Конспект урока технологии "Масляничная кукла из соломы" 2 класс


Конспект урока технологии 2 класс.

Тема: «Масляничная кукла из соломы»

УМК «Перспективная начальная школа»


Цель: формировать умение выбирать и рационально работать с разными материалами для создания «Масляничной куклы».


Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  1. Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, работу других учащихся;

  2. Формирование уважительного отношения к иной точке зрения и к труду других людей.


Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. Формирование умения работать с информацией;

  2. Выступать в диалоге;

  3. Учить работать в группе;

  4. Формировать познавательную рефлексию.


Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Уточнить знания учащихся о том, что такое «солома», выявить ее свойства.

  2. Вспомнить какие существуют материалы для выполнения различных изделий.


Оборудование: проектор, доска или экран, солома, нитки, ленты, лоскутки ткани, ножницы, пакетики для мусора на каждую группу, листы самооценки, мультфильм, презентация.


Ход урока

I Вызов (Мотивация)

Создание эмоционального настроя на учебную деятельность


Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь.

И работать не ленитесь.


II Осмысление учебной задачи

Параллельно с обсуждением идет презентация.

- Какие зимние праздники вы знаете?

- А какой праздник мы празднуем в самом конце зимы? (Масленица)

- Какие народные традиции связаны с этим праздником?

- А знаете ли вы, когда и почему появился этот праздник?

Рассказ по слайдам презентации.

- А как вы думаете, где еще мы могли узнать о празднике? (энциклопедия, библиотека, интернет, спросить у родителей и др.)

- Каждый праздник имеет множество тайн и традиций. На Масленицу есть один обычай делать масляничные куклы. Вообще на Руси раньше было множество разных кукл, которые мастерили из разных материалов. Давайте вспомним, какие же существуют материалы и что же из них можно сделать.


Интерактивная игра «Разведчики»

Из класса выбираются 5 (возможно любое число участников) разведчиков и им даются карточки. На каждой карточке написано одно слово: аппликация, вышивка, лепка, оригамми, рисунок.

Остальным ученикам тоже раздаются маленькие карточки, на которых написаны названия материалов, которые подходят к какой-либо из этих видов работ. У каждого ученика 1 материал: цветная бумага, гофрированная бумага, картон, канва, мулине, лента, пластилин, соленое тесто, глина, гофрированная бумага и т.д.

Правила: 5 учеников – разведчики. Остальные – агенты. Все ученики получили свои карточки. По сигналу учителя (например, хлопок) разведчики начинают двигаться по классу, подходя к любому ученику, здороваются с ним (это правило ОБЯЗАТЕЛЬНО обговаривается) и смотрят на его карточку, если его вид материала подходит к его работе, то агент встает и идет за разведчиком, если нет, то разведчик идет дальше. Игра заканчивается, когда все агенты будут разобраны, либо по сигналу учителя. В итоге все выстраиваются у доски и учитель просит озвучить, что же получилось у ребят. Все садятся на места.


III Погружение в деятельность

- Мы с вами вспомнили различные виды работ и материалов, как я и обещала сегодня я вам открою новую тайну: из чего же можно сделать традиционную Масляничную куклу. (Учитель показывает куклу)

- Из чего она выполнена? (из соломы)

- Где вы могли видеть солому?

- А что такое солома?

- Верно, именно из этого необычного материала мы и выполним работу. Давайте определим цель нашего урока. Для этого выберете из трех надписей на доске нужную. (на доске на отдельных листах).

Создание Масляничной куклы из соломы



Создание аппликации из соломы

Выполнение работы в технике «Мозайка»


















- Карточку, с какой целью вы выберете? (первую)

- Почему?

- Верно. Целью нашего урока будет: создание Масляничной куклы из соломы.


Деление на группы

- Сегодня нашу с вами работу мы будем делать по группам. Не переживайте, каждый из вас создаст свою куклу-Масленицу, но она должна будет соответствовать идее именно вашей группы: оформлена в определённых цветах, возможно у куклы одной из групп будет какой-то отличительный знак. Поделемся мы с вами следующим образом: у меня в руках соломинки, их ровно столько же сколько вас. Эти соломинки разной длины. Всего у нас будет 4 группы по 5 человек, поэтому соломинки 4х разных длин. Вы подходите, вытаскиваете соломинку. Как все вытащат, сравним соломинки и увидим, на какие же 4 группы вы разделились.


Дети делятся на группы.


- Теперь я попрошу Вас рассесться на заранее подготовленные столы для групп. На каждом столе лежат материалы для изготовления «Масляничной куклы». Перечислите какие материалы, на ваш взгляд вы будете использовать. (дети перечисляют, а учитель уточняет для чего будем использовать каждый материал)

- Как вы видите у каждой группы на столе лежат лоскутки ткани своего цвета, ленточки, ниточки. Вам необходимо определиться, что же будет отличать именно ваших куколок.


IV Открытие нового

На доске или экране появляется изображение куклы.

- Давайте внимательно ее рассмотрим. Что вы видите у этой куклы?

- Нравится ли вам эта кукла?

- Видели ли вы когда-нибудь масляничную куклу? Где?

- Конечно видели, только больших размеров, на городских гуляниях. Для того, чтобы эту куклу смастерить давайте наметим план действий. У меня на доске вы видите карточки с этапами работы. Давайте вместе распределим их в необходимом порядке.


V Выполнение работы

- План работы у вас перед глазами, все материалы на столе вы можете приступать к работе.


Ученики по д руководством учителя выполняют изделие.


VI Рефлексия

- Прежде чем, каждая группа покажет нам свою работу, мне бы хотелось показать вам отрывок одного известного мультика, в одной из серий герои тоже мастерили куклу к Масленице.


Смешарики – Масленица. 1мин3сек- 1мин38


- Наши герои сделали чучело Масленицы тоже из соломы. Оно очень похоже на тех, кто его сделал, а давайте посмотрим, какие же куколки получились у вас.


Выставка работ по группам.


- А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили свою работу. Перед вами лежит листок в виде куклы.

Заполните, пожалуйста, пустые строчки.


Трафарет куклы можно нарисовать совершенно разный, какой вам больше понравитс









На уроке я научился_____

________________________

Мне понравилось

______________

Теперь я знаю, что

________________









- Сегодня на уроке мы с вами замечательно поработали и мне бы хотелось послушать, как заполнили нашу куколку некоторые из вас.

Ученики зачитывают то, что написали.

- Спасибо вам за такой интересный урок!

Слайд 1
Маслениц а ГБОУ СОШ №838 Учитель начальных классов: Данилова Лариса Алексеевна.
Слайд 2
Почему Масленица называется Масленицей? Несколько легенд о появлении названия праздника «Масленица». • • • По одной версии в основе появления самого слова «масленица» лежит традиция русских выпекания блинов. Данная традиция связана с тем, что люди пытались привлечь милость солнышка, а также при помощи блинов уговорить его побольше греть замерзшую русскую землю. Другая версия говорила о том, что название «Масленица» возникло еще и потому, что именно по православному обычаю на этой неделе мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты можно употреблять — вот следуя данному обычаю и пекут блины масленые. По другим легендам, Масленица родилась на далеком Севере, и по легенде отцом этого праздника был Мороз. В самое суровое время года — зиму он заметил масленицу и позвал ее помочь людям своим теплом, согреть людей и развеселить их. Она заставила не одного человека на неделю забыть о зиме, своим теплом разогрела кровь в его жилах, схватила его за руки и пустилась в пляс.
Слайд 3
Из истории праздника. • Так как новый год на Руси начинался с марта, Масленица вплоть до 16 века была встречей нового года. «Сахарные уста», «ясочка», «честная», «широкая», «обжорная», а то и «разорительница», «объедуха», «перебуха,— все это названия Масленицы.
Слайд 4
Масленица. • Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом. В календаре Русской православной церкви, этот период называется Сырной седмицей. В православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзья-ми, благотворению. • «Масленица». П. Н. Грузинский, 1889. «Масленица». П. Н. Грузинский, 1889.
Слайд 5
«Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». К. Е. Маковский, 1869. • Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост
Слайд 6
Масленичные обряды. • Для славян Масленица долгое время была и встречей Нового года! Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. • Другой важнейший масленичный комплекс обрядов связан с брачно-семейной тематикой, т.к. считалось, что брачные отношения должны были способствовать пробуждению земли и росту растений, обеспечивать будущий урожай. • К поминальным обрядам относится сжигание чучела, выпекание блинов и приготовление другой поминальной пищи. • Первый блин съедали за упокой душ предков, ушедших за Радугу. При этом от воспоминаний о них у живых наворачивались на глаза слезы, а к горлу поднимался ком. Поэтому приверженцы этой гипотезы о первом блине говорят: «первый блин комом» означает, что съедали его в качестве обрядового поминального блюда в печали за умершими.  
Слайд 7
• В. И. Суриков. Взятие снежного городка. 1891 • Ф. В. Сычков. Пляска. 1911
Слайд 8
Блины с припёком. Блинчики с начинкой • Блины с припёком - так называют блины, в которых запечены какие-либо продукты: рубленые вареные яйца, грибы, измельченные овощи и пр. Т.е. блины с припеком - это своего рода пирожки-пельмени из блинного теста и "предки" закрытой пиццы. Пекут эти блины обычно таким образом: на сковороду наливают теста меньше, чем обычно. Когда блин слегка подрумянивается, кладут на него начинку ("припек") и заливают его новой порцией теста так, чтобы "припек" оказался внутри блина. Затем переворачивают блин на другую сторону и слегка обжаривают.
Слайд 9
Масленичная неделя • Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В народе каждый день Масленицы имеет свое название.
Слайд 10
Понедельник — Встреча • Начало Узкой Масленицы. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам.
Слайд 11
Понедельник — Встреча
Слайд 12
Вторник — Заигрыш • В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!».
Слайд 13
Вторник — Заигрыш
Слайд 14
Среда — Лакомки • Другое название: полес. Скоромная середа. • В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение мужу своей дочери. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Слайд 15
Среда — Лакомки
Слайд 16
Четверг — Разгул • Другие названия: Разгуляй , Широкий разгул, Перелом, Широкий четверг, • С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка.
Слайд 17
Четверг — Разгул
Слайд 18
Пятница — Тёщины вечёрки • В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.
Слайд 19
Пятница — Тёщины вечёрки
Слайд 20
Суббота — Золовкины посиделки • Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Невестка должна была подарить золовке какойнибудь подарок.
Слайд 21
Суббота — Золовкины посиделки
Слайд 22
Воскресенье — Проводы • Также называется: Целовальник, Прощёный день, Прощёное воскресенье. • Кульминация всей масленичной недели. • Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды. • Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших. • В этот день ходили в баню. • Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям.
Слайд 23
Проводы Масленицы • В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который заключался в сожжении чучела Масленицы (Марены), и в его символических похоронах. В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки).
Слайд 24
Слайд 25
Поговорки и приметы • Первый блин за упокой (на масленой). . • Без масла каша не вкусна. • Где блины, тут и мы; где с маслом каша — тут и место наше. • Без блина не масляна. • Масленица объедуха, деньгам приберуха. • На горах покататься, в блинах поваляться. • Пируй-гуляй, баба, на Маслену, а про пост вспоминай. • Зять на двор — пирог на стол. • Придёт зять, где сметанки взять? • Ненастье в воскресенье перед масляной — к урожаю грибов. • Не все коту Масленица, будет и Великий Пост.
Слайд 26
• Что вы знаете о Масленице? От какого слова происходит название праздника Масленица? • От слова "масса" • От слова "масло" • От слова "Масяня" Какое блюдо обязательно готовят на Масленицу? • Холодец • Блины • Щи Символом чего является блин? • Луны? • Марса? • Солнца? Кто из этих персонажей связан с Масленицей? • скоморох • клоун • леший В какой из дней Масленичной недели принято просить друг у друга прощение? • среда • воскресенье • пятница
Слайд 27
Интернет-ресурсы: • • • • • • • wikipedia.org/wiki/Масленица http://traditio-ru.org/wiki http://maslenitsa.ru/ma001.htm http://maslenisa.ru/ http://supercook.ru/maslenica-06.html http://www.cookslife.ru/ http://www.chernetskaya.ru/maslenitsa.htm

Полный текст материала Конспект урока технологии "Масляничная кукла из соломы" 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Предеина Анастасия Максимовна  Nassy3993
17.05.2013 0 8000 1429

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК