Презентация "Этикет"


Слайд 1
Зачем знать этикет? Культура речевого общения Автор: Учитель технологии МАОУ города Иркутска гимназии №2 Каратаева Е.С.
Слайд 2
Цель: Показать большую значимость речевого этикета в жизни каждого человека
Слайд 3
Задачи: 1. Активизировать познавательную деятельность 2. Развивать социально адаптированную личность 3. Воспитывать нравственную культуру личности
Слайд 4
Деление этикета Различают этикет речевой и неречевой. Неречевой этикет – это очень разнообразная система знаков: похлопывание по плечу, помахивание рукой (в знак приветствия или прощания ), способы размещения людей в соответствии с правилами первенства (за столом и т.д.), преподнесение подарков и т.д. Каждый участник общения получает или передает самую разнообразную неречевую этикетную информацию. Речевой этикет – это часть правил ритуализованного поведения человека в обществе, словесные (вербальные) формы выражения вежливых отношений между людьми в процессе общения, отражающие существенные для данного общества социальные отношения и функционирующие в силу традиций. Использование этикетных формул обусловлено также полом, возрастом, степенью родства, знакомства лиц, принимающих участие в разговоре. Ситуация играет дополняющую и уточняющую роль в процессе языкового общения.
Слайд 5
Речевой этикет • • • • • В процессе общения между людьми важнейшую роль играет речевой этикет, т.е. словесные формы выражения вежливых отношений, тесно связанные с определенными моментами ситуаций и обусловленные культурным уровнем, полом, возрастом, степенью родства, знакомства участников коммуникации. В речевой ситуации всегда есть говорящий, его собеседник, место и время речи, мотив и цель общения, тема разговора, средство общения. Этикет как установившийся в обществе свод правил регулирует поведение людей в соответствии с социальными требованиями. Речевой этикет регулирует правила речевого поведения человека в обществе. Система речевого этикета – это устойчивые, стереотипные формулы обращения, приглашения, просьбы, благодарности, извинения, поздравления, пожелания, приветствия. В составе речевого этикета большое место занимают обращения, которые отражают отношения, устанавливающиеся между людьми в процессе общения, и квалифицируют его участников. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения и жизни. И по тому, как человек говорит, можно судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности, психологической уравновешенности, закомплексованности человека
Слайд 6
Знакомство и представление С представления начинается знакомство людей, поэтому этот момент очень важен с психологической точки зрения. Неловкости или ошибки при знакомстве могут осложнить беседу, а то и вызвать раздражение. Представление обязательно перед служебным или деловым разговором в том случае, если люди незнакомы. При представлении следует исходить из двух основных принципов: •четко произносить имя, фамилию и другую информацию, которую вы намерены сообщить; •использовать формы представления в соответствии с ситуацией. Четкость при произнесении имени избавит от необходимости переспрашивать. В современном мире правила знакомства и представления стали более демократичными и допускают ряд «вольностей». Так, в компании подростков вряд ли будет уместным официальное представление нового члена. Напротив, на приеме необходимо следовать более традиционным правилам представления и учитывать такие моменты, как: порядок представления, использование официальных титулов и званий, приветствие при представлении.
Слайд 7
Слова приветствия Приветствие сопровождается словами — «здравствуйте» или, в зависимости от времени суток, — «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер». Далее следует имя (или фамилия, титул) человека, которого вы приветствуете, например: «Здравствуйте, Иван Иванович» или «Добрый день, господин профессор». При менее официальном приветствии обращение опускается. Слова приветствия произносятся четко, не слишком быстро, но и не медленно. При этом говорящий смотрит прямо. Неприлично при приветствии отводить взгляд в сторону, рассматривать помещение или других гостей. Слова приветствия, как правило, сопровождаются улыбкой. Тон должен быть обязательно доброжелательным. Бывает, что вы не заметили человека и не поприветствовали его. Если такое произошло, то, узнав об этом, следует извиниться. В молодежных компаниях часто используются менее официальные слова приветствия «привет», «салют», «здорово», что вполне допустимо. Однако, если молодой человек или девушка оказываются на приеме или приветствуют старших, они обязаны следовать нормам этикета. В свою очередь, и старшие, оказавшись в молодежной компании (например, среди друзей сына или дочери), должны использовать общепринятые слова приветствия. В противном случае они будут выглядеть довольно нелепо.
Слайд 8
Телефон Телефонные разговоры потому такие непринужденные и дружеские, что собеседники не видят друг друга. / Леопольд Новак / О, говори мне, что придется. Рассыпь слова, как дождь по листьям. Пусть только голос не прервется, Еще мгновение продлится! Уже не совладать ни с горлом, Ни с сердцем, бьющимся так трудно. И нужен только теплый голос, Твой голос в телефонной трубке... Твой голос в телефонной трубке. Соблюдение определенных форм общения и прежде всего речевого этикета требует диалог по телефону. Основное правило пользования телефоном на работе и дома – вежливость. Впечатление о невидимом собеседнике часто складывается не только (и даже не столько) от того, что говорит, но и тот того, как говорит. Телефон может многое сказать о звонившем.
Слайд 9
Правила телефонных разговоров. Есть несколько общепринятых правил телефонных разговоров: • если разговор прервался, то перезвонить должен тот, по чьей инициативе состоялся разговор; • следует говорить максимально кратко и по существу; • нельзя говорить слишком громко в трубку, избегая в то же время и слишком тихой речи; • если вы ошиблись номером, нельзя спрашивать , или - лучше переспросить ; • если вы звоните кому-то и на ваш звонок не отвечают, не кладите трубку, пока не услышите 4-6 длинных гудков - вашему собеседнику может потребоваться некоторое время для того, чтобы подойти к телефону; • как минимум несколько раз подумайте перед тем, как звонить в неурочное время - слишком рано утром или поздно вечером. Как правило, не следует звонить до 8 утра и после 11 вечера; • нельзя звонить по ставшему вам известным номеру домашнего телефона вашего партнера, если только он сам не дал этот номер вам и не сказал, что ему можно позвонить домой. Следует избегать деловых звонков по домашним номерам в выходные и праздничные дни.
Слайд 10
•Внимательно следите за вводными словами и словамипаразитами. Они особенно слышны в телефонном разговоре и утомляют собеседника, ослабляют внимание и выдают Ваш не очень высокий культурный уровень. И последнее, по возможности избегайте оценки собеседника. Выражения типа: 'Если бы Вы внимательно прочитали документы, то знали бы, что если то, что Вы говорите, правда, то заставляют собеседника чувствовать себя неполноценным и помешают Вам добиться позитивного результата в сотрудничестве. • Итак, чтобы успешно вести переговоры по телефону, необходимо соблюдать одно простое правило: уважать себя и своего собеседника. •Это значит: 1. быть открытым и позитивным; 2. не унижать своего и чужого достоинства; 3. следить за своей речью.
Слайд 11
Неудобные ситуации • • • • • Часто бывает так, что телефонный звонок застал вас во время важного разговора или совещания. В таких случаях лучше всего попросить собеседника оставить свой номер телефона и пообещать перезвонить ему позже. Лучше всего обозначить возможное время ответного звонка (при этом не забудьте выполнить свое обещание). Если у вас посетители, а вам необходимо позвонить, то следует попросить у них прощения, а сам звонок постараться сделать максимально коротким. Бывает так, что вы в гостях и вам необходимо позвонить. Это можно сделать, только предварительно попросив разрешения у хозяев. Отправляясь, в гости или на деловое свидание, вы в случае необходимости можете оставить своим сотрудникам или родственникам телефонный номер того места, куда вы идете. Правда, необходимо спросить разрешения хозяев или своих деловых партнеров заранее. При этом следует предупредить о том, что вы ожидаете звонка. Но лучше все-таки избегать подобных ситуаций.
Слайд 12
Культура диалога • • • • Культура диалога включает в себя множество требований: уважение к личности собеседника, способность слушать и слышать другого человека, умение корректно вести спор др. Эффективный диалог требует высокой степени зрелости социальных и культурных отношений между людьми и в то же время именно диалог способствует поиску истины и взаимопонимания. В настоящем диалоге нет победителей и побежденных, ибо выигрывают обе стороны, добывая истину и только истину. Необходимо не только слышать, но и слушать собеседника.
Слайд 13
Приемы слушания: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Выясните свои привычки слушать; Не уходите от ответственности за общение; Будьте физически внимательны; Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник; Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника; Следите за выражением лица говорящего; Придерживайтесь одобрительной установки по отношению к говорящему; 8. Слушайте самого себя; 9. Не принимайте молчание за внимание; 10. Не притворяйтесь, что слушаете; 11. Не перебивайте без надобности12. не делайте поспешных выводов; 12. Не дайте «поймать» сами себя на споре; 13. Не задавайте слишком много вопросов; 14. Не будьте излишне чувствительными к эмоциональным словам; 15. Не давайте совета, пока не просят; 16. Не прикрывайтесь слушанием как убежищем.
Слайд 14
Культура спора • • - Искусству спора нужно учиться, ибо оппонент имеет право на свою точку зрения. В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и самоуважение. Вежливый спорщик внимательно выслушает человека не согласного с его мнением. Культура спора включает: Четкое обозначение предмета и цели спора; Точное определение понятий, которыми приходится оперировать в споре; Обоснованность и последовательность аргументации, полноту изложения мысли; Этические нормы, предполагающие взаимно корректное поведение оппонентов; Знакомство с идеями оппонентов из их уст, а не из уст их толкователей. Возражать, но не обвинять; Не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника; Не отклоняться в сторону от темы спора; Спор нужно уметь доводить до конца, то- есть либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты своего оппонента.
Слайд 15
Беседа • • • Искусству вести беседу в обществе, несомненно, можно научиться, для этого надо лишь вырабатывать в себе необходимые навыки, подобно тому, как овладевали ораторским искусством античные ораторы. Это вовсе не значит, что встречи с друзьями должны превращаться в состязания в ораторском искусстве. Заниматься разговором, говорить, только для того, чтобы сказать что-нибудь в обществе, которое ко всем лицам и ко всем обстоятельствам относится поверхностно, которое, шутя, с легким сердцем, будет говорить обо всем решительно - это такое искусство, перед которым пасуют и ученый человек, и одаренный талантами. Не каждому дана способность с легкостью вести умные речи. В искусстве разговора нужно упражняться, не впадая в болтливость, нужно уметь ориентироваться в темах разговора, нужно приноравливаться к человеку, и только после долгого опыта можно видеть свой успех в этом. Прежде всего, в разговоре нужно избегать крикливого "Я". Входить в интересы других и скрывать собственную личность - это особое достоинство каждого разговора.
Слайд 16
Правила хорошего «тона» • • • • • • • • • • • • • Хороший тон требует, чтоб мы избегали таких разговоров, которые неприятны собеседнику или которые приводят его в уныние. Слово - это сила, которая может обратиться против вас самих. Говорить с кем-либо на незнакомом остальному обществу языке весьма неприлично. Речь должна быть не слишком громка, иначе тем самым вы можете поставить себя в неловкое положение. Никогда не следует показывать вида, что разговор вам скучен или вас утомляет или что вы бы хотели беседовать с другими, не нужно смотреть в другую сторону во время разговора и вертеть в руках то, что попадет в руки, смотреть на часы. Обществу ничто так не нравится, как хорошая тема разговора. Для того чтобы разговор получился действительно интересным, содержательным и привлек внимание, надо призвать на помощь всю вашу изобретательность и чувство юмора. О чем разговаривать с человеком малознакомым – о погоде. Это тема, интересующая каждого, безопасная, бесконфликтная. Дискуссия - это искусство. Воспитанный человек редко рассказывает в обществе о своих личных делах. Культурный человек мало говорит и о делах своих ближних. Не рассказывайте в обществе сенсационных, но не достоверных новостей. Не говорите на иностранном языке в присутствии людей, которые им не владеют.
Слайд 17
Правила хорошего «тона» • • • • • • • • • • • • • • • Некрасиво перебивать, когда кто-нибудь говорит, особенно если это человек преклонного возраста. В обществе не следует выспрашивать у партнера подробности его болезни. С женщинами, которые красят волосы, чтобы спрятать седину, лучше не обсуждать эту тему. Интересоваться возрастом другого не следует. Если кто-нибудь ссылается на занятость, уходит раньше или отказывается от встречи, не требуйте подробных объяснений. Не спрашивайте профессионального совета у врача или юриста, которого случайно встретили в гостях, на улице или в транспорте. Некрасиво публично заниматься самобичеванием, постоянно жаловаться на неудачи. Редко привлекает к себе симпатии человек, повествующий в обществе о своих успехах, высоких качествах, талантах. В компании мужчина может и, пожалуй, даже обязан говорить женщинам любезности, но при этом нужно быть корректным и ненавязчивым. Обычно тот, кто слишком старается держаться свободно, казаться остроумным и занимать общее внимание, чаще всего склонен ко всяческим "ляпам". Анекдотами не следует сыпать, не давая слушателям опомниться. Не рекомендуется злоупотреблять в обществе колкостями. Полезно учиться не только говорить, но и слушать. Вежливый человек редко прерывает чужой рассказ, даже если слышал его добрую сотню раз. К юношам или девушкам после 18 лет следует обращаться на "вы".
Слайд 18
Голос, тон • • • Своим голосом, благозвучным или крикливым, вы непроизвольно создаете вокруг себя приятную или тяжелую атмосферу. Смысл произносимых вами слов не оказывает на это почти никакого влияния.. Действительная информация заключена в музыке вашего голоса. Опасность состоит в том, что ни вы, ни ваши собеседники не в состоянии сознательно проанализировать эту невольную информацию, которая достигает цели. Своим голосом вы каждый день создаете свой, незнакомый вам самим портрет, который, увы, не всегда может вам польстить. Каждая современная женщина в состоянии исправить свой голос. Прежде всего, постарайтесь честно вспомнить, слышали ли вы когда-нибудь похвалу своему голосу. Если вы считаете, что ваш голос производит на окружающих благоприятное впечатление, попробуйте его записать на магнитофон и воспроизведите запись. При первом прослушивании обычно с большим удивлением узнают свой собственный голос. Приятный голос - мы здесь говорим о женском голосе - это, как правило, нежный голос: не громкий и не тихий, не быстрый, не резкий, не слишком низкий. Если ваш голос не нравится окружающим, это, может быть, потому, что он мало соответствует вашей роли, в жизни. Возможно, вы утомляетесь при разговоре. Это лишнее доказательство того, что ваш голос плохо поставлен, и вам необходимо обратиться за помощью к врачу-логопеду. Другие недостатки речи (заикание, пришепетывание, сюсюканье) также могут быть исправлены. Иногда вполне достаточно обратиться к врачу-отоларингологу, который, исследовав ваши горло и нос, возможно обнаружит заболевание, делающее ваш голос неблагозвучным. Расстройства нервной системы или внешние причины нередко приводят к ухудшению голоса. Одной из таких причин может быть многолетнее табакокурение.
Слайд 19
Заключение • • • • • • Люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, не контактируя друг с другом и не влияя друг. Для культурно развитого человека общение становится потребностью, ибо общение – это обмен действиями, поступками, мыслями, переживаниями с другими людьми. Общение – одновременно процесс самовоспитания, обращения человека к собственной душе, совести, внутренним побуждениям. В настоящее время начинает осознаваться теснейшая взаимосвязь между экономикой, воспитанием, отношением к труду и культурой человека. Актуальнейшая проблема сегодня – нравственный облик, культура личности, т.к. в решении экономических, общесоциальных и культурных вопросов важны усилия не только коллектива, но и каждого человека. Особо следует обратить внимание на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу – важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений. Речь – наиболее содержательное, емкое и выразительное средство общения. Высокая речевая культура предполагает высокую культуру мышления, ибо незрелые мысли нельзя выразить в ясной доступной форме. Воспитанность, культуру человека характеризует также «немой язык» человеческих чувств – взгляд, жест, поза, манера держаться в разговоре. Необходимость этикета обусловлена самим фактом существования человеческого общества
Слайд 20
Литература 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности.- Иркутск, Вост.- Сиб. Книжное издательство,1988г. Васильева - Гангнус В. Азбука вежливости. – М., Педагогика,1984г. Калашникова Г.Н. Настольная книга для девочек. – М., Дрофа, 1995г Трофименко В.П, Волгин А.Н. Поговорим об этикете. – М., «Московская правда», 1991г. www. love. Int. ru www. azerilove. net www. etiket. ru

Полный текст материала Презентация "Этикет" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Каратаева Елена Сергеевна  Публикатор
13.01.2017 0 1049 197

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0