сами приспосабливаются к суровой зиме, многие из них погибают от голода и холода, а чем больше птиц, тем меньше вредителей выше урожай.

Чтение стихотворения A.Яшина «Покормите птиц!»
Покормите птиц зимой !
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Домашнее задание. Учащиеся получают задание на листах.
1. Вписать в кроссворд зимующих птиц.
2. Нарисовать любую зимующую птицу.

Автор: Мингазетдинова Раиса Рашитовна  Ramira
учитель начальных классов, МОУ гимназия №96 г. Казань
22.11.2010 7 8337 792

Скачать материал с сайта



Читайте новые статьи
Популярные статьи
Другие новости
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 7
avatar
7 Надежда11 • 10:01, 15.02.2011
Урок хороший, не хватает что-либо мультимедийного. Кроссворд обязательно применю.
avatar
6 Suljara • 11:54, 27.12.2010
Воспользовалась. Спасибо за интересный материал!
avatar
5 красавишна • 22:49, 13.12.2010
Спасибо за предоставленный материал. как раз к уроку.
avatar
4 TanyaRudova • 19:12, 07.12.2010
Спасибо за урок. Материал интересный, достаточно занимательный. Надо бы включить использование ИКТ.
avatar
3 Галчонок))) • 10:55, 03.12.2010
Спасибо!Интересно.
avatar
2 Galanova • 18:12, 29.11.2010
Большое спасибо за интересный материал! Такой урок пробуждает интерес к окружающему миру и вовлекает учащихся в мыслительную деятельность. Обязательно позаимствую Ваш материал в свою методическую копилку.
avatar
1 Азбуки • 14:45, 23.11.2010
Раиса Рашитовна, очень интересная разработка. Главное, что ребята от простого идут к сложному и сами делают выводы.

Новости образования и науки: