Конспект учебного занятия "Я и моя семья. Исследование истории рода"; 2 - 3 класс


Вашему вниманию представлен конспект учебного занятия «Я и моя семья. Исследование истории рода». Материал ориентирован на освоение детьми младшего школьного возраста (2-3 класс) в рамках дополнительных общеразвивающих программ краеведческого цикла или организации педагогами начальной школы внеурочной воспитательной деятельности. Дети знакомятся с такими явлениями, как «родословная» и «генеалогическое древо»; получают на практике элементарные навыки оформления и заполнения генеалогического древа своей семьи. Занятие интегрированное – с применением элементов изобразительного творчества.

Тема занятия: «Я и моя семья. Исследование истории рода»
Цель занятия: воспитание любви к родному краю через осознание ребёнком роли семьи в развитии города.
Тип занятия:  комбинированное 
Форма занятия интегрированная – беседа с элементами рисования.
Задачи:

  • образовательная: познакомить воспитанников с традиционным, передающимся из поколения в поколение, внутрисемейным способом сохранности знаний о членах семьи – генеалогическим древом; историей существования родословной как социального явления;
  • •    воспитательная: сформировать в сознании детей чувство гордости представителями своего рода – жителями города Самары, привить уважительное отношение как к родственникам, так и к своей малой родине;
  • •    развивающая: привить элементарные навыки исследовательской деятельности, развивать познавательный интерес и творческое мышление.

Материальное и методическое обеспечение занятия: ноутбук, образцы родословных на бумажном носителе, сувенир «генеалогическое древо», раздаточный материал – заготовки «генеалогическое древо».

Ход занятия:

I.    Организационный момент 

Пед. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть! Сегодня у нас с вами не совсем обычное занятие. Обратите внимание на доску: как много разных изображений деревьев мы видим на представленных здесь картинках. И эти деревья хранят в себе тайны человеческих судеб. Сегодня мы с вами узнаем, как же это может быть. Но прежде, чем отправиться в добрый путь за знаниями, давайте вспомним, о чём мы с вами говорили на предыдущих занятиях.

II.    Повторение ранее пройденного материала

Пед.. Несколько наших встреч были посвящены изучению народонаселения Самарской области. Мы познакомились с национальным составом и культурой некоторых народов.
Кто вспомнит, сколько национальностей проживает в Самарской области?

Дети. 140 (всего в России – 160)

Пед. Какие этносы (или народы) в Самарской области наиболее многочисленны?

Дети. Русские, татары, чуваши, мордва.

Пед. По каким основным признакам мы отличаем национальности друг от друга?

Дети. Костюм, язык, культура, традиции, устное народное творчество.

Пед. Вспомним вкратце некоторые элементы национальных костюмов (блиц-опрос):

  • русское народное женское платье без рукавов (сарафан);
  • что такое ичиги (татарские сапожки);
  • русская народная мужская рубаха (косоворотка);
  • мужской татарский головной убор (тюбетейка);
  • фото-вопрос «что это такое»  (пулакш – женский мордовский набедренный пояс – оберег, украшение)
  • девичий головной убор с шишаком и без (тухья)…

Пед. Молодцы. Более подробно весь материал мы с вами повторим на итоговой викторине. А сегодня мы поговорим о людях, проживающих в нашем регионе, с другой стороны.
Каждый из нас с вами, ваших родителей, бабушек, дедушек и других родственников – жителей Самары – играет огромную роль в истории родного города. Именно люди делают эту историю. И каждая семья вносит свой вклад. О семье мы с вами и будем говорить, ведь рядом с нами огромное количество выдающихся, интересных людей, а мы о них порой не знаем. Возможно, с каждым из нас под одной крышей проживает настоящий герой!..

III.    Изучение нового материала

Пед. Итак, ребята, для начала давайте с вами подумаем, что такое семья?

Дети рассуждают.

Пед. Действительно, это родные друг другу люди. Семьи бывают большими и маленькими. Но обычно в семье присутствуют: папа, мама, ребёнок, бабушка, дедушка, возможно, брат или сестра. Конечно, у многих из нас есть дяди и тёти…  Послушайте, как об этом хорошо сказано в стихах:

Стихотворение М .Шварца «Семья»
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?

Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!

– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья

Даже домашних животных мы с вами считаем членами нашей семьи. Но часто забываем, что у нас есть прабабушки, прадедушки, и ещё пра-, пра-, пра-. Возможно, кто-то из наших был настоящей выдающейся личностью?
А вот в старину люди хорошо знали своих родных, родственников, предков. Предки – это наши родные, которые жили до нас, впереди нас. Мы – их потомки – мы живём потом, после них. В семьях старшее поколение всегда рассказывало о предках младшему. Так знания о семье передавались из поколения в поколение.
Но, чтобы вы смогли кому-то что-то рассказать, надо знать самим как зовут ваших родных – их имена, отчества, фамилии; где они родились, жили, работали, каких успехов добились.
Сегодня существует целая наука, которая занимается изучением истории рода. Называется она генеалогия. Дословный перевод этого слова с греческого языка – родословие.
Изучая историю собственной семьи, каждый из нас лучше узнает и историю нашего города.
Например, кто из вас, ребята, знает, чем занимались ваши бабушка и дедушка? Прабабушка, прадедушка?

Дети отвечают

Пед. Чем больше семья, тем больше информации нам приходится знать и помнить. Чтобы никого не забыть и не перепутать, люди придумали особую систему записи информации о родных. Называется она «генеалогическое древо» или просто «родословная».

Пед. Демонстрирует сувенирное «древо» и читает стихотворение Г.Дядина «Семейное  древо»
Чудесное дерево есть у меня.
Оно мне — семья,
И оно мне — родня.
На дереве этом
До старческих лет
Гнездился мой прадед,
А также мой дед.
Мой папа
На нем научился взлетать
И смог настоящею птицею стать!
И, как в колыбели,
Со мной
До утра
На дереве этом
Качались ветра.
А листья трезвонили,
Как бубенцы,
Когда у меня
Появились птенцы…

С давних времён существовал обычай вести свою родословную. Родословная – слово о роде, рассказ о своей семье, предках – была у русских царей (демонстрация ГД), у известных писателей (демонстрация ГД А.С. Пушкина и Аксаковых), у каждой уважающей себя семьи.
Мы с вами тоже научимся составлять генеалогическое древо семьи. Это познавательно и интересно. Тем более, что сейчас современные технологии позволяют нам создавать родословные даже при помощи специальных компьютерных программ. В которых удобно и просто сохранять все накопленные сведениях и создавать внешний вид семейного древа. Например, программа «Семейная летопись» (демонстрация на ноутбуке).
Генеалогическое древо можно оформить просто в виде схемы или в виде дерева, ведь у дерева так много веточек, что каждому поколению, каждому человеку своё место найдётся.
Только нужно помнить, что здесь есть свой порядок: (схема на доске и демонстрация на плакате) начиная с себя, мы выделяем следующее поколение отдельной строкой. Здесь мы разместим папу и маму. На следующем уровне у нас будут располагаться бабушки и дедушки – папы и мамы ваших родителей. Если вы захотите продолжить дальше, то у каждого из бабушек и дедушек тоже были родители. Видите, сколько веточек у нас уже получилось. А каждый член семьи, как будто листик на этом ветвистом дереве… Для начала этого будет достаточно.

IV.    Физкультминутка

Пед. А сейчас давайте немного отвлечёмся и отдохнём. Я попрошу вас всех встать и повторять за мной движения.
Наша дружная семья:
Мама, папа, брат и я.
Спортом любим заниматься
И, конечно, закаляться.
Мы – счастливая семья:
Мама, папа, брат и я.
Молодцы. Садитесь. 

V.    Применение изученного материала

Пед. Теперь с новыми силами давайте попробуем оформить самое простое семейное деревце. 
Сейчас я вам раздам листочки с изображением деревьев, а вы, вместе со мной, будете их оформлять. Имя каждого члена вашей семьи вы поместите в листик. 
Итак, вы рисуете на самой макушке дерева листочек, и каждый пишет своё имя.
Дальше – вниз от листиков родителей – четыре листочка, ведь у каждого из них тоже были папа и мама – ваши бабушка и дедушка – их имена.
Я даю вам несколько минут, чтобы вы закончили свои деревца.

Дети работают.

Пед. Все закончили? Ребята, у кого листики остались пустыми, без имён? Значит, мы ещё не всё знаем даже о своих не очень далёких предках, и вам есть, что узнать дома у родителей.

VI.    Закрепление материала

Пед. Как мы с вами успели выяснить, есть много способов записать, оформить свою родословную. Но мы должны понимать, что в родословной главное - знания.
Поэтому каждому из вас придётся стать немного учёным, заняться наукой.
Ребята, какая наука занимается изучением истории семьи?

Дети.  Генеалогия. 

Пед. Как вы думаете, как мы можем получить необходимую нам информацию о своих предках?

Дети. Спросить у родителей.

Пед. Верно. А ещё: посмотреть семейный фотоальбом, старые письма. А взрослые ещё могут обратиться в архив…

VII.    Задание на дом

Пед. Для того, чтобы вы начали составление своего генеалогического древа, я вам раздам памятки, по которым дома у родителей вы должны будете узнать информацию о мамах, папах, бабушках и дедушках. Вместе с родителями вы ответите и запишете ответы наследующие вопросы о ваших родных:

  1. Имя, ифамилия (у женщин фамилию нужно указать девичью, т.е. до замужества).
  2. Год рождения или даты жизни уже умерших родственников.
  3. Место рождения.
  4. Место работы, профессия.
  5. Особые заслуги.

Вам всё понятно? Если есть вопросы, спрашивайте, я вам отвечу.
Я желаю вам удачи в ваших исследованиях. К нашей следующей встрече прошу вас подготовить информацию о ваших родных. Также можете попробовать ещё раз нарисовать своё древо, а мы потом сравним. 
Я благодарю вас за сегодняшнее занятие.
До скорой встречи.


Полный текст материала Конспект учебного занятия "Я и моя семья. Исследование истории рода"; 2 - 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Майорова Виктория Юрьевна  Виктория1590
16.11.2016 0 1122 137
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0