Интегрированный урок по литературному чтению и ИЗО для 2 класса по теме "Сказка сестрица Аленушка и братец Иванушка"


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
г. Кемерова

Зайцева Елена Александровна, учитель начальных классов

«Особенности сказочного жанра на примере русской народной сказки
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Интегрированный урок по литературному чтению изобразительному искусству

2 класс

УМК «Развивающая система Л.В. Занкова

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству во 2 классе.

Учебник В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова «Литературное чтение».

Составитель: Зайцева Елена Александровна

Тема: « Особенности сказочного жанра на примере русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Задачи:
1. Выявить признаки волшебной сказки.
2. Показать неразрывную связь между литературой и живописью на примере русской народной сказки.
3. Продолжить работу над формированием навыка чтения, литературного анализа сказки.
4. Продолжить развитие интереса к русскому народному творчеству и живописи.

Оборудование: выставка детских рисунков по сказке; признаки волшебной сказки: волшебное число три, волшебный цвет, волшебный мир, чудеса; структура сказки: зачин, завязка, кульминация, развязка, концовка; опорные слова: грустное, печальное; репродукция картины В. Васнецова «Аленушка»

Ход урока:
1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся. Постановка учебной задачи.
-Ребята, давайте вспомним с, каким произведением мы познакомились вчера? ( Мы познакомились со сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
- Напомните мне, что было задано на дом? ( Нарисовать рисунки к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (На доске выставка рисунков к сказке).
- Судя по рисункам, вам очень понравилась сказка. Что вам понравилось в этой сказке?
- Ребята, а эта сказка народная или авторская? Почему? (Эта сказка народная, и относится к жанру устного народного творчества).
- Что значит устное народное творчество? (Сказки сочиняли люди и передавали из уст в уста).
- Дома вы еще раз читали эту сказку. Были ли моменты, когда вы переживали, волновались за героев сказки? И за кого? ( Да. Когда Аленушке надели на шею камень и утопили в реке… Братец Иванушка превратился в козленочка… Иванушка бегал к реке и звал Аленушку на помощь).
- Какая это сказка волшебная или сказка про животных? ( Волшебная)
- Что вам подсказало, что это сказка волшебная? (В сказке присутствуют признаки волшебной сказки)
- Перечислите признаки волшебной сказки. (Признаки волшебной сказки вывешиваются на доску:
- волшебное число три
- волшебный цвет: золотой, серебряный
- волшебный мир
- чудеса: Иванушка превратился в козленочка, Аленушка разговаривала из воды с Иванушкой, Аленушка осталась жива, после того, как ее утопили в реке;
- волшебные герои: ведьма)
- Какие герои присутствуют в этой сказке? (положительные и отрицательные).
- Какое качество характера несут положительные герои?( Качество доброты).
- Вы сказали, что в русских народных сказках есть добрые герои, а кто является олицетворением зла в этой сказке? ( Ведьма).
- Если бы вы были художниками, смогли бы вы всю сказку написать одним цветом? (Нет)
- А почему? ( В сказке происходят разные события)
- На сколько частей можно разделить сказку? (выслушиваем мнения детей)
-Давайте попробуем разобраться.(Постановка проблемного вопроса)

3. Открытие нового знания.

Работа над структурой сказки. (Работа в группах)
- Сейчас вы поработаете в группах. Вам надо разделить сказку на части. Найти начало и конец каждой части. И подумайте, какими красками нарисуете эту часть.
( Представители каждой группы зачитывают начало и конец каждой части по очереди)
- Что узнали из первой части?( Мы узнали о главных героях сказки)
- Какими красками изобразите эту часть? (Теплыми).
-Прочитайте слова, с которых начинается 1 часть.(Жили – были старик да старуха…)
- Чем является это предложение в сказке? (Зачином) (Вывешивается структура сказки)
- Прочитайте начало и конец 2 части.
- Какие события происходят в этой части? ( Козленочек три раза пытается напиться водицы из разных копытцев).
- Какими красками изобразим вторую часть? (Более холодными)
- Прочитайте слова, с которые вас насторожили в этой части. (Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца…..)
- Чем является это предложение в сказке? ( Завязкой.)
- Прочитайте начало и конец 3 части.
- В чем отличие 3 части от предыдущей ( Она большая по содержанию, есть повторы, песни)
- Сколько повторов? ( Три.)
- Зачитайте их.
- Что выражает песня Аленушки и козленочка? (Боль, печаль, тоску, одиночество, тревогу)
- Почему купец не смог распознать ведьму, а только козленочек узнал ее?
( Потому что он находится в волшебном мире вместе с ведьмой).
- Раньше народ верил в то, что люди не умирают, их душа переселяется в животных. Эти животные обладают сверхъестественной силой. А находясь в волшебном мире, они видят, что происходит в реальном и волшебном мирах. Человек награждал животного способностью говорить, как будто это говорил человек, которого нет в реальном мире. Поэтому и козленочек наделен речью, и он видит ведьму в отличие от самого купца.
- Как вы думаете, каких красок будет больше темных или светлых?
( Светлых, потому что добро побеждает зло).
- Вы, наверное, обратили свое внимание, что в конце этой части идет быстрое развитие событий. Как называется быстрая смена событий?
(Кульминацией)
-Прочитайте предложение, которое у нас осталось. Мы можем отнести его к 3 части? ( Нет.)
- Почему? ( Это предложение ставит точку в развитие сюжета. Это концовка сказки).
- Какими красками изобразим конец сказки? Почему? ( Теплыми, чистыми, светлыми. Добро всегда побеждает зло)
- Чему же учит нас эта сказка? ( Зло всегда будет наказано)

4 Анализ картины В. Васнецова.
- А сейчас давайте откроем учебники на странице 126 и рассмотрим репродукцию с картины Виктора Васнецова «Аленушка». Как вы думаете, есть ли что-то общее у сказки и картины? (Постановка проблемного вопроса)
( Нет. В сказке нет эпизода, в который изображен на картине Васнецова).
- А может, это ведьма переоделась в Аленушку? ( Нет, такого быть не может. Аленушка плачет. А зачем ведьме плакать? Утопила Аленушку, переоделась в ее платье и радуется).
- Я с вами согласна. Конечно, это Аленушка! Волосы распущены, пригорюнилась. Жалко ей и себя, и братца… Аленушка печальна, но красива. Какие краски использовал Васнецов? ( Краски темны, унылые, много черного. Холодные краски. И вода темная.)
- Можем ли мы предположить, что Васнецова эта сказка вдохновила на создание этой картины. Тогда почему он изобразил героиню у темной воды?
( Васнецов изобразил ее у воды, потому что вся жизнь Аленушки связаны с водой. Она тонет в речке, ее оживляют живой водой, и братец Иванушка превратился в козленочка, испив воды из козьего копытца. А может она рассказывает речке свою беду. И даже желтые листики не привлекают ее взгляда.
- Какое настроение вызвала картина? ( Грустное, печальное).
- А какое настроение вызвала у вас сказка, когда вы ее читали? ( грустное, печальное. Волновались за героев).

5. Подведение итога урока.
Тогда, что же роднит картину Васнецова и русскую народную сказку?
( Их роднит настроение…Грустное и печальное… Аленушка грустная и печальная и картина печальная.(Вывешиваются опорные слова: ГРУСТНОЕ, ПЕЧАЛЬНОЕ)
- Правильно, картину и сказку роднит грустное, поэтическое, лирическое настроение.

6. Домашнее задание
-Дома прочитайте понравившиеся эпизоды сказки, которые можно было бы изобразить, используя теплые краски. Можете к этому отрывку нарисовать иллюстрацию.

7.Оценивание

Список литературы:

1. Чуракова Н.А. «Литературное чтение». Учебник для 2 класса в 2 частях. «Литературное чтение» Под ред. Чуракова Н.А. – Самара: Корпорация «Федоров», 2009.
2. Методическое комментарий к учебнику «Литературное чтение». 2 класс - Самара: Корпорация «Федоров», 2005.
3. Чуракова Н.А. «Волшебный мир картины». Методический комментарий комплекту слайдов. Приложение к учебникам «Литературное чтение» 1-4 класса авторов Свиридовой В.Ю., Чураковой Н.А. – М.: ЦОР 1, 2002 –
44 с

Автор: Зайцева Елена Александровна  нш11
МОУ "Средняя общеобразовательная школа №11"
650033, г. Кемерово, ул. Леонова, д 3а
24.10.2010 9 12741 1161

Скачать материал с сайта



Читайте новые статьи
Популярные статьи
Другие новости
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 9
avatar
9 Крамаренко • 17:58, 23.12.2010
Спасибо большое за предоставленную разработку урока! Богатейший материал, который легко применить в своей практической деятельности. Урок интересен и детям и учителю.
avatar
8 Kristallik • 18:17, 20.11.2010
Спасибо за материал!:-) Очень интересная идея. Помогло при подготовке конспекта урока!
avatar
7 Solnce0157 • 20:38, 19.11.2010
Большое спасибо! Првела урок взяв за основу ваш конспект! Это был ФУРОР!
avatar
6 svetlanavildanva • 14:23, 04.11.2010
подготовка к проведению интегрированного урока всегда занимает много времени, но как правило эти уроки проходят быстро и интересно как для педагога, так и для ученика! Спасибо Вам, за такой интересный материал!
avatar
4 Куннэй • 05:59, 03.11.2010
Спасибо большое! Я очень рада, что вы распространяете свои опыты, идеи к молодым специалистам. Я вашего позволения, я воспользуюсь к проведению урока.
avatar
5 нш11 • 18:30, 03.11.2010
для этого и создан pedsovet. Удачи!!!
avatar
3 анивская • 08:48, 30.10.2010
спасибо!! очень хорошая идея!! С вашего позволения, воспользуюсь!
avatar
1 Lybacha • 17:45, 27.10.2010
Интересный замысел. Спасибо за идею.
avatar
2 нш11 • 17:02, 28.10.2010
Спасибо! Я очень рада, что мой материал Вам пригодился

Новости образования и науки: